Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Подвиг дочерней любви

Слушать новость
Подвиг дочерней любви. .

Луполова Прасковья – дочь Ишимского ссыльного, вошедшая в историю мировой культуры под именами Елизаветы и Параши Сибирячки. (Прототип ряда художественных произведений западноевропейских и русских писателей ХIХ в.)

Детские годы Параши прошли в д. Жиляковке (предместье Ишима), где отбывал ссылку ее отец Григорий Луполов, отставной прапорщик. Он был лишен чинов, дворянства и сослан в Сибирь на поселение в 1798 году по уголовному делу (обвинение в укрывательстве воров и ворованных лошадей). Семья из трех человек выживала за счет убогого хозяйства и переписки отцом бумаг в Ишимском земском суде. Желая помочь родителям, Прасковья нанималась на любую тяжелую деревенскую работу, получая вместо денег хлеб. В уповании на бога и надежде на милосердие царя Александра I, девушка приняла решение пойти пешком в Петербург просить помилования отцу. Она отправилась в долгий и опасный путь 8 сентября 1803 года с одним рублем, образом Божией Матери и родительским благословением. Путешествие длилось почти год.

От Ишима до Камышлова Луполова шла пешком, кормилась подаянием, много раз оказывалась на краю гибели, но не теряла веры в высшую справедливость и милосердие людей. От Камышлова до Екатеринбурга ехала на подводах. В Екатеринбурге была принята в доме Метлиной, обучившей ее грамоте. Весной Прасковья плыла водою на барках до Вятки, шла пешком до Казани, останавливалась на месяц в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, 5 августа 1804 года достигла столицы. Девушка провела две недели в Москве, где в ее судьбе приняли участие княгини Трубецкая, Голицына, Юсупова. Жила в доме Юсуповой. Луполова была представлена императрице Марии Федоровне, матери Александра, и супруге царя -- Елизавете Алексеевне.

По приказу царя дело отца Луполовой рассматривал сенатор Козодавлев, глава комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Отец Параши был прощен, и родители вернулись в европейскую Россию. Прасковья стала известной, о ней писали в отечественных и зарубежных газетах и журналах. В 1806 году после паломничества в Киев девушка покидает Петербург и становится насельницей нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. Здесь ее в последний раз навещают отец и мать. В 1809 году из-за расстроенного здоровья (чахотка) Прасковья перебирается в Десятинный монастырь в Великом Новгороде, где умирает 4 декабря, незадолго до принятия пострига. Похоронена у стен Рождественского собора, по другой версии в его подцерковьи.

Нравственный подвиг Луполовой получил широкое освещение в литературе и искусстве не только России, но и европейских стран. Французская писательница Мари-Софи Коттен сделала Парашу героиней своего романа «Елизавета Л., или Ссыльные в Сибири» (1806 г., первое издание на русском языке -- 1807 г.), а итальянский композитор Гаэтано Доницетти создал романтическую оперу «Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири» (премьера: Неаполь, театр Нуово, 13 мая 1827 года). К истории Луполовой обращался также француз Ксавье де Местр. Его повесть «Юная сибирячка» (1815 г.) переводилась и публиковалась на русском языке под названиями «Молодая сибирячка» (1840 г.), «Параша Луполова» (1845 г.). Не исключено воздействие произведения де Местра на «Капитанскую дочку» Александра Пушкина (сходство нравственных коллизий, темы дочерней преданности и милосердия власть имущих). Во 2-й половине ХХ в. появляется анонимный роман «Параша Сибирячка» (из времен Екатерины Великой), где факты биографии Прасковьи соединялись с историей Маши Мироновой. Образ Луполовой получает воплощение на сцене русского театра, в пьесе Николая Полевого «Параша Сибирячка» (премьера Александринский театр, 17 января 1840 года, в главных ролях -- Варвара Асенкова и Каратыгин 1-й). С 20-х гг. ХХ в. с утратой православных святынь имя Параши Сибирячки оказалось надолго вычеркнутым из истории России, а его возвращение совпало с началом нового века и значительными духовно-нравственными переменами в стране.

В 2004 году самоотверженной девушке в Ишиме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова с надписью на постаменте: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». В 2008 года на петербургской студии документалных фильмов «Кинор» снят фильм «Параша Сибирячка» (кинорежиссер Константин Артюхов, автор сценария Татьяна Савченкова).

Далее в сюжете: Первая тюменско-кыргызская красавица

Луполова Прасковья – дочь Ишимского ссыльного, вошедшая в историю мировой культуры под именами Елизаветы и Параши Сибирячки. (Прототип ряда художественных произведений западноевропейских и русских писателей ХIХ в.)

Детские годы Параши прошли в д. Жиляковке (предместье Ишима), где отбывал ссылку ее отец Григорий Луполов, отставной прапорщик. Он был лишен чинов, дворянства и сослан в Сибирь на поселение в 1798 году по уголовному делу (обвинение в укрывательстве воров и ворованных лошадей). Семья из трех человек выживала за счет убогого хозяйства и переписки отцом бумаг в Ишимском земском суде. Желая помочь родителям, Прасковья нанималась на любую тяжелую деревенскую работу, получая вместо денег хлеб. В уповании на бога и надежде на милосердие царя Александра I, девушка приняла решение пойти пешком в Петербург просить помилования отцу. Она отправилась в долгий и опасный путь 8 сентября 1803 года с одним рублем, образом Божией Матери и родительским благословением. Путешествие длилось почти год.

От Ишима до Камышлова Луполова шла пешком, кормилась подаянием, много раз оказывалась на краю гибели, но не теряла веры в высшую справедливость и милосердие людей. От Камышлова до Екатеринбурга ехала на подводах. В Екатеринбурге была принята в доме Метлиной, обучившей ее грамоте. Весной Прасковья плыла водою на барках до Вятки, шла пешком до Казани, останавливалась на месяц в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, 5 августа 1804 года достигла столицы. Девушка провела две недели в Москве, где в ее судьбе приняли участие княгини Трубецкая, Голицына, Юсупова. Жила в доме Юсуповой. Луполова была представлена императрице Марии Федоровне, матери Александра, и супруге царя -- Елизавете Алексеевне.

По приказу царя дело отца Луполовой рассматривал сенатор Козодавлев, глава комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Отец Параши был прощен, и родители вернулись в европейскую Россию. Прасковья стала известной, о ней писали в отечественных и зарубежных газетах и журналах. В 1806 году после паломничества в Киев девушка покидает Петербург и становится насельницей нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. Здесь ее в последний раз навещают отец и мать. В 1809 году из-за расстроенного здоровья (чахотка) Прасковья перебирается в Десятинный монастырь в Великом Новгороде, где умирает 4 декабря, незадолго до принятия пострига. Похоронена у стен Рождественского собора, по другой версии в его подцерковьи.

Нравственный подвиг Луполовой получил широкое освещение в литературе и искусстве не только России, но и европейских стран. Французская писательница Мари-Софи Коттен сделала Парашу героиней своего романа «Елизавета Л., или Ссыльные в Сибири» (1806 г., первое издание на русском языке -- 1807 г.), а итальянский композитор Гаэтано Доницетти создал романтическую оперу «Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири» (премьера: Неаполь, театр Нуово, 13 мая 1827 года). К истории Луполовой обращался также француз Ксавье де Местр. Его повесть «Юная сибирячка» (1815 г.) переводилась и публиковалась на русском языке под названиями «Молодая сибирячка» (1840 г.), «Параша Луполова» (1845 г.). Не исключено воздействие произведения де Местра на «Капитанскую дочку» Александра Пушкина (сходство нравственных коллизий, темы дочерней преданности и милосердия власть имущих). Во 2-й половине ХХ в. появляется анонимный роман «Параша Сибирячка» (из времен Екатерины Великой), где факты биографии Прасковьи соединялись с историей Маши Мироновой. Образ Луполовой получает воплощение на сцене русского театра, в пьесе Николая Полевого «Параша Сибирячка» (премьера Александринский театр, 17 января 1840 года, в главных ролях -- Варвара Асенкова и Каратыгин 1-й). С 20-х гг. ХХ в. с утратой православных святынь имя Параши Сибирячки оказалось надолго вычеркнутым из истории России, а его возвращение совпало с началом нового века и значительными духовно-нравственными переменами в стране.

В 2004 году самоотверженной девушке в Ишиме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова с надписью на постаменте: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». В 2008 года на петербургской студии документалных фильмов «Кинор» снят фильм «Параша Сибирячка» (кинорежиссер Константин Артюхов, автор сценария Татьяна Савченкова).



Ранее в сюжете

Тюменский этап советского маршала

22

Крылатый танк

22

Как закаливаются тюменские дети, изучили столичные эксперты

23 ноября

В Тюменской области пройдет показ молодежных короткометражек

23 ноября