Сибирь и царские судьбы
Далее в сюжете: Не нужен нам берег турецкий, Египта вода не нужна
Редакция продолжает публиковать материалы, посвященные важной дате российской истории – 400-летию династии Романовых. Представляем заключительную часть творческого отчета о путешествии, которое предпринял тюменец Александр Соханский.
Пути-дороги цесаревича Александра
Наступившее утро следующего дня мотопутешественника не обрадовало. Пасмурное небо. Прохладно, в воздухе сырость. Мотоцикл за ночь покрылся обильной росой, которую пришлось долго собирать, отжимая тряпку. И двигатель завелся не с первого раза, вызвав подозрение, что разрядился аккумулятор.
Судя по направлению движения на Исетское, это та самая дорога, по которой 175 лет назад прошел кортеж царевича Александра из 11 экипажей при 37 лошадях. Одна из старых дорог, идущих из европейской России в Зауралье, начиналась в Екатеринбурге, а в Ялуторовске сливалась с главным Сибирским трактом. Если судить по «Карте Ялуторовскаго уезда Тобольской губернiи от 1913 г.», почтовые тракты проложены по ней, скорее всего, схематично, почти прямолинейными линиями. Сейчас дорога покрыта асфальтом и во многих местах проходит по иным местам. Трасса заброшенных и спрямленных участков хорошо просматривается в интернете.
Остановившись для отдыха на одном из боковых примыканий, обнаружил остатки широкого старого тракта, хранившего заметные следы профилирования. Для пущего эффекта включил воображение и отшагал пешком вглубь этой дороги несколько десятков метров, как бы по следам цесаревича Александра.
По левую сторону вдоль дороги тянется густой смешанный лес с многочисленными оздоровительными лагерями. Справа болота и редкие колки. Понемногу дорогу заволакивает едкий дым, видимость снижается. Это тлеет торфяное болото. Даже минувшие дожди не смогли остановить бушующую топку в его недрах.
Лес заканчивается, дорога выходит в долину реки Исеть. Постепенно дым уступает место густому туману. Фары встречных машин проявляются из тумана метров за пятьдесят. Ехать неинтересно, потому что по сторонам вместо пейзажей – молоко. Только через пятнадцать километров туман начинает исподволь рассеиваться.
Село Исетское – старейший населенный пункт района. Его история начинается с Исетского острога, построенного казаками Андрея Давыдова на южной границе русских владений в Зауралье. С 1720 по 1782 год Исетский острог был главным городом сначала Исетской провинции (в нее входило две трети Курганской области, Челябинская область, часть Свердловской и Тюменской областей), а затем уезда. После учреждения Тобольской губернии Исетск утратил административное значение и постепенно превратился в простое волостное село на бойком торговом месте. Сегодня Исетское производит впечатление хорошо обустроенного, зажиточного села. Асфальтированы почти все улицы. Дома и изгороди добротные.
Сто семьдесят пять лет назад, в июне 1837 года, останавливался на отдых в селе Исетском царевич Александр, которого сопровождал в поездке по Сибири знаменитый поэт России Василий Жуковский. Но где же Казанский собор, встречавший цесаревича за пять верст до подъезда звоном в один колокол – благовестом, а затем, когда великий князь подъехал к селению, звоном всех колоколов? Церковь в селе была построена в 1816 году на средства прихожан и купца Кожевникова. Точных данных нет, но, вероятно, ее уничтожили в советское время. Сейчас о церкви напоминает лишь колокол, чудом сохранившийся в местном музее.
В финале остается только повторить часть пути великого князя Александра на Курган по мосту через Исеть и считать программу путешествия по царским путям-дорогам исчерпанной. Кстати, неплохая мысль появилась в печати – назвать этот мост Александровским.
На лугах за мостом пасется стадо коров, видны крыши деревни Солобоево. В деревне стоит посетить прекрасный комплекс памяти Всех Павших – красивая кирпичная часовня с колоколенкой в центре ограды, интересные скульптурные композиции.
Путешествие состоялось
Последний день поездки следует признать великолепным, в точности соответствующим долгосрочному прогнозу погоды. Сияют восхитительным золотом и пурпуром проплыва-ющие мимо леса. На фоне яркой листвы контрастно выделяются темно-зеленые вкрапления сосен. Стоит полный штиль. Солнце после полудня славно прогрело воздух и езда на мотоцикле доставляет блаженство.
После дальней дороги мой ижик, пробежавший в этот день 200 километров, остывает у ворот гаража. А я присаживаюсь отдохнуть на табуреточку. Мысленно все еще в пути. Перед глазами дождь под Покровским, паромная переправа, безукоризненная бетонка за Тоболом, непроницаемый туман в пойме Исети, простые русские пейзажи… Распутин, декабристы, царские пути-дороги…
С удовольствием отмечаю, что намеченный замысел поездки по царевым дорогам благополучно воплотился в жизнь. Я дома, но пока не осознаю, что путешествие закончилось: по многодневной привычке кажется, что немного отдохну, заведу двигатель и продолжу путь...
Ранее в сюжете