Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Сочинение песен – моя жизнь!»

Слушать новость
«Сочинение песен – моя жизнь!» . .

Из 400 песен, написанных композитором Александром Смирновым, 50 посвящено Тюмени


Тюменский композитор Александр Смирнов написал больше 400 песен. Около 50 из них – о славном сибирском городе и самой большой области России. Увлечение музыкой и любовь к родному краю побуждают его не останавливаться и сочинять все новые и новые песни, посвященные землякам и сибирской природе.
– Сколько всего композиторов в Тюмени?

– Очень мало! Есть явный дефицит. Хожу на литературные объединения и встречаю там только поэтов и прозаиков. Знаю от силы человек трех, и все! Причем не разделяю композиторов на профессиональных и непрофессиональных, хотя такое деление есть. Считается, если человек окончил музыкальное отделение – он профессионал. Я же окончил только музыкальную школу по классу аккордеона.

– Выходит, вы – не профессионал?

– Русские песни всегда сочинялись народом. Они идут от души и поэтому до сих пор считаются непревзойденными.

– Среди сочиненных вами песен сколько посвящено Тюмени?

– Около пятидесяти. Я люблю тюменскую тематику и охотно сочиняю песни о Тюмени, о Тюменском крае. Когда приехал в наш славный город в 1961 году, увидел его, сравнил с Подольском и был восхищен. Там все происходило медленно, степенно, а здесь – в бешеном темпе, потому что тогда начиналось освоение нефти. Я патриот своего города. Но пишу песни и на другие темы. Идеи ведь висят в воздухе – их нужно только взять!

– Это дает какую-то прибыль?

– Нет, что вы! Делаю это не ради денег. И занятие это не такое простое, как кажется – надо и ноты написать, и слова откорректировать, и аудиозапись сделать. В конце прошлого года выступал на творческой встрече и познакомился с местной поэтессой. Она сочинила хорошие стихи о Винзилях и предложила написать песню. Написал. Песня ей понравилась. Предложила заплатить тысячу рублей. Согласился. Хотя если брать по расценкам, стоимость, конечно, должна быть выше.

– С чего начиналось ваше творчество?

– Жил в городе Подольске Московской области. Каждое лето ездил в деревню Ананьино и гостил у деда и бабушки. Однажды, когда мне было десять лет, у речушки Смородинки ловил пескарей. Вдруг услышал пение жаворонков. Пришло ощущение гармонии звуков, существующей в мире природы. Перед этим мама отправляла меня учиться игре на фортепиано. Год я ходил, но особой любви к этому занятию у меня не было. Все играли в футбол, гоняли шайбу, а я сидел и перебирал «до/ре/ми/фа/соль». Мне казался примитивным этот инструмент, потому что в отличие от аккордеона у него не было регистров. Учебный год закончился. Учитель сказала: «Саша способный мальчик, но желания учиться у него нет». Тогда я подумал: «Ну и слава богу!» Но после того случая у речки отношение к музыкальным занятиям изменилось.

– Как складывалась творческая судьба дальше?

– Когда мне исполнилось 15 лет, начал бегать на танцы. В ближайшем парке была площадка. В брюках дудочкой и цветастых рубашках, боясь попасться на глаза милиционерам, пробирался на танцы. Милиционеры в то время буйствовали – если они видела ребят с широкими брюками, заводили на пост и распарывали штанины. Нас называли стилягами. Но я ни разу не попался. Научился обходить их стороной. Слушал там рок-н-ролл. Местный ансамбль играл на саксофоне, электрогитаре, аккордеоне, бас-гитаре и на ударных. Больше всего мне понравилось звучание аккордеона. Пришел к матери и стал просить купить именно этот музыкальный инструмент. Мама сразу согласилась и купила красный немецкий аккордеон за 330 рублей. У нее была мечта – она хотела, чтобы я стал музыкантом. В это время отчима перевели в Тюмень главным инженером аккумуляторного завода. Вместе с мамой и аккордеоном мы отправились в Сибирь.

– Как вас встретили в Тюмени?

– Играть я тогда не умел, но появилось сильное желание научиться. При клубе аккумуляторного завода находилась школа и я сразу в нее поступил. Занимался очень усердно. Даже после того, как мне вырезали аппендицит, лежал и просил: «Мама, дай аккордеон!» Мне нельзя было вставать и я играл лежа «Катюшу», «Ой, цветет калина», «Одинокую гармонь». И, конечно, рок-н-ролл из фильма «Серенада солнечной долины». За два года прошел полный курс обучения и сдал экзамены. После этого стал руководителем вокально-инструментального ансамбля «Радуга» при этом же клубе. Купили «Эонику», две гитары, ударную установку. Начали проводить танцы и играть на концертах.

До этого три раза в неделю играл и в клубе железнодорожников, который сейчас называется ДК «Железнодорожник». Там был большой ансамбль – две трубы, три саксофона, тромбон, контрабас, ударные, фортепиано и мой аккордеон. Играли рок-н-ролл. Особой популярностью пользовалась композиция «В настроении» Глена Миллера. Один раз приехали работники телевидения. На следующий день в новостях вышел сюжет под заглавием «Разлагающее влияние Запада». Играть рок-н-ролл нам запретили.

– Когда вы перешли к сочинительству?

– В то время была большая проблема с репертуаром. Пойдешь в музыкальный магазин – ничего нет! Что делать? Лет в 18 стал сочинять сам.

В нашем ансамбле в три голоса пели девушки. Пришел к ним и говорю: «Девчонки! По радио услышал новые песни!» Показал. Но не сказал, что песни мои. Они с удовольствием выучили. На концерте конферансье Володя Чернышов объявил:

«А сейчас для вас прозвучит новая песня Александра Смирнова!» Девушки чуть не упали от удивления.

– Как называлась первая песня?

– «Тюмень, ты на всех параллелях звени!» А всего я написал около 400 песен.

– Какая песня самая любимая?

– Мне дороги все песни. Они все как сыновья и дочери мои. Одна из первых песен называлась «Не забыть» и была сделана в стиле блюз. На тюменском телевидении проходил конкурс и я получил главный приз за эту песню. Ее исполнил наш ансамбль «Радуга» аккумуляторного завода. Все мои песни – эстрадные, хотя есть и с элементами рока. Писал для нашего вокально-инструментального ансамбля и песни в другом стиле отвергались. Так сформировались и вкусы. Мой стиль – это эстрада с элементами джаза и рока.

– Как удавалось совмещать увлечение с работой?

– Играл на аккордеоне в разных ансамблях. Все это время продолжал сочинять песни. Иногда они появлялись даже ночью – просыпался и записывал слова, ноты. Так сочинилась песня о юных нефтяниках, когда работал музыкальным руководителем в пионерском лагере. Потом она стала дружинной песней.

Затем работал музыкальным руководителем в подростково-молодежном клубе «Ровесник», преподавателем в школах, занимался с хорами, вокально-инструментальными ансамблями. Сейчас на пенсии, но продолжаю сочинять музыку. Теперь я чистый композитор: сочиняю даже больше, чем раньше, потому что у меня появилось свободное время. Сочинение песен – моя жизнь!

Из 400 песен, написанных композитором Александром Смирновым, 50 посвящено Тюмени


Тюменский композитор Александр Смирнов написал больше 400 песен. Около 50 из них – о славном сибирском городе и самой большой области России. Увлечение музыкой и любовь к родному краю побуждают его не останавливаться и сочинять все новые и новые песни, посвященные землякам и сибирской природе.
– Сколько всего композиторов в Тюмени?

– Очень мало! Есть явный дефицит. Хожу на литературные объединения и встречаю там только поэтов и прозаиков. Знаю от силы человек трех, и все! Причем не разделяю композиторов на профессиональных и непрофессиональных, хотя такое деление есть. Считается, если человек окончил музыкальное отделение – он профессионал. Я же окончил только музыкальную школу по классу аккордеона.

– Выходит, вы – не профессионал?

– Русские песни всегда сочинялись народом. Они идут от души и поэтому до сих пор считаются непревзойденными.

– Среди сочиненных вами песен сколько посвящено Тюмени?

– Около пятидесяти. Я люблю тюменскую тематику и охотно сочиняю песни о Тюмени, о Тюменском крае. Когда приехал в наш славный город в 1961 году, увидел его, сравнил с Подольском и был восхищен. Там все происходило медленно, степенно, а здесь – в бешеном темпе, потому что тогда начиналось освоение нефти. Я патриот своего города. Но пишу песни и на другие темы. Идеи ведь висят в воздухе – их нужно только взять!

– Это дает какую-то прибыль?

– Нет, что вы! Делаю это не ради денег. И занятие это не такое простое, как кажется – надо и ноты написать, и слова откорректировать, и аудиозапись сделать. В конце прошлого года выступал на творческой встрече и познакомился с местной поэтессой. Она сочинила хорошие стихи о Винзилях и предложила написать песню. Написал. Песня ей понравилась. Предложила заплатить тысячу рублей. Согласился. Хотя если брать по расценкам, стоимость, конечно, должна быть выше.

– С чего начиналось ваше творчество?

– Жил в городе Подольске Московской области. Каждое лето ездил в деревню Ананьино и гостил у деда и бабушки. Однажды, когда мне было десять лет, у речушки Смородинки ловил пескарей. Вдруг услышал пение жаворонков. Пришло ощущение гармонии звуков, существующей в мире природы. Перед этим мама отправляла меня учиться игре на фортепиано. Год я ходил, но особой любви к этому занятию у меня не было. Все играли в футбол, гоняли шайбу, а я сидел и перебирал «до/ре/ми/фа/соль». Мне казался примитивным этот инструмент, потому что в отличие от аккордеона у него не было регистров. Учебный год закончился. Учитель сказала: «Саша способный мальчик, но желания учиться у него нет». Тогда я подумал: «Ну и слава богу!» Но после того случая у речки отношение к музыкальным занятиям изменилось.

– Как складывалась творческая судьба дальше?

– Когда мне исполнилось 15 лет, начал бегать на танцы. В ближайшем парке была площадка. В брюках дудочкой и цветастых рубашках, боясь попасться на глаза милиционерам, пробирался на танцы. Милиционеры в то время буйствовали – если они видела ребят с широкими брюками, заводили на пост и распарывали штанины. Нас называли стилягами. Но я ни разу не попался. Научился обходить их стороной. Слушал там рок-н-ролл. Местный ансамбль играл на саксофоне, электрогитаре, аккордеоне, бас-гитаре и на ударных. Больше всего мне понравилось звучание аккордеона. Пришел к матери и стал просить купить именно этот музыкальный инструмент. Мама сразу согласилась и купила красный немецкий аккордеон за 330 рублей. У нее была мечта – она хотела, чтобы я стал музыкантом. В это время отчима перевели в Тюмень главным инженером аккумуляторного завода. Вместе с мамой и аккордеоном мы отправились в Сибирь.

– Как вас встретили в Тюмени?

– Играть я тогда не умел, но появилось сильное желание научиться. При клубе аккумуляторного завода находилась школа и я сразу в нее поступил. Занимался очень усердно. Даже после того, как мне вырезали аппендицит, лежал и просил: «Мама, дай аккордеон!» Мне нельзя было вставать и я играл лежа «Катюшу», «Ой, цветет калина», «Одинокую гармонь». И, конечно, рок-н-ролл из фильма «Серенада солнечной долины». За два года прошел полный курс обучения и сдал экзамены. После этого стал руководителем вокально-инструментального ансамбля «Радуга» при этом же клубе. Купили «Эонику», две гитары, ударную установку. Начали проводить танцы и играть на концертах.

До этого три раза в неделю играл и в клубе железнодорожников, который сейчас называется ДК «Железнодорожник». Там был большой ансамбль – две трубы, три саксофона, тромбон, контрабас, ударные, фортепиано и мой аккордеон. Играли рок-н-ролл. Особой популярностью пользовалась композиция «В настроении» Глена Миллера. Один раз приехали работники телевидения. На следующий день в новостях вышел сюжет под заглавием «Разлагающее влияние Запада». Играть рок-н-ролл нам запретили.

– Когда вы перешли к сочинительству?

– В то время была большая проблема с репертуаром. Пойдешь в музыкальный магазин – ничего нет! Что делать? Лет в 18 стал сочинять сам.

В нашем ансамбле в три голоса пели девушки. Пришел к ним и говорю: «Девчонки! По радио услышал новые песни!» Показал. Но не сказал, что песни мои. Они с удовольствием выучили. На концерте конферансье Володя Чернышов объявил:

«А сейчас для вас прозвучит новая песня Александра Смирнова!» Девушки чуть не упали от удивления.

– Как называлась первая песня?

– «Тюмень, ты на всех параллелях звени!» А всего я написал около 400 песен.

– Какая песня самая любимая?

– Мне дороги все песни. Они все как сыновья и дочери мои. Одна из первых песен называлась «Не забыть» и была сделана в стиле блюз. На тюменском телевидении проходил конкурс и я получил главный приз за эту песню. Ее исполнил наш ансамбль «Радуга» аккумуляторного завода. Все мои песни – эстрадные, хотя есть и с элементами рока. Писал для нашего вокально-инструментального ансамбля и песни в другом стиле отвергались. Так сформировались и вкусы. Мой стиль – это эстрада с элементами джаза и рока.

– Как удавалось совмещать увлечение с работой?

– Играл на аккордеоне в разных ансамблях. Все это время продолжал сочинять песни. Иногда они появлялись даже ночью – просыпался и записывал слова, ноты. Так сочинилась песня о юных нефтяниках, когда работал музыкальным руководителем в пионерском лагере. Потом она стала дружинной песней.

Затем работал музыкальным руководителем в подростково-молодежном клубе «Ровесник», преподавателем в школах, занимался с хорами, вокально-инструментальными ансамблями. Сейчас на пенсии, но продолжаю сочинять музыку. Теперь я чистый композитор: сочиняю даже больше, чем раньше, потому что у меня появилось свободное время. Сочинение песен – моя жизнь!



Александр Моор поблагодарил тюменцев за самоотверженную борьбу с паводком 2024 года

28 ноября

Около 845 тысяч тюменцев поддержали Владимира Путина на президентских выборах

28 ноября