Островок духовной жизни
Настоящим подарком к Международному женскому дню стала премьера комедии «Баба Шанель» в театре «Ангажемент». Любимый многими и уже легендарный автор Николай Коляда из Екатеринбурга представил историю замкнутого в себе женского коллектива.
Эта пьеса была написана в тот момент, когда «Евровидение» покорили «Бурановские бабушки». Хоровой коллектив, представленный актерами «Ангажемента», еще не достиг таких высот, хотя заслуживает их не в меньшей мере. Музыка для героев спектакля стала смыслом существования, а встречи в коллективе – спасательным кругом в житейском море. Их чувства к руководителю наивны, но страсти кипят нешуточные! А еще в спектакле много метких фраз, точных образов, хороших стихов и душевной музыки.
Это первая постановка в «Ангажементе» теперь уже столичного режиссера Семена Филиппова, которого разыскал пытливый и вездесущий руководитель театра Леонид Окунев. Выбор пьесы постановщик объясняет ее отличием от традиционных текстов Коляды, у которого период суровой мрачности сменился просветлением и жизнелюбием. Это дает свои плоды: пьеса «Баба Шанель» пользуется популярностью, только в Москве уже была поставлена три раза. Выпускник Челябинской академии культуры и руководитель театрального объединения «Рупор» не искал легких путей и отказался в спектакле от фонограммы. Работу консультанта по вокалу Анны Лаптевой можно оценить на отлично.
– У нас молодежный театр, поэтому всегда даем дорогу молодым талантам, – отметил Леонид Окунев. – Надеюсь, что автор спектакля останется доволен, ведь наша постановка очень необычна, ее с полной уверенностью можно назвать музыкальным спектаклем. Это наш подарок всем женщинам к весеннему празднику, который можно получать круглый год.
В тюменской интерпретации Коляды, которую уже называют лучшим вариантом спектакля «Баба Шанель», появился новый персонаж – загадочный баянист в исполнении Рината Гарифуллина, который, несмотря на отсутствие текста, просто гипнотизирует публику. Характеры участниц хорового коллектива «Наитие», который по пьесе отмечает свой первый юбилей, очень объемны, а игра актрис Людмилы Петрушевой, Екатерины Захаровой, Ирины Нестеровой, Надежды Емельяновой, Екатерины Душиной и Татьяны Пшеничниковой заслуживает восхищенных комплиментов. Особая миссия у Альбины Захарченко, той самой «Бабы Шанель», играющей даже не персонаж, а явление. Рискнул бы порекомендовать театру время от времени включать ее в состав хорового коллектива этого спектакля, дабы избавить актрису от такого тяжелого испытания для души. Сергея, руководителя ансамбля, планируют играть сразу три актера – Виталий Мигунов, Дмитрий Анисимов и Леонид Окунев, каждый из которых обладает особым шармом и несомненно сможет понравиться зрителям.
Говоря о театральной миссии коллектива, Леонид Окунев подтвердил, что не чувствует давления от тех, кого принято называть «спонсорами». По его мнению, театр – один из немногих видов творчества, в котором нет отношений типа «кто платит – тот заказывает музыку». «Сейчас время вседозволенности, когда можно смешивать Оскара Уайльда и Чехова, к примеру, как это сделали в одном из московских театров, – считает Леонид Григорьевич. – Тот, кто имеет деньги, никогда не придет в наш театр – он у нас слишком демократичный и общедоступный. Деньги вкладывают в спортивные клубы, а здесь говорят о душе, это островок духовной жизни».
Концовка спектакля может вызвать шок у неподготовленного зрителя. Это символический срез современной жизни, когда под внешним благочестием зачастую скрывается разнузданный разврат. Для режиссера это главное событие спектакля, утверждающее, что если вы будете спокойно петь свою песню, когда вокруг будет царить бесовщина, держась при этом за руки друга, товарища или родственника, – не пропадете... Пускай вы не будете яркой личностью, ценность которой зачастую сомнительна, всем нужно простое человеческое общение, взаимопомощь и взаимопонимание. Если держаться вместе, то, даже стоя на задворках жизни, пребывая в состоянии растоптанности и унижения, прося о прощении, вы останетесь человеком!