После сказанного…
На нашу публикацию «История одной фотографии» пришло немало отзывов. Благодарим всех, кто откликнулся и даже тех, кто выставил оценки в компьютерной версии, опубликованной на сайте газеты. Чтобы ответить сразу всем, а вопросов было немало, решились на этот Post scriptum.
Почему рассказывая о фотографии, подаренной нам пра-внучкой Распутина, Лоранс, мы так подробно написали о Дмитрии Ивановиче Печеркине? Дело в том, что в распутиноведении до сих пор ходят споры, что так повлияло на переоценку жизненных ценностей Григория Распутина. Почему живя обычной крестьянской жизнью (пахал землю, растил детей) он вдруг, воткнув вилы в стог сена, уходит искать Истину в длительные паломничества по святым местам. Посетит Абалакский монастырь, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, будет бить поклоны в Седьмиозерской пустыне и Киево-Печерской лавре. Все исследователи сходились на том, что на его мировоззрение очень серьезно повлиял его земляк, послушник Свято-Пантелеймоновского монастыря на старом Афоне – Дмитрий Иванович Печеркин. Вот о том, как мы нашли в архивах сведения об этом человеке, и хочется рассказать поподробнее. Поверьте мне, что работа в архивах – кропотливейший труд. Забрасываешь сеть с мелкой решеткой, перелистывая страничку за страничкой казенные бумаги. Чтобы написать всего одно предложение о том, когда, например, человек родился или бракосочетался, нужно пролистать не одну страницу с неразборчивым почерком… А потом еще включить логику: кто кому был братом, сватом и племянником.
Так вот, нам удалось установить по этим метрическим документам и переписям, что Дмитрий Иванович Печеркин, так повлиявший на судьбу Распутина, был на пять лет моложе самого Григория Ефимовича. В 1895 году он женился, затем у него рождались и умирали дети. А в возрасте 28 лет скончалась от чахотки и жена. На мой взгляд, очень важно, что во Всеобщей переписи 1897 года, он значится как «земледелец при брате». Расшифровываем: нет уже не только жены и детей, нет даже своего угла, живет приживалом при брате… Почему я так подробно? А чтобы было понятно, что он не был праздношатающимся странником, каковых тоже было немало, и странничество для них было уже профессией. Распутин говорил о таких: «…и до того они бедные доходятся, что ересь поселяется в их головах». Нет, Печеркин идет к Богу от страшной трагичности своей судьбы.
Его духовным братом и близким другом стал Григорий Распутин, впоследствии Печеркин проживал у него.
В статье «История одной фотографии» мы писали о снохе Распутина – Феоктисте Ивановне Печеркиной. Приводили цитатой запись из метрической книги 1918 года от 21 февраля о бракосочетании сына Распутина Дмитрия с Фешей. Читая документы, понимаешь, что человеческие реакции неизменны. Родная сестра Матрена, старшая дочь Распутина, выдает свое отношение к этому браку словами: «Узнала неприятную новость – женился Митя…»
В общем, как говорят в народе: золовка – злая головка.
Но внешне приличия соблюдены. Они будут судя по метрическим документам поручителями на свадьбах друг у друга, даже крестными рождавшихся в этих браках детей. Родня…
Заканчивалась наша прошлая статья пронзительно: сына Распутина с женой сошлют в Обдорск, где они проживали в бараке № 14 спецпоселка. В сентябре 1933 года от чахотки умерла Феша и свидетельство о смерти получил ее муж Дмитрий. Он поставил свою подпись в графе «подпись заявителя».
Пройдет три месяца и умрет он сам. Можно только представить, какие это были для него месяцы… И вот его-то свидетельство о смерти получить уже будет некому…
На этом род Распутиных в России будет прерван.
Благодаря таким небольшим нашим публикациям в музей приходят очень интересные и важные сведения о самом Распутине.
Из письма Людмилы Федоровны: «На самом же деле Григорий Ефимович – простой крестьянин, очень хозяйственный, работящий человек. По праву спросите: откуда мне это знать? Дело в том, что я являюсь правнучкой Авдотьи Ивановны Печеркиной, той Дуни, которая служила у Григория Ефимовича гувернанткой. Была она красивая и очень нарядная – паричок, зонтик, шляпка и драповое пальто, что по тем временам в Тобольске было неслыханной роскошью… Как удалось им с Катей уйти от наказания за знакомство с Распутиным, я не знаю, знаю что эта тема в нашей семье умалчивалась, но последние годы они жили в Тобольске. Я только помню странный рассказ из моего детства: шли две женщины из Кулиги, устали, зашли обогреться в дом Григория Ефимовича Распутина. Сидят на лавке. Приехал хозяин, привез не то дров, не то воз сена. Сам в пимах, сверху тулупа накидка из брезента, чтобы не испортить одежду. Зашел в дом, поздоровался, разделся, умылся, помолился и сел за стол есть. Одна из женщин подумала: ну и взгляд, как у медведя. На что Григорий Ефимович, взглянув на нее, сказал: да, взгляд как у медведушки, зато сердце доброе, т. е. он все-таки читал чужие мысли».
Спасибо людям, которые откликаются на наши публикации. Такие письма как и фотографии правнучки Распутина – Лоранс войдут отдельной главой в нашу следующую книгу о Распутине, выдающемся представителе сибирского крестьянства. Ведь только очень наивный человек может думать, что тривиальный пьяница и развратник мог бы сделать в Российской Империи такую головокружительную карьеру.