Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Благородные задачи Тюменского госуниверситета

Слушать новость
Благородные задачи Тюменского госуниверситета. .

В Тюменском государственном университете состоялись выборы ректора на последующий пятилетний срок. Избранный большинством голосов Валерий Фальков дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты.
– Валерий Николаевич, прежде всего разрешите поздравить вас от имени редакции газеты с избранием на должность ректора ТюмГУ.Расскажите, что является для вас первоочередным в работе на этом посту?

– В деятельности ректора можно увидеть ряд направлений, в каждом из которых имеются первоочередные задачи. Однако самым важным, интегральным направлением считаю умение привлекать в университет новые таланты. Тюменский государственный университет должен стать самым перспективным и интересным вузом для выпускников школ, а также учащихся других высших образовательных учреждений, желающих продолжить обучение в магистратуре.

Приоритетное внимание намерены уделить качеству отбора тех, кто поступает в ТюмГУ.

Не видим вуз в качестве ог­ромного университета, предоставляющего массовое образование – хотя масштабы Тюменского госуниверситета позволяют этого достичь. Наша задача – предложить настолько комфортные условия для обучения, чтобы к нам шли самые талантливые выпускники школ. В течение многих лет университет проводит олимпиады среди школьников, в его стенах работает гимназия. В целом ставим перед собой задачу выйти за пределы статуса регионального вуза.

Одним из важных критериев такого отбора являются результаты Единого государственного экзамена. Средний балл ЕГЭ у первокурсников, поступивших в ТюмГУ на бюджетные места в 2012 году, составил 69,7 (в расчете на один предмет). В этом году планируем выйти на проходной балл свыше 70, а это уже означает «вхождение в высшую лигу» среди вузов.

На мой взгляд, главной движущей силой университета на пути к поставленной цели являются люди: как студенты, так и сотрудники университета.

Коллеги в учебных аудиториях, научных лабораториях и рабочих кабинетах – вот «золотой фонд» университета и главный объект внимания. Необходимо раскрыть потенциал уже работающих сотрудников вуза, но нужны и новые люди – как преподаватели, так  и управленцы. Для достижения данной цели намерены использовать следующую стратегию: во-первых, научиться на системной основе привлекать в вуз действительно лучших на академическом рынке труда российских и зарубежных специалистов. И не для чтения одной-двух лекций, а на срок от двух недель до одного семестра, с заранее запланированной нагрузкой по базовым учебным курсам.

Тогда тюменские студенты получат возможность прослушать курс, например, по теплофизике, прочитанный одним из ведущих специалистов в данной области знаний.

Это ни  в коей мере не умаляет квалификации профессоров ТюмГУ, просто такая практика позволит поддерживать ведущий на нынешний день международный уровень преподавания.

Во-вторых, не менее важно сделать университет самым привлекательным работодателем для лучших выпускников тюменских вузов.

Отдельная и важная тема – использование потенциала уже работающих сотрудников. Не секрет, что  у многих преподавателей вуза запредельная учебная нагрузка. Выход из создавшейся ситуации возможен в реализации права преподавателей на творческий отпуск с целью подготовки научных работ – конечно, при соблюдении определенных условий и на конкурсной основе.

Также возможно ранжирование учебной нагрузки в зависимости от научных достижений преподавателя. Чем выше научная эффективность, тем меньше учебная нагрузка.

– Какие наиболее актуальные задачи развития вуза ставите перед собой в первый год работы на посту ректора?

– Актуальных задач несколько. Первая – совершенствование кадровой политики. Вторая – активизация научной деятельности в стенах вуза. Третья – реформирование системы управления. В качестве других приоритетных задач назову создание комфортных, в том числе и бытовых условий для студентов, сохранение благоприятного морально-психологического климата в университете, дальнейшее решение вопросов безопасности и, конечно же, постоянное внимание к вопросам раскрытия личностного потенциала студентов, обучающихся в вузе. Последнее означает и создание условий для того, чтобы студентам было интересно посещать лекции и семинары, заниматься исследовательской работой.

– Как оцените потенциал ТюмГУ к моменту вашего вступления в должность?

– Прежде всего отмечу, что среди вузов нашей страны можно выделить четыре основных категории: федеральные университеты, исследовательские университеты, ведущие вузы России и все остальные высшие учебные заведения. Тюменский государственный университет относится к категории ведущих вузов, и мы ставим перед собой задачу перейти в «лигу» исследовательских университетов. Для этого за последние годы сделано многое по разным направлениям, и прежде всего в формировании лабораторной базы. Университет выиграл ряд значимых общероссийских конкурсов. Вместе с тем, и мы ясно это осознаем, университет сегодня должен развиваться еще быстрее, чем вчера.

– Каким вам видится будущее Тюменского государственного университета как исследовательско-образовательного центра?

– Несомненно, светлым – если ответить однозначно. Если же говорить развернуто, то прежде всего необходимо помнить, что любой серьезный университет является исследовательским. Вопрос лишь в качестве и объеме проводимых в его стенах исследований. Соответственно, стремимся к созданию такого вуза, который выделялся бы среди себе подобных качеством и объемом исследований. Это, в свою очередь, означает, что основная часть преподавателей университета вовлечена в исследовательскую работу.

Убежден, что как классический университет мы должны заниматься как фундаментальными, так  и прикладными исследованиями. Однако проводить их следует с прицелом на потребности региона.

В частности, необходимо четко осознавать, что  в Тюменской области создается нефтехимический кластер, и глава региона четко обозначил роль университетской науки в его развитии. Специалисты ТюмГУ в настоящее время работают по подготовке кадров и проведению исследований в рамках формирования в регионе туристической

индустрии. Также перед сотрудниками и руководством ТюмГУ стоит серьезная задача в русле помощи региональным предприятиям в выработке стратегии деятельности в рамках Всемирной торговой организации. Совместно с органами областной власти университетом планируется создание Центра ВТО. И это лишь часть из реализуемых вузом проектов.

Отдельный и очень крупный блок деятельности – подготовка кадров для системы общего образования. Подготовка учителей видится как часть нашей миссии. Считаю, что лучшие выпускники ТюмГУ, не только педагоги, но  и  математики, биологи, физики, юристы и представители других предметных наук, должны находить себе место в школах. Это крайне принципиальный вопрос, поскольку конкурентоспособность вуза, безусловно, зависит от работы школы. Качество общего образования и уровень вузовской подготовки тесно взаимосвязаны.

Университет – это место сосредоточения интеллигенции, вуз должен выполнять историческую миссию по формированию интеллектуальной элиты. Именно поэтому так актуален ныне тезис о необходимости формирования интеллигентной личности именно посредством университетского образования. Формирование зрелой личности, не просто образованной, но  и культурно, нравственно развитой, умеющей отделить «зерна от плевел», а доброе от злого – в этом и заключается миссия вузовского образования. Развитие Тюменского государственного университета идет именно в русле этой благородной задачи.

В Тюменском государственном университете состоялись выборы ректора на последующий пятилетний срок. Избранный большинством голосов Валерий Фальков дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты.
– Валерий Николаевич, прежде всего разрешите поздравить вас от имени редакции газеты с избранием на должность ректора ТюмГУ.Расскажите, что является для вас первоочередным в работе на этом посту?

– В деятельности ректора можно увидеть ряд направлений, в каждом из которых имеются первоочередные задачи. Однако самым важным, интегральным направлением считаю умение привлекать в университет новые таланты. Тюменский государственный университет должен стать самым перспективным и интересным вузом для выпускников школ, а также учащихся других высших образовательных учреждений, желающих продолжить обучение в магистратуре.

Приоритетное внимание намерены уделить качеству отбора тех, кто поступает в ТюмГУ.

Не видим вуз в качестве ог­ромного университета, предоставляющего массовое образование – хотя масштабы Тюменского госуниверситета позволяют этого достичь. Наша задача – предложить настолько комфортные условия для обучения, чтобы к нам шли самые талантливые выпускники школ. В течение многих лет университет проводит олимпиады среди школьников, в его стенах работает гимназия. В целом ставим перед собой задачу выйти за пределы статуса регионального вуза.

Одним из важных критериев такого отбора являются результаты Единого государственного экзамена. Средний балл ЕГЭ у первокурсников, поступивших в ТюмГУ на бюджетные места в 2012 году, составил 69,7 (в расчете на один предмет). В этом году планируем выйти на проходной балл свыше 70, а это уже означает «вхождение в высшую лигу» среди вузов.

На мой взгляд, главной движущей силой университета на пути к поставленной цели являются люди: как студенты, так и сотрудники университета.

Коллеги в учебных аудиториях, научных лабораториях и рабочих кабинетах – вот «золотой фонд» университета и главный объект внимания. Необходимо раскрыть потенциал уже работающих сотрудников вуза, но нужны и новые люди – как преподаватели, так  и управленцы. Для достижения данной цели намерены использовать следующую стратегию: во-первых, научиться на системной основе привлекать в вуз действительно лучших на академическом рынке труда российских и зарубежных специалистов. И не для чтения одной-двух лекций, а на срок от двух недель до одного семестра, с заранее запланированной нагрузкой по базовым учебным курсам.

Тогда тюменские студенты получат возможность прослушать курс, например, по теплофизике, прочитанный одним из ведущих специалистов в данной области знаний.

Это ни  в коей мере не умаляет квалификации профессоров ТюмГУ, просто такая практика позволит поддерживать ведущий на нынешний день международный уровень преподавания.

Во-вторых, не менее важно сделать университет самым привлекательным работодателем для лучших выпускников тюменских вузов.

Отдельная и важная тема – использование потенциала уже работающих сотрудников. Не секрет, что  у многих преподавателей вуза запредельная учебная нагрузка. Выход из создавшейся ситуации возможен в реализации права преподавателей на творческий отпуск с целью подготовки научных работ – конечно, при соблюдении определенных условий и на конкурсной основе.

Также возможно ранжирование учебной нагрузки в зависимости от научных достижений преподавателя. Чем выше научная эффективность, тем меньше учебная нагрузка.

– Какие наиболее актуальные задачи развития вуза ставите перед собой в первый год работы на посту ректора?

– Актуальных задач несколько. Первая – совершенствование кадровой политики. Вторая – активизация научной деятельности в стенах вуза. Третья – реформирование системы управления. В качестве других приоритетных задач назову создание комфортных, в том числе и бытовых условий для студентов, сохранение благоприятного морально-психологического климата в университете, дальнейшее решение вопросов безопасности и, конечно же, постоянное внимание к вопросам раскрытия личностного потенциала студентов, обучающихся в вузе. Последнее означает и создание условий для того, чтобы студентам было интересно посещать лекции и семинары, заниматься исследовательской работой.

– Как оцените потенциал ТюмГУ к моменту вашего вступления в должность?

– Прежде всего отмечу, что среди вузов нашей страны можно выделить четыре основных категории: федеральные университеты, исследовательские университеты, ведущие вузы России и все остальные высшие учебные заведения. Тюменский государственный университет относится к категории ведущих вузов, и мы ставим перед собой задачу перейти в «лигу» исследовательских университетов. Для этого за последние годы сделано многое по разным направлениям, и прежде всего в формировании лабораторной базы. Университет выиграл ряд значимых общероссийских конкурсов. Вместе с тем, и мы ясно это осознаем, университет сегодня должен развиваться еще быстрее, чем вчера.

– Каким вам видится будущее Тюменского государственного университета как исследовательско-образовательного центра?

– Несомненно, светлым – если ответить однозначно. Если же говорить развернуто, то прежде всего необходимо помнить, что любой серьезный университет является исследовательским. Вопрос лишь в качестве и объеме проводимых в его стенах исследований. Соответственно, стремимся к созданию такого вуза, который выделялся бы среди себе подобных качеством и объемом исследований. Это, в свою очередь, означает, что основная часть преподавателей университета вовлечена в исследовательскую работу.

Убежден, что как классический университет мы должны заниматься как фундаментальными, так  и прикладными исследованиями. Однако проводить их следует с прицелом на потребности региона.

В частности, необходимо четко осознавать, что  в Тюменской области создается нефтехимический кластер, и глава региона четко обозначил роль университетской науки в его развитии. Специалисты ТюмГУ в настоящее время работают по подготовке кадров и проведению исследований в рамках формирования в регионе туристической

индустрии. Также перед сотрудниками и руководством ТюмГУ стоит серьезная задача в русле помощи региональным предприятиям в выработке стратегии деятельности в рамках Всемирной торговой организации. Совместно с органами областной власти университетом планируется создание Центра ВТО. И это лишь часть из реализуемых вузом проектов.

Отдельный и очень крупный блок деятельности – подготовка кадров для системы общего образования. Подготовка учителей видится как часть нашей миссии. Считаю, что лучшие выпускники ТюмГУ, не только педагоги, но  и  математики, биологи, физики, юристы и представители других предметных наук, должны находить себе место в школах. Это крайне принципиальный вопрос, поскольку конкурентоспособность вуза, безусловно, зависит от работы школы. Качество общего образования и уровень вузовской подготовки тесно взаимосвязаны.

Университет – это место сосредоточения интеллигенции, вуз должен выполнять историческую миссию по формированию интеллектуальной элиты. Именно поэтому так актуален ныне тезис о необходимости формирования интеллигентной личности именно посредством университетского образования. Формирование зрелой личности, не просто образованной, но  и культурно, нравственно развитой, умеющей отделить «зерна от плевел», а доброе от злого – в этом и заключается миссия вузовского образования. Развитие Тюменского государственного университета идет именно в русле этой благородной задачи.



Тюменец подарил Александру Розенбауму его портрет после концерта

25 ноября

В Тюмени добавили остановки на городских маршрутах №120 и №120к

25 ноября