Покупатели развивают экономику
Слово «потребитель» уже давно утратило отрицательное значение, присущее советской эпохе. Современная экономика развивается во многом благодаря желанию людей постоянно повышать качество своей жизни, приобретая новые товары и услуги.
Анализ потребительского рынка Тюменской области показывает, что он стабильно развивается в конкурентных условиях и это заставляет торговых работников повышать качество услуг, а производителей предлагать больше хороших и разных товаров. По словам начальника управления лицензирования потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантелеева, покупатель стал более требовательным, поэтому за его кошелек приходится побороться. Принято считать, что в Сибири живут состоятельные и щедрые люди, а развитие тюменской торговли в какой-то мере доказывает это на практике.
По данным областного управления лицензирования потребительского рынка, оборот розничной торговли в прошлом году составил 241,5 миллиарда рублей, следовательно, каждый из живущих в регионе приобрел различных товаров на 178,5 тысячи рублей. Цифра выглядит солидно, однако следует учитывать, что почти половина этих денег населения ушла на приобретение продуктов. Впрочем, продажи непродовольственных товаров за год немного выросли и достигли 53,5 процента. Отчасти на это повлияло улучшение условий торговли, ведь все больше товаров продается в торговых центрах, так что в условиях затяжной зимы покупателям не приходится в спешке носиться по открытым рынкам. Супермаркеты становятся центром семейного отдыха, где можно провести время, поесть, а заодно и приобрести что-то из вещей.
С этого года федеральный закон предписывает всю торговлю перенести в специально оборудованные помещения и в Тюменской области строго следуют этому указанию. Число рынков на ее территории сократилось более чем в два раза, однако количество торговых мест, предоставляемых предпринимателям, сохранилось на прежнем уровне. 3 585 торговых прилавков расположено на 19 капитальных рынках, 1 319 мест предоставляется продавцам в торговых центрах и 882 места – на ярмарках. Всего же в области функционирует около 9 238 объектов розничной торговли площадью 1,8 миллиона квадратных метров, причем 300 торговых точек было введено в прошлом году. Уровень обеспеченности торговыми площадями достиг 854 квадратов на тысячу человек, что соответствует европейским показателям.
Подрос и оборот общественного питания, который составил 14,9 миллиарда рублей, что в пересчете на душу населения дает цифру 11 тысяч целковых. Довольно скромная сумма – легко посчитать, что в месяц средний тюменец потратил на общепит чуть больше девятисот рублей, равносильных одному походу в ресторан. Можно сделать вывод – наши люди предпочитают питаться дома, а объяснить это можно традициями или нежеланием переплачивать за еду. Например, для Тюмени, в отличие от Екатеринбурга, очевидна нехватка недорогих столовых, где трудовой люд и учащаяся молодежь могли бы получить полноценный обед из трех блюд за 100 рублей. Возможно, после того как появятся такие заведения, быстрее сформируется и традиция общественного питания.
В настоящее время подразделениями областного правительства проводится работа по созданию «матрицы района», в которой должно присутствовать достаточное количество разнообразных объектов потребительского рынка, обеспечивающих комфортное проживание. Подтверждается тезис о том, что все «новое» было нами когда-то успешно забыто или даже опровергнуто. Сколько было разговоров о «невидимой руке рынка», которая сама все отрегулирует, прежде чем вернулись к известной еще с советских времен схеме распределения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания по количеству проживающих в районе людей. Только раньше строительство соцкультбыта проектировалось на уровне архитектурной идеи, а теперь нужно еще подумать, чем заманить предпринимателей в глубину спальных новостроек.
Для выживания магазинов шаговой доступности предлагается объединять их в сети совместно с фирменными магазинами местных товаропроизводителей. Есть шанс, что низкие цены «от изготовителя» привлекут покупателей. Ну а в целом идеи объединения под одной торговой маркой, или франчайзинг, продолжают оставаться популярными, в том числе среди региональных монополистов. Свою бизнес-модель готовы тиражировать местные компании «Максим», «Арсенал+», «Кванта+», «Мебельвилль», «Газпром-оптика» и агентство недвижимости «Этажи». 24–25 апреля в Тюмени пройдет II Всероссийский форум «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов».
Особое внимание уделяется вопросу развития объектов дорожного сервиса, который важен с точки зрения занятости населения сельской местности. Через Тюменскую область проходят оживленные автотрассы, соединяющие западную и восточную части России с нефтегазовым Севером.
В прошлом году была проведена инвентаризация придорожной инфраструктуры, предполагается привести ее к единым стандартам качества обслуживания. Подписано соглашение с компанией «Газпромнефть», рядом с заправками которой планируется сооружать сервисные центры. Есть идея размещения придорожной торговли в крупных комплексах, подобных городским торговым центрам, что, по мнению чиновников, даст рабочие места и обеспечит местных жителей новыми видами услуг.