Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Коммунальное хозяйство – в центре внимания

Слушать новость
Коммунальное хозяйство – в центре внимания. .

Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и тщетных пока попыток наведения порядка, вызывающая наибольшую неудовлетворенность граждан и требующая огромных денежных вливаний. Что нужно сделать прежде всего, чтобы изменить ситуацию, поменять отношение к своей собственности? Заместитель губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вячеслав Вахрин отвечает на вопросы корреспондента газеты «Тюменская область сегодня».
– Какие преобразования необходимы в ЖКХ?

– Считаю, что необходимо разработать общегосударственную стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства с формулированием целей и задач, подходов и путей решения, c соответствующей дорожной картой модернизации и обязательно утвердить ее правительством и президентом страны. Необходимо предварительно широко обсудить такую стратегию с населением, разъяснить подходы и заручиться общественным согласием. Институциональные преобразования должны быть последовательными и логичными, исключающими крутые повороты. В системе все должно работать прозрачно и понятно: какие обязательства берет на себя власть перед населением, какие для этого имеет полномочия, какими ресурсами располагает, во что может направлять бюджетные средства, какое бремя расходов несет население, какие права и обязанности имеют граждане и организации в сфере услуг ЖКХ, какие действенные механизмы контроля соблюдения установленных требований законодательства гарантируются, до какой степени формируются рыночные отношения и где начинаются государственное регулирование и меры социальной помощи и поддержки населения. Необходимо устранить все имеющиеся противоречия в нормативных правовых актах, доработать их, но обязательно в соответствии с утвержденной стратегией развития.

Мне кажется, что выход – в сочетании рыночных отношений, антимонопольного регулирования и адресной социальной поддержки.

К договору управления я бы подходил как  к договору возмездного оказания услуг, перестав требовать от управляющих организаций надлежащего содержания всего общего имущества, даже если собственники такого поручения не дали и платой не обеспечили. По крайней мере тогда можно контролировать целевое расходование средств по каждому многоквартирному дому и добиваться качества заказанных собственниками жилищных услуг, получать реальные отчеты от управляющих организаций и уйти от непрозрачного перекрестного субсидирования и котлового финансирования, когда через управляющие организации происходит перераспределение средств между многоквартирными домами, а источником инвестирования средств в одних собственников фактически является недофинансирование других. При этом минимальный перечень работ по содержанию общего имущества должен устанавливаться нормативным правовым актом, а все дополнительное – на усмотрение самих собственников.

Из тарифов считаю необходимым убрать инвестиционную составляющую – потребители должны оплачивать через тариф только затраты, связанные с оплатой коммунальных ресурсов, производимых имеющейся у ресурсоснабжающей организации коммунальной инфраструктурой, включая затраты на ее амортизацию. Развитие сети должно происходить за счет платы за технологическое присоединение и за счет привлечения инвестиций. Хочет ресурсоснабжающая организация привлечь деньги населения, тогда пусть предлагает, например, взамен акции и дает возможность получения дохода от вновь создаваемого имущества.

Нужно активнее применять новые энергоэффективные и энергосберегающие технологии, развивать конкуренцию на рынке коммунальных услуг. Это заставит монополистов бороться за потребителя и улучшать сервис, привлекать внешние инвестиции. Это даст потребителю право выбора. Нужно оставить возможность инвестирования бюджетных средств в объекты коммунальной инфраструктуры, если того требуют планы развития территории, причем с последующим их управлением муниципальными или государственными предприятиями, если эти объекты не желают выкупить или арендовать коммерческие организации.

Считаю, что нормативы потребления как мерило потребленного коммунального ресурса должны применяться только в жилищном фонде, где установка приборов учета невозможна или не требуется по закону. Нормативы не должны ни  к чему стимулировать, а максимально точно отражать фактический объем потребления коммунального ресурса. Там же, где установка приборов учета является обязательной, вообще исключить применение нормативов потребления.

Пусть потребитель платит по прибору учета, а если не сдает показания два месяца подряд, то  с третьего месяца начинает платить по среднемесячному фактическому объему потребления в  предыдущем периоде, после чего оплата будет начисляться с повышающим прогрессивным коэффициентом. Тогда потребитель вернется к применению прибора учета и его не надо будет уговаривать. Вообще средства от платежей с повышающим коэффициентом возможно расходовать как раз на цели установки индивидуальных приборов учета! При этом возможно вводить меры социальной поддержки для малоимущих категорий населения, субсидируя установку индивидуальных приборов учета.

Что же касается обязательных платежей на капитальный ремонт, то предложил бы пересмотреть сам подход накапливать десятилетиями деньги в условиях инфляции. Лучше создать механизмы помощи кредитования собственников, подумать над льготированием процентов.

Также необходимо последовательно и настойчиво формировать психологию частного собственника у владельцев квартир в многоквартирных домах, коллективное проживание в которых досталось нам  в наследство от советских времен. В те времена не было частной собственности на квартиры, не было понятия общего имущества собственников. Бремя содержания общего имущества – крыш, чердаков, лестничных маршей, подвалов, коммуникаций и т.п., а по сути всего жилого фонда лежало на соответствующих бюджетах, а не на гражданах. Потом прошла бесплатная приватизация жилья. Став собственниками квартир, граждане незаметно для себя стали обязаны сами и за свой счет содержать общее имущество многоквартирного дома. Но не все оказались готовы нести такое бремя.

Многие до сих пор квартиру считают своей, а подъезд ничьим, не понимая, что все его содержание как раз-таки и лежит на плечах самих собственников. Такого высокого удельного веса граждан – собственников квартир в общей массе населения, как сейчас в России, нет ни  в одной стране мира. Причем собственников, материально не способных нести бремя содержания имущества, в т.ч. в части общедомовых затрат. В Европе жилье чаще арендуют, чем имеют в собственности. Ведь вариант не нести бремя затрат на содержание собственности там не проходит. Только если доходы позволяют, человек становится собственником. Мы же пока живем в формате другой логики. У нас и рынок доходных домов отсутствует. Нам кажется, что даже если у нас не будет никакого дохода, мы все равно сможем пользоваться квартирой: мы не привыкли к осознанию того, что любая собственность требует несения бремени расходов ее содержания. Для нас это пока совсем не очевидно.

– Как изменить сознание людей и привить им чувство собственника?

– Люди, ставшие собственниками квартир, делающие в них евроремонты, часто забывают о том, что квартира как некое личное пространство сформирована общим имуществом, плохое содержание которого приведет к потере квартиры. Будет не важно, какой ремонт у тебя в квартире, если разрушатся стены в подъезде.

Содержание общего имущества обеспечиваем коллективными действиями по выбору и реализации способа управления и ежемесячными платежами. Такие платежи называются платой за жилое помещение – и это не совсем правильное название. Многие не понимают, что происходит – вроде сам хозяин квартиры, а за квартиру кому-то платит. Но ведь в его квартире обои не клеят, потолки не белят, полы не стелют, окна не меняют, а он должен платить. У человека протест! В плохом настроении он выходит в подъезд с чувством, что это уже не его. В итоге появляются надписи на стенах, оторванные перила, вывороченные крышки почтовых ящиков, сорванные с петель двери в подъезд. Подъезды только отремонтируют, как через несколько месяцев все возвращается в привычное страшное состояние – все исписано и испачкано. Это ведь не инопланетяне прилетали в наш с вами подъезд, это  в наших головах: в квартире не плюем, не гадим, мусор не кидаем, стены не царапаем, а имущество в подъезде считается чьим-то, поэтому не бережем. Даже если уборщица помоет, тут же кидаем бумажку, чтобы показать, что она плохо помыла. Предлагаю осмыслить: в части жилищной услуги мы ежемесячно платим только за содержание общего имущества! Чем хуже будет подъезд, тем больше будут затраты на его приведение в хорошее состояние.

– Возможно ли снижение платы за услуги ЖКХ?

– Конечно! На жилищных услугах можно сэкономить бережным отношением к эксплуатации общего имущества. В плату за жилое помещение входят расходы на управление общим имуществом управляющей компанией, содержание и текущий ремонт. Сюда входит и вывоз твердых бытовых отходов, ртутьсодержащих ламп, и поддержание в исправном состоянии лифтов, водопровод-но-канализационных коммуникаций и электрических сетей, и содержание подвалов и чердаков, крыш, и влажная санитарно-гигиеническая уборка, и  проведение текущих ремонтов раз  в 3–5 лет  в зависимости от степени износа дома. Это все оплачивается нашими деньгами. Мы должны беречь эту работу, потому что при бережном отношении к общему имуществу можем сэкономить на платежах.

Если поймем эту логику, то когда кто-то из собственников позовет всех на собрание, не останемся сидеть дома на диване перед телевизором. Пойдем на это собрание и будем думать, кого мы наняли, на какие виды работ, что  в отношении нашего имущества делается, как часто заказываем в подъезд уборщицу, сколько за это согласны платить. Важно понять – мы сами устанавливаем размер платы за жилищные услуги! И только если мы сами этого не сделали, применяется установленный муниципалитетом размер платы. Когда мы просим власть установить меньший платеж, это абсурд! Если размер платы за жилое помещение нам не нравится, то мы не нравимся себе сами, потому что это мы не сходили на общее собрание и не выполнили свою функцию. Но кто нам мешает ее выполнить? Нужно лишь организовать общее собрание и установить другую плату, отличную от установленной органом местного самоуправления. Как хотим – больше или меньше. Тут не на кого пенять, кроме как на самих себя.

Большинство собственников, живущих в многоквартирных домах и недовольных ситуацией, не удосужились взять в руки договор управления и прочитать, что обязалась сделать управляющая организация, за что собственники платят деньги и сколько. Почему? Рассуждают обычно так: «Раз все соседи платят, и я буду». В коллективном бездействии мы теряем себя как потребителя услуг и как собственника имущества.

Экономить же на платежах за коммунальные услуги можем поддержанием в исправном состоянии внутридомовых инженерных коммуникаций, что позволяет избежать потерь коммунальных ресурсов, а также установкой общедомовых и индивидуальных приборов учета и устройств регулирования. Так что формулы успеха совсем не сложные. Самый эффективный управленец – это хозяин. Никто не справится с управлением имущества лучше, чем собственник.

Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера постоянных изменений и тщетных пока попыток наведения порядка, вызывающая наибольшую неудовлетворенность граждан и требующая огромных денежных вливаний. Что нужно сделать прежде всего, чтобы изменить ситуацию, поменять отношение к своей собственности? Заместитель губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вячеслав Вахрин отвечает на вопросы корреспондента газеты «Тюменская область сегодня».
– Какие преобразования необходимы в ЖКХ?

– Считаю, что необходимо разработать общегосударственную стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства с формулированием целей и задач, подходов и путей решения, c соответствующей дорожной картой модернизации и обязательно утвердить ее правительством и президентом страны. Необходимо предварительно широко обсудить такую стратегию с населением, разъяснить подходы и заручиться общественным согласием. Институциональные преобразования должны быть последовательными и логичными, исключающими крутые повороты. В системе все должно работать прозрачно и понятно: какие обязательства берет на себя власть перед населением, какие для этого имеет полномочия, какими ресурсами располагает, во что может направлять бюджетные средства, какое бремя расходов несет население, какие права и обязанности имеют граждане и организации в сфере услуг ЖКХ, какие действенные механизмы контроля соблюдения установленных требований законодательства гарантируются, до какой степени формируются рыночные отношения и где начинаются государственное регулирование и меры социальной помощи и поддержки населения. Необходимо устранить все имеющиеся противоречия в нормативных правовых актах, доработать их, но обязательно в соответствии с утвержденной стратегией развития.

Мне кажется, что выход – в сочетании рыночных отношений, антимонопольного регулирования и адресной социальной поддержки.

К договору управления я бы подходил как  к договору возмездного оказания услуг, перестав требовать от управляющих организаций надлежащего содержания всего общего имущества, даже если собственники такого поручения не дали и платой не обеспечили. По крайней мере тогда можно контролировать целевое расходование средств по каждому многоквартирному дому и добиваться качества заказанных собственниками жилищных услуг, получать реальные отчеты от управляющих организаций и уйти от непрозрачного перекрестного субсидирования и котлового финансирования, когда через управляющие организации происходит перераспределение средств между многоквартирными домами, а источником инвестирования средств в одних собственников фактически является недофинансирование других. При этом минимальный перечень работ по содержанию общего имущества должен устанавливаться нормативным правовым актом, а все дополнительное – на усмотрение самих собственников.

Из тарифов считаю необходимым убрать инвестиционную составляющую – потребители должны оплачивать через тариф только затраты, связанные с оплатой коммунальных ресурсов, производимых имеющейся у ресурсоснабжающей организации коммунальной инфраструктурой, включая затраты на ее амортизацию. Развитие сети должно происходить за счет платы за технологическое присоединение и за счет привлечения инвестиций. Хочет ресурсоснабжающая организация привлечь деньги населения, тогда пусть предлагает, например, взамен акции и дает возможность получения дохода от вновь создаваемого имущества.

Нужно активнее применять новые энергоэффективные и энергосберегающие технологии, развивать конкуренцию на рынке коммунальных услуг. Это заставит монополистов бороться за потребителя и улучшать сервис, привлекать внешние инвестиции. Это даст потребителю право выбора. Нужно оставить возможность инвестирования бюджетных средств в объекты коммунальной инфраструктуры, если того требуют планы развития территории, причем с последующим их управлением муниципальными или государственными предприятиями, если эти объекты не желают выкупить или арендовать коммерческие организации.

Считаю, что нормативы потребления как мерило потребленного коммунального ресурса должны применяться только в жилищном фонде, где установка приборов учета невозможна или не требуется по закону. Нормативы не должны ни  к чему стимулировать, а максимально точно отражать фактический объем потребления коммунального ресурса. Там же, где установка приборов учета является обязательной, вообще исключить применение нормативов потребления.

Пусть потребитель платит по прибору учета, а если не сдает показания два месяца подряд, то  с третьего месяца начинает платить по среднемесячному фактическому объему потребления в  предыдущем периоде, после чего оплата будет начисляться с повышающим прогрессивным коэффициентом. Тогда потребитель вернется к применению прибора учета и его не надо будет уговаривать. Вообще средства от платежей с повышающим коэффициентом возможно расходовать как раз на цели установки индивидуальных приборов учета! При этом возможно вводить меры социальной поддержки для малоимущих категорий населения, субсидируя установку индивидуальных приборов учета.

Что же касается обязательных платежей на капитальный ремонт, то предложил бы пересмотреть сам подход накапливать десятилетиями деньги в условиях инфляции. Лучше создать механизмы помощи кредитования собственников, подумать над льготированием процентов.

Также необходимо последовательно и настойчиво формировать психологию частного собственника у владельцев квартир в многоквартирных домах, коллективное проживание в которых досталось нам  в наследство от советских времен. В те времена не было частной собственности на квартиры, не было понятия общего имущества собственников. Бремя содержания общего имущества – крыш, чердаков, лестничных маршей, подвалов, коммуникаций и т.п., а по сути всего жилого фонда лежало на соответствующих бюджетах, а не на гражданах. Потом прошла бесплатная приватизация жилья. Став собственниками квартир, граждане незаметно для себя стали обязаны сами и за свой счет содержать общее имущество многоквартирного дома. Но не все оказались готовы нести такое бремя.

Многие до сих пор квартиру считают своей, а подъезд ничьим, не понимая, что все его содержание как раз-таки и лежит на плечах самих собственников. Такого высокого удельного веса граждан – собственников квартир в общей массе населения, как сейчас в России, нет ни  в одной стране мира. Причем собственников, материально не способных нести бремя содержания имущества, в т.ч. в части общедомовых затрат. В Европе жилье чаще арендуют, чем имеют в собственности. Ведь вариант не нести бремя затрат на содержание собственности там не проходит. Только если доходы позволяют, человек становится собственником. Мы же пока живем в формате другой логики. У нас и рынок доходных домов отсутствует. Нам кажется, что даже если у нас не будет никакого дохода, мы все равно сможем пользоваться квартирой: мы не привыкли к осознанию того, что любая собственность требует несения бремени расходов ее содержания. Для нас это пока совсем не очевидно.

– Как изменить сознание людей и привить им чувство собственника?

– Люди, ставшие собственниками квартир, делающие в них евроремонты, часто забывают о том, что квартира как некое личное пространство сформирована общим имуществом, плохое содержание которого приведет к потере квартиры. Будет не важно, какой ремонт у тебя в квартире, если разрушатся стены в подъезде.

Содержание общего имущества обеспечиваем коллективными действиями по выбору и реализации способа управления и ежемесячными платежами. Такие платежи называются платой за жилое помещение – и это не совсем правильное название. Многие не понимают, что происходит – вроде сам хозяин квартиры, а за квартиру кому-то платит. Но ведь в его квартире обои не клеят, потолки не белят, полы не стелют, окна не меняют, а он должен платить. У человека протест! В плохом настроении он выходит в подъезд с чувством, что это уже не его. В итоге появляются надписи на стенах, оторванные перила, вывороченные крышки почтовых ящиков, сорванные с петель двери в подъезд. Подъезды только отремонтируют, как через несколько месяцев все возвращается в привычное страшное состояние – все исписано и испачкано. Это ведь не инопланетяне прилетали в наш с вами подъезд, это  в наших головах: в квартире не плюем, не гадим, мусор не кидаем, стены не царапаем, а имущество в подъезде считается чьим-то, поэтому не бережем. Даже если уборщица помоет, тут же кидаем бумажку, чтобы показать, что она плохо помыла. Предлагаю осмыслить: в части жилищной услуги мы ежемесячно платим только за содержание общего имущества! Чем хуже будет подъезд, тем больше будут затраты на его приведение в хорошее состояние.

– Возможно ли снижение платы за услуги ЖКХ?

– Конечно! На жилищных услугах можно сэкономить бережным отношением к эксплуатации общего имущества. В плату за жилое помещение входят расходы на управление общим имуществом управляющей компанией, содержание и текущий ремонт. Сюда входит и вывоз твердых бытовых отходов, ртутьсодержащих ламп, и поддержание в исправном состоянии лифтов, водопровод-но-канализационных коммуникаций и электрических сетей, и содержание подвалов и чердаков, крыш, и влажная санитарно-гигиеническая уборка, и  проведение текущих ремонтов раз  в 3–5 лет  в зависимости от степени износа дома. Это все оплачивается нашими деньгами. Мы должны беречь эту работу, потому что при бережном отношении к общему имуществу можем сэкономить на платежах.

Если поймем эту логику, то когда кто-то из собственников позовет всех на собрание, не останемся сидеть дома на диване перед телевизором. Пойдем на это собрание и будем думать, кого мы наняли, на какие виды работ, что  в отношении нашего имущества делается, как часто заказываем в подъезд уборщицу, сколько за это согласны платить. Важно понять – мы сами устанавливаем размер платы за жилищные услуги! И только если мы сами этого не сделали, применяется установленный муниципалитетом размер платы. Когда мы просим власть установить меньший платеж, это абсурд! Если размер платы за жилое помещение нам не нравится, то мы не нравимся себе сами, потому что это мы не сходили на общее собрание и не выполнили свою функцию. Но кто нам мешает ее выполнить? Нужно лишь организовать общее собрание и установить другую плату, отличную от установленной органом местного самоуправления. Как хотим – больше или меньше. Тут не на кого пенять, кроме как на самих себя.

Большинство собственников, живущих в многоквартирных домах и недовольных ситуацией, не удосужились взять в руки договор управления и прочитать, что обязалась сделать управляющая организация, за что собственники платят деньги и сколько. Почему? Рассуждают обычно так: «Раз все соседи платят, и я буду». В коллективном бездействии мы теряем себя как потребителя услуг и как собственника имущества.

Экономить же на платежах за коммунальные услуги можем поддержанием в исправном состоянии внутридомовых инженерных коммуникаций, что позволяет избежать потерь коммунальных ресурсов, а также установкой общедомовых и индивидуальных приборов учета и устройств регулирования. Так что формулы успеха совсем не сложные. Самый эффективный управленец – это хозяин. Никто не справится с управлением имущества лучше, чем собственник.



Более тысячи студентов посвятили в первокурсники в Тюмени

24 ноября

В День матери тюменцам напомнили о значимости роли родителей

24 ноября