О подготовке к посевной и о мясном фестивале
Шел разговор с заместителем губернатора, директором департамента АПК Тюменской области Владимиром Чейметовым
Как регион готовится к предстоящей весенне-полевой кампании, сколько продукции приобрели тюменцы на недавно прошедшем в областной столице «Мясном базаре» и когда состоится следующий продовольственный фестиваль – об этом и многом другом шла речь в ходе состоявшейся в минувшую субботу на канале «Россия-1» прямой линии с заместителем губернатора, директором департамента АПК Тюменской области Владимиром Чейметовым. Вел программу журналист Анатолий Омельчук. Предлагаем вашему вниманию печатную версию беседы.
На пороге новой полевой кампании
– Владимир Николаевич, на календаре – весна. С каждым днем становится все теп-лее и теплее... Наступает главное время для крестьян?
– Действительно, по финансовым вложениям, трудозатратам подготовка к весенне-полевым работам и их проведение – сложное время для сельхозпроизводителей. Главное, чтобы погода не подвела.
– Зима порадовала аграриев?
– В этом году получили хороший «урожай» снега. Запас влаги в почве в текущем году в два раза выше, нежели в предыдущем. Поэтому с оптимизмом ждем очередной полевой кампании.
– По прогнозам синоптиков, какое нас ожидает лето?
– Точных прогнозов, к сожалению, нет. Однако, как утверждают специалисты, летние температуры будут в пределах среднестатистических.
– Департамент АПК контролирует ход подготовки к посевной?
– Едва собрали урожай прошлого года, как в ноябре уже началась подготовка к очередному аграрному сезону. В департаменте АПК имеются сведения по накоплению хозяйствами материально-технических ресурсов, дизельного топлива, минеральных удобрений, проводится мониторинг по ремонту техники.
– Есть ли у департамента АПК рычаги влияния на хозяйства?
– Все хозяйства региона имеют организационно-правовые формы, отвечающие частному бизнесу. Действуем силой убеждения, оказываем помощь. Задача департамента АПК – решать проблемы, помогать работе хозяйств. Например, сейчас на нефтебазах в силу отрицательных температур нет летнего дизельного топлива. Тем не менее уже заключаются контракты с поставщиками, отрабатываются механизмы доставки, то есть проходят масштабные организационные мероприятия, предвосхищающие полевые работы.
– Проблем с топливом у хозяйств не предвидится?
– Таких вопросов практически никогда не возникало. Надеюсь, что и этот год не станет исключением.
– Много ли новой техники выйдет в предстоящий сезон на тюменские поля? Недавно в п. Винзили, что в Тюменском районе, прошла выставка «Сельскохозяйственная техника и оборудование»… Много контрактов заключили аграрии?
– В этом масштабном мероприятии приняло участие 47 поставщиков техники из различных регионов России. Сельхозпроизводители в свою очередь могли выбрать понравившиеся модели. По итогам выставки заключены контракты на покупку 37 единиц техники. Кстати, за прошедший год хозяйства Тюменской области обновили машинно-тракторный парк на сумму свыше 3 млрд. руб. Это очень серьезные средства. Агропромышленный комплекс – капиталоемкий бизнес. Чтобы осуществлять обработку почвы, иметь складские помещения для хранения урожая, хозяйства вкладывают немалые инвестиции.
– Как власть поддерживает сельхозпроизводителей?
– В регионе действует комплекс мер государственной поддержки. В частности, субсидируется за счет средств областного бюджета покупка оборудования, почвообрабатывающей, кормозаготовительной и зерноуборочной техники. Благодаря этой помощи удалось достаточно емко модернизировать сушильно-сортировальное хозяйство, обновить машинно-тракторный парк, внедрить спутниковую навигацию. Так, если в начале прошлого года ею было оснащено 145 единиц техники, то нынче – более двухсот. Прогресс, как говорится, налицо. Отрадно, что в области активно внедряются ресурсосберегающие технологии, а расход дизельного топлива на гектар уменьшается.
– Будут ли в предстоящем аграрном сезоне какие-то новшества?
– На 16 тыс. га приросли площади ярового сева, причем приоритет будет отдан рыночно выгодным культурам. Увеличились площади, отведенные под кормовые, ведь в области растет поголовье КРС. В целом новые культуры – соя, рапс, семена многолетних трав – все больше и больше завоевывают территории области.
Молочный, мясной… На очереди рыбный?
– Сергей Пронин интересуется: подписано соглашение между Тюменской областью и Москвой, где есть пункт, согласно которому наш регион намерен поставлять часть продукции в столицу. А нам самим хватит продовольствия?
– Задача, стоящая перед АПК региона, – удовлетворение потребностей жителей Тюменской области в качественных продуктах питания. Имеющиеся излишки – молоко, картофель, овощи, яйца – вывозятся за пределы субъекта. Поэтому тюменцам есть чем угостить столицу.
– Звонок из Тобольска. Валентина спрашивает, будет ли в духовной столице Сибири гастрономический фестиваль, подобный недавно прошедшему в Тюмени?
– Проведенный в областном центре «Мясной базар» – своеобразный пилотный проект. Уверен, что этот опыт можно растиражировать в муниципальные образования юга области. Убежден, что фестиваль можно организовать и в Тобольске. Что касается мероприятия, прошедшего 8–9 марта в Тюмени, то оно вызвало большой интерес среди жителей и гостей города. Мясной фестиваль дал хороший импульс новому сельскохозяйственному году. Надеюсь, что все другие мероприятия пройдут с таким же успехом. Кстати, на сентябрь 2013 года снова запланирован молочный фестиваль. Он будет еще масштабнее и интереснее предыдущего. Возможно, праздник состоится не в центре города, а на более просторных площадках, поскольку желающих посетить фестиваль, как показала практика, очень много.
– Телезрители обращаются с пожеланиями организовать также медовый, хлебный и рыбный базары...
– Немало подобных вопросов приходит в адрес департамента АПК и лично губернатору Владимиру Якушеву. Со своей стороны мы готовы пригласить сельхозпроизводителей к участию в таких мероприятиях. Уже имеются тематические павильоны, отработаны механизмы реализации. Будем работать, чтобы фестивали прошли как в областном центре, так и на территориях муниципальных образований.
– К разговору присоединяется телезритель Людмила Константиновна: можно ли увеличить ассортимент местной продукции в магазинах областного центра?
– Мы живем в условиях рыночной экономики, и потребитель имеет возможность выбрать тот или иной товар. Тюменскую продукцию можно найти по ценникам со специальным логотипом. Кроме того, проводимые фестивали как раз способствуют продвижению продукции местных производителей. Ведь в молочном и мясном фестивале принимали участие только тюменские предприятия.
– Недовольные проведенным «Мясным базаром» были?
– Всем не угодишь. Кому-то не понравились пробки, связанные с перекрытием улицы Орд-жоникидзе. Но уверен, что количество людей, довольных мероприятием, в разы больше.
– Телезрители интересуются: почему цены на некоторую продукцию на фестивале были такие же, как в магазине?
– Действительно, стоимость определенной категории товаров не была снижена. Это объясняется тем, что продукция привезена с пылу с жару, что соответственно сказывалось на ценнике. К слову, именно деликатесы – стейки, мраморное мясо – были раскуплены в первую очередь. Разумеется, в организации фестиваля есть над чем работать, в том числе и в направлении ценообразования.
– Александр спрашивает, почему на «Мясном базаре» нельзя было приобрести живых телят и козлят? Фермерам хотелось бы пополнить свое хозяйство.
– Формат выставки носил презентационный характер. Главная задача – познакомить покупателей с продукцией местного производства. Что касается покупки сельскохозяйственных животных, то необходимо обратиться в управления АПК муниципальных образований либо непосредственно к нам в департамент.
– Ирина Николаевна уточняет: почему так редко проходят продовольственные фестивали в выставочном зале?
– Традиционно осенью проходят сельскохозяйственные ярмарки, причем сразу на нескольких площадках города. В текущем году тюменцам также будет представлен график и время проведения ярмарок.
– Региональное животноводство наверстало упущенное и вышло по численности поголовья на уровень советского времени?
– К сожалению, пока нет. Однако в зерновом производстве, возделывая меньшие площади, но применяя интенсивные технологии, регион добивается хороших результатов. Например, в 2011 году получен рекордный урожай. В животноводстве поголовье растет, но чтобы достичь показателей советских лет, предстоит еще немало трудиться.
– Как планируется в дальнейшем продвигать бренд «Покупаем тюменское!»?
– Он приобрел уже большую популярность. С этим проектом регион принимал участие во всероссийском конкурсе, где из более чем 80 субъектов РФ попал в пятерку лучших. Под таким брендом и впредь будет реализовываться качественная продукция местных производителей, чтоб тюменцы могли без затруднения отыскать ее на магазинных полках.
– Жители села Каменка спрашивают, какие меры поддержки есть для личных подсобных хозяйств?
– Те, кто желает приобрести технику, свиноматок, крупнорогатый скот, построить мини-ферму, могут обращаться за господдержкой в управления АПК районов или наш департамент. Если хозяйство в зависимости от вида деятельности попадает под определенную программу, оно обязательно получит поддержку.