Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Коммунальное хозяйство – в центре внимания

Слушать новость
Коммунальное хозяйство – в центре внимания. .

Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и тщетных пока попыток наведения порядка, вызывающая наибольшую неудовлетворенность граждан и требующая огромных денежных вливаний. Что нужно сделать прежде всего, чтобы изменить ситуацию? Поменять отношение к собственности! Заместитель губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вячеслав Вахрин ответил на вопросы корреспондента газеты «Тюменская область сегодня».
– Как тарифы на услуги ЖКХ в Тюменской области соотносятся с тарифами в соседних областях?

– В Тюменской области самые низкие тарифы на коммунальные услуги в УФО. Повышение сдерживается решениями депутатов, губернатора и правительства области. На модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, на подготовку к периоду осенне-зимней эксплуатации расходуются значительные бюджетные средства, которые не учитываются в тарифах. При этом тюменцы недовольны тем, что тарифы ежегодно повышаются. Возникает ощущение, что это недовольство не какой-то конкретной величиной, а самим фактом повышения тарифов. Но пока тарифы не достигнут реально экономически обоснованной величины, а в дальнейшем их рост неизбежен на величину инфляции. Выбор механизмов сдерживания роста, поиск баланса интересов потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов – это основная задача в тарифном регулировании.

Обратите внимание: в конце 2011 года в строгом соответствии с требованиями законодательства в области установлены тарифы на коммунальные услуги на 2012 год (с учетом их изменения с 1 июля и с 1 сентября). Тарифы установлены с учетом ограничения роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги в сопоставимых условиях на 12 и 15 процентов (для централизованного и газового отопления соответственно). Уже после установления тарифов у нас, как и во всех других субъектах России, возникла обязанность установить новые нормативы потребления и перейти с 1 сентября 2012 года на новые правила оказания коммунальных услуг с разделением коммунальных платежей за индивидуальное потребление и по местам общего пользования (общедомовые нужды). Поскольку плата за коммунальную услугу определяется как произведение объема потреб-ления ресурса и величины тарифа, то для тех потребителей, которые исполнили свою обязанность и установили индивидуальные приборы учета холодной, горячей воды и электрической энергии, а также общедомовые приборы учета холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, размер платы за коммунальные услуги с 1 сентября 2012 года не вышел за пределы ограничения роста, поскольку такие потребители не применяют нормативов потребления. Для потребителей, которые не установили приборы учета, размер платы с применением новых нормативов потреб-ления изменился как в меньшую сторону, так и в большую. Это связано с тем, что нормативы потребления стали едиными по области, а не дифференцированными по каждому муниципальному образованию, а также в связи с их разделением на индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Платежи за общедомовые нужды зависят от уборочной площади многоквартирного дома и удельного веса индивидуальных площадей.

Просчитав размер платы за коммунальные услуги в новых условиях и предвидя возможные случаи сверхпредельного роста платы, правительство Тюменской области, во-первых, приняло решение об отсрочке перехода на новые правила оказания коммунальных услуг по отоплению на один год с продолжением применения нормативов потребления по отоплению, ранее установленных органами местного самоуправления, и сохранением расчета нормативов на 12 месяцев и на отопительный период. Во-вторых, правительство области установило региональные особенности переходного периода. Заключаются они в том, что тем потребителям, которые установили общедомовые приборы учета тепловой энергии, стало возможно производить оплату по фактическим показаниям общедомовых приборов учета тепла, а не по среднемесячным значениям предыдущего отопительного периода с однократной корректировкой итоговых платежей в конце года на основании суммарных показаний прибора учета.

Сделано это в связи с многочисленными просьбами самих потребителей, которые, свое-временно исполнив обязательства по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, не могли воспользоваться новыми правилами и, соответственно, перейти к прозрачным и понятным правилам оплаты.

Правительством области принято решение о субсидировании гражданам, проживающим в жилфонде, не оборудованном индивидуальными и общедомовыми приборами учета воды, размера платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, превышающего установленное ограничение в 12 процентов. Для удобства потребителей субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям, а граждане в платежных квитанциях в графе «льготы, субсидии» видят величину субсидирования по каждой услуге, которая исключается из итоговой суммы платежа по квитанции. Такое субсидирование, введенное на срок до 1 июля 2013 года, позволяет выполнять обязательства власти по недопущению сверхроста платежей за коммунальные услуги, а потребителям – ускориться в вопросах установки приборов учета, поскольку они видят, сколько будут дополнительно оплачивать, если приборов учета не появится.

– 25 февраля Владимир Путин потребовал снизить необоснованно выросшие коммунальные платежи и установить предел роста платы в 6 процентов в год. Время идет. Что меняется?

– Прежде всего такое поручение главы государства свидетельствует о системном кризисе федерального законодательного регулирования сферы ЖКХ. Если реформа осуществляется без понимания и поддержки населением и строгое следование установленным правилам приводит к ситуации, когда гарант соблюдения прав и свобод граждан вынужден вмешиваться в процесс и осуществлять «ручное» управление, ломать «правила игры», то это очень плохой знак.

Объясню существующую ситуацию по росту коммунальных платежей после 1 января 2013 года на примере Тюменской области. Действительно, ни нормативы потребления, ни действующие тарифы с начала года не изменились, а возможных негативных последствий применения новых правил и нормативов нам удалось избежать мерами субсидирования.

Начиная же с 2013 года прекратили действие положения федерального закона № 184, которыми ранее ограничивался предельный рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с федеральным законом № 210 мы с 1 января впервые установили тарифы на горячую воду: в Тобольске – для открытой системы теплоснабжения, в Тюмени – для закрытой. Если раньше стоимость горячей воды определялась расчетным путем исходя из стоимости холодной воды и стоимости теп-ловой энергии на подогрев, без учета потерь тепловой энергии в полотенцесушителях и иных внут-ридомовых сетях, то теперь в соответствии с методическими указаниями № 47 Минрегиона России такие потери тарифом учитываются. Кроме этого, тариф, устанавливаемый впервые, не может не быть экономически обоснованным, ограничения роста платы на него не могут распространяться в принципе. Эти изменения привели к росту платы за горячую воду в Тобольске на 21 процент (в совокупной плате рост 3 процента, затрагивает 60 процентов населения), в Тюмени на 36 процентов (в совокупной плате рост 4 процента, затрагивает 0,2 процента населения).

Что же касается изменения тарифов с 1 июля 2013 года, то все установленные Федеральной службой по тарифам России для Тюменской области предельные индексы роста тарифов превышают 6 процентов. Рост итоговых тарифов на коммунальные услуги в среднем за 2013 год составит: электроэнергия – 6 процентов, водоснабжение и водоотведение – 4 процента, тепловая энергия – 8 процентов. Рост тарифов на природный и сжиженный газ также решениями ФСТ России предопределен и составит 7,5 процента. Основная составляющая коммунальной платы – плата за тепло. При этом цена на газ по сути определяет цену на тепло. Пересмотр тарифов может осуществляться только по основаниям, установленным федеральным законом. Таких оснований на сегодняшний день нет. Установленные тарифы приводят к росту платы за коммунальные услуги в среднем на 10–12 процентов в год, что соответствует прогнозу социально-экономического развития России на 2013 год, утвержденному Министерством экономического развития России. Таким образом, тарифное регулирование в Тюменской области полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Более того, наш опыт заботы о потребителях отмечен положительно на федеральном уровне, предложения по совершенствованию нормативной правовой базы оказались востребованными. Но новые задачи поставлены, и работа продолжается.

Поэтому поручение президента обязательно исполним, но варианты решения придется еще поискать.

Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и тщетных пока попыток наведения порядка, вызывающая наибольшую неудовлетворенность граждан и требующая огромных денежных вливаний. Что нужно сделать прежде всего, чтобы изменить ситуацию? Поменять отношение к собственности! Заместитель губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вячеслав Вахрин ответил на вопросы корреспондента газеты «Тюменская область сегодня».
– Как тарифы на услуги ЖКХ в Тюменской области соотносятся с тарифами в соседних областях?

– В Тюменской области самые низкие тарифы на коммунальные услуги в УФО. Повышение сдерживается решениями депутатов, губернатора и правительства области. На модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, на подготовку к периоду осенне-зимней эксплуатации расходуются значительные бюджетные средства, которые не учитываются в тарифах. При этом тюменцы недовольны тем, что тарифы ежегодно повышаются. Возникает ощущение, что это недовольство не какой-то конкретной величиной, а самим фактом повышения тарифов. Но пока тарифы не достигнут реально экономически обоснованной величины, а в дальнейшем их рост неизбежен на величину инфляции. Выбор механизмов сдерживания роста, поиск баланса интересов потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов – это основная задача в тарифном регулировании.

Обратите внимание: в конце 2011 года в строгом соответствии с требованиями законодательства в области установлены тарифы на коммунальные услуги на 2012 год (с учетом их изменения с 1 июля и с 1 сентября). Тарифы установлены с учетом ограничения роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги в сопоставимых условиях на 12 и 15 процентов (для централизованного и газового отопления соответственно). Уже после установления тарифов у нас, как и во всех других субъектах России, возникла обязанность установить новые нормативы потребления и перейти с 1 сентября 2012 года на новые правила оказания коммунальных услуг с разделением коммунальных платежей за индивидуальное потребление и по местам общего пользования (общедомовые нужды). Поскольку плата за коммунальную услугу определяется как произведение объема потреб-ления ресурса и величины тарифа, то для тех потребителей, которые исполнили свою обязанность и установили индивидуальные приборы учета холодной, горячей воды и электрической энергии, а также общедомовые приборы учета холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, размер платы за коммунальные услуги с 1 сентября 2012 года не вышел за пределы ограничения роста, поскольку такие потребители не применяют нормативов потребления. Для потребителей, которые не установили приборы учета, размер платы с применением новых нормативов потреб-ления изменился как в меньшую сторону, так и в большую. Это связано с тем, что нормативы потребления стали едиными по области, а не дифференцированными по каждому муниципальному образованию, а также в связи с их разделением на индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Платежи за общедомовые нужды зависят от уборочной площади многоквартирного дома и удельного веса индивидуальных площадей.

Просчитав размер платы за коммунальные услуги в новых условиях и предвидя возможные случаи сверхпредельного роста платы, правительство Тюменской области, во-первых, приняло решение об отсрочке перехода на новые правила оказания коммунальных услуг по отоплению на один год с продолжением применения нормативов потребления по отоплению, ранее установленных органами местного самоуправления, и сохранением расчета нормативов на 12 месяцев и на отопительный период. Во-вторых, правительство области установило региональные особенности переходного периода. Заключаются они в том, что тем потребителям, которые установили общедомовые приборы учета тепловой энергии, стало возможно производить оплату по фактическим показаниям общедомовых приборов учета тепла, а не по среднемесячным значениям предыдущего отопительного периода с однократной корректировкой итоговых платежей в конце года на основании суммарных показаний прибора учета.

Сделано это в связи с многочисленными просьбами самих потребителей, которые, свое-временно исполнив обязательства по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, не могли воспользоваться новыми правилами и, соответственно, перейти к прозрачным и понятным правилам оплаты.

Правительством области принято решение о субсидировании гражданам, проживающим в жилфонде, не оборудованном индивидуальными и общедомовыми приборами учета воды, размера платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, превышающего установленное ограничение в 12 процентов. Для удобства потребителей субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям, а граждане в платежных квитанциях в графе «льготы, субсидии» видят величину субсидирования по каждой услуге, которая исключается из итоговой суммы платежа по квитанции. Такое субсидирование, введенное на срок до 1 июля 2013 года, позволяет выполнять обязательства власти по недопущению сверхроста платежей за коммунальные услуги, а потребителям – ускориться в вопросах установки приборов учета, поскольку они видят, сколько будут дополнительно оплачивать, если приборов учета не появится.

– 25 февраля Владимир Путин потребовал снизить необоснованно выросшие коммунальные платежи и установить предел роста платы в 6 процентов в год. Время идет. Что меняется?

– Прежде всего такое поручение главы государства свидетельствует о системном кризисе федерального законодательного регулирования сферы ЖКХ. Если реформа осуществляется без понимания и поддержки населением и строгое следование установленным правилам приводит к ситуации, когда гарант соблюдения прав и свобод граждан вынужден вмешиваться в процесс и осуществлять «ручное» управление, ломать «правила игры», то это очень плохой знак.

Объясню существующую ситуацию по росту коммунальных платежей после 1 января 2013 года на примере Тюменской области. Действительно, ни нормативы потребления, ни действующие тарифы с начала года не изменились, а возможных негативных последствий применения новых правил и нормативов нам удалось избежать мерами субсидирования.

Начиная же с 2013 года прекратили действие положения федерального закона № 184, которыми ранее ограничивался предельный рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с федеральным законом № 210 мы с 1 января впервые установили тарифы на горячую воду: в Тобольске – для открытой системы теплоснабжения, в Тюмени – для закрытой. Если раньше стоимость горячей воды определялась расчетным путем исходя из стоимости холодной воды и стоимости теп-ловой энергии на подогрев, без учета потерь тепловой энергии в полотенцесушителях и иных внут-ридомовых сетях, то теперь в соответствии с методическими указаниями № 47 Минрегиона России такие потери тарифом учитываются. Кроме этого, тариф, устанавливаемый впервые, не может не быть экономически обоснованным, ограничения роста платы на него не могут распространяться в принципе. Эти изменения привели к росту платы за горячую воду в Тобольске на 21 процент (в совокупной плате рост 3 процента, затрагивает 60 процентов населения), в Тюмени на 36 процентов (в совокупной плате рост 4 процента, затрагивает 0,2 процента населения).

Что же касается изменения тарифов с 1 июля 2013 года, то все установленные Федеральной службой по тарифам России для Тюменской области предельные индексы роста тарифов превышают 6 процентов. Рост итоговых тарифов на коммунальные услуги в среднем за 2013 год составит: электроэнергия – 6 процентов, водоснабжение и водоотведение – 4 процента, тепловая энергия – 8 процентов. Рост тарифов на природный и сжиженный газ также решениями ФСТ России предопределен и составит 7,5 процента. Основная составляющая коммунальной платы – плата за тепло. При этом цена на газ по сути определяет цену на тепло. Пересмотр тарифов может осуществляться только по основаниям, установленным федеральным законом. Таких оснований на сегодняшний день нет. Установленные тарифы приводят к росту платы за коммунальные услуги в среднем на 10–12 процентов в год, что соответствует прогнозу социально-экономического развития России на 2013 год, утвержденному Министерством экономического развития России. Таким образом, тарифное регулирование в Тюменской области полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Более того, наш опыт заботы о потребителях отмечен положительно на федеральном уровне, предложения по совершенствованию нормативной правовой базы оказались востребованными. Но новые задачи поставлены, и работа продолжается.

Поэтому поручение президента обязательно исполним, но варианты решения придется еще поискать.



В День матери тюменцам напомнили о значимости роли родителей

24 ноября

В школах ЯНАО будут создавать детали для дронов

24 ноября