Размышления у витрины
У моего крестника приближался день рождения. Что подарить? В расплодившихся «детских мирах» от игрушек кружилась голова: переливающиеся всеми цветами радуги, они зазывали: купи именно меня! Выбор есть. От погремушек, пушистых собачек и зайчиков нежнейших расцветок до демонических монстров в агрессивных зловещих тонах, от привычных пупсов до уродливых, напоминающих блудниц, губастых кукол с недобрыми размалеванными глазами...
Почему среди игрушечного народца так мало добрых, милых, чистых и светлых мордашек? Почему от многих веет безликостью, ущербностью, тупостью, скрытой злобой и призывной чувственностью?
Вот к витрине подошла потенциальная покупательница – симпатичная девчушка в маечке, на которой ухмылялся рисованный черт. Она с интересом рассматривала детскую розовую сумочку, «украшенную» нарядными юными феями с наглыми глазами. Было очевидно, что этим современным сказочным персонажам не знакомы скромность, стыд, кротость и целомудрие. Пожалуйста, не умаляйте последнее слово до телесных пределов: целомудрие – это и внутренняя чистота, благородство, цельность помыслов и поступков. Да, да, полузабытая, запылившаяся архаика или старые добрые времена...
Есть в биографии русского писателя, религиозного философа, поэта и публициста, одного из основоположников славянофильства Алексея Хомякова (1804-1860) такой факт. Когда он и его брат достигли соответствующего возраста, их мать взяла с них клятву, что они не вступят в связь ни с одной женщиной до брака, считая, что мужчина должен, как и девушка, сохранять целомудрие до женитьбы. Иначе она отказывалась дать сыновьям благословение. В 1836 году Алексей Хомяков женился на сестре поэта Николая Языкова Екатерине Михайловне и был счастлив в семейной жизни. К слову, Хомяков был богатым русским барином и не зависел от начальства и литературной деятельности. Среди знакомых семьи и родственников были генералы и министры, губернаторы и обер-прокуроры Синода, ученые и писатели...
Между тем девочка в майке с чертиком сняла с полки яркую куклу с размалеванными глазами и напомаженными губами, одетую в брючки, напоминающие колготки.
– Алена, ты хочешь, чтобы у тебя было такое лицо? – спросила я покупательницу.
– Ни за что.
– В какие игры можно играть с этой куклой?
– В дискотеку, можно делать макияж.
Однажды известный русский писатель, автор комедий «Бригадир», «Недоросль» Денис Фонвизин (1744-1792), вначале вольнодумец, отправился на «просвещенный» Запад и после сравнения российского образа жизни с европейским «ноу-хау» покаялся в вольнодумстве. «Развращение в жизни дошло до крайности. Часто в компании найдешь мужа с двумя женами: с тою, с которою живет, и с тою, с которою развелся. Развестись с женою или сбросить башмак с ноги – здесь все равно», – отмечает он свое мнение о Варшаве в «Письмах из Франции», опубликованных в 1830 году.
Франция разочаровала. «Изгнано из сердец всякое сострадание к своему ближнему. Всякий живет для одного себя. Дружба, родство, честь, благодарность – все это считается химерою. Напротив того, все сентименты обращены в один пункт, то есть ложный вопрос чести. Наружность здесь все заменяет. Будь учтив, то есть никому ни в чем не противоречь; будь любезен, то есть ври, что на ум ни набрело, – вот два правила, чтоб быть charmant. Сообразя все, что вижу, могу сказать безошибочно, что здесь люди не живут, не вкушают истинного счастия и не имеют о нем ниже понятия. Пустой блеск, взбалмошная наглость в мужчинах, бесстыдное непотребство в женщинах, другого, право, ничего не вижу».
«Наилучшие законы не значат ничего, когда исчез в людских сердцах первый закон, первый между людьми союз – добрая вера. У нас ее немного, а здесь нет и головою... Развращение нравов дошло до такой степени, что подлый поступок не наказывается уже и презрением», – с горечью пишет Фонвизин.
«Но я другому отдана; я буду век ему верна», – с печалью, но твердо сказала пушкинская Татьяна Евгению Онегину.
....Как ангел, ты тиха, чиста
и совершенна;
Как женщина, стыдлива
и нежна.
Пусть на земле ничто средь
зол и скорби многой
Твою не запятнает
чистоту,
И всякий, увидав тебя,
прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Это строки из стихотворения Константина Романова (К.Р.), посвященного сестре супруги последнего Российского императора великой княгине Елизавете Федоровне – супруге великого князя Сергея Александровича, брата царя Александра III. «Редкая красота, замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце», – говорили современники об основательнице знаменитой московской Марфо-Мариинской обители.
В феврале 1905 года от взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Стоя на коленях в снегу, она молча собирала и укладывала на носилки части тела любимого мужа. На третий день после гибели супруга Елизавета посетила убийцу. Она хотела, чтобы он раскаялся в преступлении и молил Бога о прощении. Она даже подала царю прошение о помиловании убийцы.
18 июня 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи произошло второе злодейское убийство членов фамилии Романовых. Узников отвезли на заброшенный рудник около Алапаевска, избивали прикладами и живыми сбрасывали в шахту. Елизавета Федоровна не сразу погибла, но поддерживала других.
Продолжаю спрашивать девочку:
– Как ты думаешь, кукла красивая?
– Да, – последовал ответ.
– Почему?
– Потому что модная.
Задаю вопрос юной маме, зашедшей в магазин с коляской.
– Вы купили бы эту куклу и почему?
– Конечно, она же модная!
Ныне властителями умов стали модистки, парикмахеры, стилисты, актеры, певички да клоуны. Они поучают, судят, выносят «приговоры», цинично смакуя нелицеприятные подробности своей и чужой жизни. Им заглядывают в рот, заискивают, цитируют, подражают.
Потому что модно, забавно? Потому что копаться в чужом грязном белье интересно, не оскорбляет, не унижает?
Вот, к примеру, опубликованные откровения светской красавицы, обретшей долгожданное счастье, скрепленное штампом в паспорте. Сначала у нее был роман с бизнесменом, скоропалительный брак с иностранцем, затем снова шумный роман. И наконец, она встретила настоящую, по ее словам, любовь. Пусть супруги живут долго и счастливо, но зачем рассказывать о добрачных амурных похождениях всему свету? Сумеет ли сдержать поток информации гипертрофированной сексуальной направленности новый закон о защите детей?
Старшее поколение наверняка помнит старый фильм «Свадьба с приданым». Оставим в стороне идеологию киноленты – свадьба расстроилась из-за того, что жених во время сватовства опрометчиво упомянул о стыде. Гордая девушка тут же дала ему от ворот поворот. Такие были нравы. А ныне и «пробные» (не зарегистрированные) браки в большинстве своем не считаются развратом.
В заключение процитирую выдающегося социолога минувшего века Питирима Сорокина, автора книги «Американская сексуальная революция». «Рождение, брак и смерть являются главными событиями в жизни человека, поскольку они отмечают начало, середину и конец каждой человеческой жизни. Во все времена они считались чрезвычайно важными не только для отдельного человека, но также для выживания и благополучия сообщества. Поэтому каждое общество тщательно определяло и регулировало обычаи, связанные с этими событиями. Среди них брак считался весьма значительным событием и регулировался так же тщательно, как и ритуалы, освящающие рождение и смерть... Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества. И если сексуальные анархисты составляют значительную часть его членов, то в конце концов они разрушают само общество».
Выйдя из магазина, наткнулась на стайку девушек в брючках, напоминающих колготки. Они дружно курили и о чем-то разговаривали. Мат слетал с их юных уст...