И хищники ценят дружбу
Кошки больших размеров вытворяют невероятные трюки, вызывая восхищение и улыбку зрителей, в программе «Триумф XXI века. Тигры на зеркальных шарах». Директором и художественным руководителем программы, представления которой состоялись в Тюменском государственном цирке весной прошлого года, был представитель знаменитой цирковой династии, народный артист России Мстислав Запашный.
Посмотрев цирковой спектакль, мы с мужем долго находились под впечатлением, вспоминали и обсуждали увиденное. Огромные хищники, вальсирующие на движущихся сверкающих шарах, – зрелище завораживающее. Хотелось расспросить дрессировщика о том, как удалось создать номер и вообще как выстраивать отношения с хищными представителями семейства кошачьих. И нам удалось не только поговорить, но и поприсутствовать на репетиции.
Секреты уникального искусства
Запашный обучал на арене молодого тигра по кличке Опер. Сначала «киску» ласково гладили, потом расчесывали. Когда тигр приступил к работе, за успешно выполненным трюком следовала полоска сочного мяса, которую дрессировщик доставал из сумки на поясе, надевал на стек (металлическую палку) и подносил к морде животного. Рукой нельзя: не дай бог лишнего отхватит!
На самом деле, конечно, не в два-три, а раз в десять тигр сильнее человека. Но дрессировщик и зверь понимают друг друга, это видно. Ведь главное не слова, а интонация.
Подошла супруга – Ирина Запашная. Опер потянулся к ней, приветствуя друга, но в этот момент получил от хозяина стеком по лапе: не время для телячьих нежностей! Оказывается, Оперу нужно было подлечить болячку на лбу, и роль медсестры взяла на себя эта очаровательная женщина.
Потом на арену вывели более зрелого Востока. Задания ему были уже сложнее: не подать лапу, как Оперу, а прыгнуть с тумбы на тумбу.
– Мы зовем его Васей, – комментирует Ирина Запашная. – Сейчас он спокойно выполняет то, что от него требуют. Но когда сидят люди в зале, он ведет себя совсем по-другому. Как атлет, может поиграть мышцами. Может остановиться и посмотреть в зал на кого-нибудь. Тигры у нас – настоящие актеры! Выражение лица – его не назвать мордой! – меняется, как у людей, по настроению. В программе выполняется номер, когда Мстислав и один из тиг-ров поднимаются на шаре под купол. Как остальные смотрят на них, наблюдать одно удовольствие! Читаешь по глазам, что у них в голове. Один думает: «Ха! Дурачина! Полез куда-то!» Другой следит с интересом: «А что он там делает?»
– Что нужно, чтобы стать дрессировщиком?
– Надо иметь огромную силу духа, чтобы войти в клетку к хищникам, не испытывая чувства страха. Они же все чувствуют. Нужно быть сильной личностью. Абсолютно уверенным в себе. Но не требовать, а просить животное. Мы не обрезаем тиграм коготки, ничего не делаем с зубами. Просто они приучены не выпускать когти. Вычесываем шерстку, когда они линяют. Всегда держим клетки в чистоте. За животными постоянно следят ветеринары. Если чувствуют себя нехорошо, видим это по глазам, по эмоциям.
– Метод Дурова по-прежнему используется в дрессуре? Не устарел?
– Он никогда не устареет. Жестокость не имеет смысла.
Если позволяет помещение, строим большие клетки, чтобы они могли гулять. Когда на улице тепло, выставляем вольеры на свежий воздух. Купаем, когда позволяет погода. Некоторые тигры очень любят купаться, другие не очень – кошки ведь. Конечно, без наказаний не обходится. Если ребенок сунул палец в розетку, вы же его шлепнете. Так и здесь. В дрессуре, как и в воспитании ребенка, применим метод кнута и пряника.
Кто здесь главный?
Тем временем Мстислав Мстиславович закончил репетицию и подошел к нам. Во время беседы он не переставал следить за подготовкой манежа к следующей репетиции, изредка подавая униформистам команды. Истинный лидер!
– Говорят, имя влияет на судьбу. А фамилия влияет на вас?
– А как же! Знаете, какая ответственность с такой фамилией! Начало династии Запашных положил еще в 1882 году клоун и музыкант-эксцентрик Карл Томпсон, его дочь вышла замуж за моего деда Михаила Запашного.
– Мечтаете, чтобы династия продолжилась?
– У меня восемь детей: шестеро своих и двое приемных. Старший Ярослав уже работает акробатом. В прошлом году вернулся из армии, отслужил, как положено. Я в спецназе служил. В цирке мы все начинали с нуля – и отец, и я. Был рабочим по уходу за животными, униформистом. Занимался акробатикой, гимнастикой, верховой ездой, был клоуном. Дрессура считается в цирке высшей ступенью мастерства, шел к ней постепенно. Надеюсь, династия Запашных на мне не закончится. Сыну сказал: «Хочешь работать в цирке – должен быть лучше меня!» Выше всех государственных наград считаю признание отца, которое он сделал в своей книге: «Сын! Я горжусь тобой!» Мечтаю гордиться своими детьми, а для этого им надо много работать.
– Объявлялось, что аттракциону «Тигры на зеркальных шарах» нет аналогов в мире. В чем его секрет?
– Все началось с того, что отцу приснился сон, в котором тигры на огромных шарах раскатывают по арене. Он утром мне рассказал – и сразу загорелся безумной идеей: как приучить хищников кататься на шарах? Это был 1992 год. Пошли на риск, на эксперимент. Мы не знали, будет ли это смотреться. Такого ни у кого не было. Лепили шары из папье-маше, катали их по арене, смотрели, как будут выглядеть на них тигры. Потом доверили ученым. В Омске на экспериментальном заводе объединения имени Королева шары разрабатывали целых пять лет! Это не просто круглые металлические болванки. Это сложные устройства с электронными мозгами.
Ученые говорили, что легче луноходы запустить, чем с этими шарами работать!
– Сколько весит шарик?
– Тонну. Мой полегче – 150 кг.
Впервые показали результат зрителям десять лет назад. Аттракцион получил массу наград, в том числе три Гран-при международных цирковых конкурсов – все честно, без блата.
– Некоторые жалеют цирковых животных. А по-вашему, что испытывают тиг-ры во время выступления, понимают ли вас?
– У них свое восприятие жизни. Ездил как-то в Уссурийскую тайгу. Люблю рыбалку. Утку могу подстрелить, но животных жалко. Охотника-профессионала спрашиваю: «Тигра живого видел?» – «Видел, но больше не хочется». Это страшно – встретить в тайге матерого тигра. Умнейшее животное: обманывает даже профессио-нала, всегда заходит к человеку по спины. Надеемся, что в цирке они нас понимают, видим это в работе.
Я не заставляю животных работать, не бью палками. Если капризничают, я их могу шлепнуть по носу – не больно, но обидно, чтобы запомнили: так делать нельзя. Чем больше внимания уделяешь животному, тем больше оно потом тебе отдает. Есть у нас белый тигр Тимофей. Он был практически покойником. В природе тигры-альбиносы не выживают. Один день мать его кормила, а потом вытолкнула из клетки. Благодаря усилиям людей он выжил, но ему тяжело ходить. К трем годам будет как настоящий тигр. Ирина больше внимания ему уделяла, чем мне.
– В финале вы бок о бок с тигром идете по вращающемуся «земному шару», поднявшемуся под купол цирка. Я правильно поняла ваш месседж: пусть будет гармония в отношениях между человеком и животными?
– Совершенно верно. Мы в равных позициях. Рядом, как Бог создал. Никто не главный – все дети Земли!