Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Порог между ролью и актерским «Я»

Культура, 00:01, 13 февраля 2013,
Слушать новость
Порог между ролью и актерским «Я». .

Тюменский режисер и руководитель театра «Буриме» Никита Бетехтин, который учится в ГИТИСе, вернулся на каникулы в Тюмень. На это время студент ведущего театрального вуза России стал педагогом актерской школы, основанной им еще в 2009 году. Курс проводился в течение двух недель, за которые его ученики освоили сценический бой, импровизировали и ставили собственные этюды. Гость редакции рассказал о своих творческих переживаниях, поделившись ценными для читателя мыслями.


Зачем профессионалу работать с любителями?

В одном из своих произведений французская писательница Натали Саррот, которую называют создательницей «нового романа», исследовала проблемы восприятия литературы читателем. Ассоциативный сюжет развивается вокруг обсуждения таинственной книги «Золотые плоды». Автору понадобилось создать уникальное произведение, чтобы раскрыть тему общественной миссии искусства. В беседе с Никитой Бетехтиным пытаемся определить его точку зрения на этот счет. Тюмень знает его по постановочным работам в театре «Буриме», а также он известен своей работой с любителями. Вопрос о значении актерского таланта всегда остается актуальным, учитывая известное выражение: «Вся жизнь – игра». И наш собеседник действительно верит, что искусство способствует полноценному развитию личности.

В качестве примера можно привести его спектакль «В ожидании Годо», который актеры театра «Буриме» буквально «вынашивали» около девяти месяцев. Все это время они жили в простейших этюдах, постоянно находя новые смыслы в материале. Из этого можно сделать вывод, что режиссеру Бетехтину творческий процесс важнее, чем сам результат. Вновь собравшаяся труппа зимней театральной школы – это практически сложившийся театральный коллектив, который сработался на летних курсах 2012 года. В основе актерской школы лежит тяга к реализации творческого потенциала самого режиссера: практика ведения репетиции, как и актерский аппарат, нарабатывается годами.

Актеру интереснее, когда с ним играют

– Общеизвестна истина, что хороший актер способен перевоплотиться в короткое мгновение, – говорит Никита Бетехтин. – Существует порог между ролью и актерским «Я», переступив который человеку ничего не остается, кроме как принять другой облик. Внутренняя работа не сказка и не привилегия профессионального театра, а актерское мастерство – способности, развить которые может каждый. Для воспитанников школы театра «Буриме» работа с воображением помогает раскрыться в жизни. Привести в движение сложнейший механизм ученикам помогает простейшая игра, которая начинается со слова «представьте».

Например, во время разминки в театральной школе вам предлагают представить себя жевательной резинкой, которую кто-то жует. Для концентрации внимания на определенной точке нужно представить, что из нее вылетит пуля, а затем мгновенно переключиться, как по хлопку меняют направление во время бега. На выполнении машинальных действий работа не заканчивается, например, в одном из упражнений ребятам предстояло изобрести новый способ передвижения, кроме ходьбы и прыжков.

– Игра – особый творческий способ сценической жизни, – считает режиссер, – с одной стороны она подготавливает к работе над серьезной ролью, с другой – помогает установить контакт со своей труппой. Если ты не будешь играть с актером, ему не будет интересно, труппа театра «Буриме» начинала с этюдов и только потом мы вышли на постановочную работу. В работе над спектаклем «Соня» нужно было сделать так, чтобы молодая актриса Наташа Латфуллина думала как тридцатипятилетняя женщина. Сейчас, когда она выходит на сцену в роли Ады, вижу, что она гораздо старше, чем есть на самом деле.

Воображение поможет даже менеджеру

– Не важно, как называть дело, которое приносит удовольствие, – убеждает нас Никита Бетехтин, – только ли это досуг. Со временем наша студия стала называться театром и приобрела более высокий статус. Не завидую людям, которым надоела собственная работа, она должна приносить радость. Я стремлюсь создать коллектив, в котором люди испытывают неподдельный интерес к любимому делу, вместе с режиссером они всегда готовы переходить от одного творческого этапа к другому.

Одной из тем зимней сессии актерской школы Никиты Бетехтина стала импровизация. Иногда участникам удается совладать с собой и выполнить серию этюдов на заданную тему, но иногда не получается сделать и простейшее задание. Попробуйте, например, отпугнуть «врага» (одного из счастливчиков, на которого случайно указал режиссер), взглядом? Чтобы выполнить это задание, нужно оправдать свое поведение, придумать историю, в которой развивается действие. После нескольких попыток ученики успешно справляются с задачей.

– Актерская игра может проецироваться на жизнь и использоваться в другой профессии, например, менеджменте, – рассказывает Никита Бетехтин. – В этом случае приобретает ценность понимание тонкой грани реального и вымышленного. Интуиция помогает руководителю выяснить природу межличностного конфликта подчиненных. Такая реализация актерских способностей меня вполне устраивает, я не согласен с тем, что воображение не сможет пригодиться в другой работе, кроме актерской.

Режиссерский почерк – позитивный театр

По мнению Никтиы Бетехтина, становление индивидуального творческого мировоззрения в первую очередь основывается на личностном росте. На данном творческом этапе, учась в ГИТИСе, режиссер тоже переходит с одного уровня мастерства на другой, при этом стараясь сохранять свою точку зрения: «Режиссер – это капитан корабля. При этом он дает понять своей команде, что точно знает направление. Но он может открыть Америку, а может и потопить свой корабль». Никита придумал особенный финал в спектакле «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэля Беккета. Вместо очередного дня ожидания персонажи радуются приходу первого снега.

– На самом деле я бы хотел, чтобы Годо пришел, – признается режисер, – но не мог сделать финал пессимистичным, особенно в Тюмени. В какой-то момент Беккет заканчивается и начинается моя интерпретация. Хотелось бы подарить героям немножечко счастья, но, пожалуй, единственное, что я могу подарить зрителю, – это надежду.

При прочтении романа «Золотые плоды» складывается впечатление, что положительное влияние искусства на жизнь общества ничтожно мало. Отдельные личности все же находят в нем свое место, которое защищают; вырабатывают свою позицию, которую отстаивают. Честность перед людьми, основанная на позитивном разрешении конфликта в театре Бетехтина, проявляется в работе с актером любого уровня. Воспитанники школы действительно воспринимают занятия как личностный рост и верят педагогу. Творческий процесс в актерской школе основан на искренности. Постижение актерского ремесла вносит в жизнь настоящие мгновения счастья, которые каждому приносят собственные золотые плоды.

Тюменский режисер и руководитель театра «Буриме» Никита Бетехтин, который учится в ГИТИСе, вернулся на каникулы в Тюмень. На это время студент ведущего театрального вуза России стал педагогом актерской школы, основанной им еще в 2009 году. Курс проводился в течение двух недель, за которые его ученики освоили сценический бой, импровизировали и ставили собственные этюды. Гость редакции рассказал о своих творческих переживаниях, поделившись ценными для читателя мыслями.


Зачем профессионалу работать с любителями?

В одном из своих произведений французская писательница Натали Саррот, которую называют создательницей «нового романа», исследовала проблемы восприятия литературы читателем. Ассоциативный сюжет развивается вокруг обсуждения таинственной книги «Золотые плоды». Автору понадобилось создать уникальное произведение, чтобы раскрыть тему общественной миссии искусства. В беседе с Никитой Бетехтиным пытаемся определить его точку зрения на этот счет. Тюмень знает его по постановочным работам в театре «Буриме», а также он известен своей работой с любителями. Вопрос о значении актерского таланта всегда остается актуальным, учитывая известное выражение: «Вся жизнь – игра». И наш собеседник действительно верит, что искусство способствует полноценному развитию личности.

В качестве примера можно привести его спектакль «В ожидании Годо», который актеры театра «Буриме» буквально «вынашивали» около девяти месяцев. Все это время они жили в простейших этюдах, постоянно находя новые смыслы в материале. Из этого можно сделать вывод, что режиссеру Бетехтину творческий процесс важнее, чем сам результат. Вновь собравшаяся труппа зимней театральной школы – это практически сложившийся театральный коллектив, который сработался на летних курсах 2012 года. В основе актерской школы лежит тяга к реализации творческого потенциала самого режиссера: практика ведения репетиции, как и актерский аппарат, нарабатывается годами.

Актеру интереснее, когда с ним играют

– Общеизвестна истина, что хороший актер способен перевоплотиться в короткое мгновение, – говорит Никита Бетехтин. – Существует порог между ролью и актерским «Я», переступив который человеку ничего не остается, кроме как принять другой облик. Внутренняя работа не сказка и не привилегия профессионального театра, а актерское мастерство – способности, развить которые может каждый. Для воспитанников школы театра «Буриме» работа с воображением помогает раскрыться в жизни. Привести в движение сложнейший механизм ученикам помогает простейшая игра, которая начинается со слова «представьте».

Например, во время разминки в театральной школе вам предлагают представить себя жевательной резинкой, которую кто-то жует. Для концентрации внимания на определенной точке нужно представить, что из нее вылетит пуля, а затем мгновенно переключиться, как по хлопку меняют направление во время бега. На выполнении машинальных действий работа не заканчивается, например, в одном из упражнений ребятам предстояло изобрести новый способ передвижения, кроме ходьбы и прыжков.

– Игра – особый творческий способ сценической жизни, – считает режиссер, – с одной стороны она подготавливает к работе над серьезной ролью, с другой – помогает установить контакт со своей труппой. Если ты не будешь играть с актером, ему не будет интересно, труппа театра «Буриме» начинала с этюдов и только потом мы вышли на постановочную работу. В работе над спектаклем «Соня» нужно было сделать так, чтобы молодая актриса Наташа Латфуллина думала как тридцатипятилетняя женщина. Сейчас, когда она выходит на сцену в роли Ады, вижу, что она гораздо старше, чем есть на самом деле.

Воображение поможет даже менеджеру

– Не важно, как называть дело, которое приносит удовольствие, – убеждает нас Никита Бетехтин, – только ли это досуг. Со временем наша студия стала называться театром и приобрела более высокий статус. Не завидую людям, которым надоела собственная работа, она должна приносить радость. Я стремлюсь создать коллектив, в котором люди испытывают неподдельный интерес к любимому делу, вместе с режиссером они всегда готовы переходить от одного творческого этапа к другому.

Одной из тем зимней сессии актерской школы Никиты Бетехтина стала импровизация. Иногда участникам удается совладать с собой и выполнить серию этюдов на заданную тему, но иногда не получается сделать и простейшее задание. Попробуйте, например, отпугнуть «врага» (одного из счастливчиков, на которого случайно указал режиссер), взглядом? Чтобы выполнить это задание, нужно оправдать свое поведение, придумать историю, в которой развивается действие. После нескольких попыток ученики успешно справляются с задачей.

– Актерская игра может проецироваться на жизнь и использоваться в другой профессии, например, менеджменте, – рассказывает Никита Бетехтин. – В этом случае приобретает ценность понимание тонкой грани реального и вымышленного. Интуиция помогает руководителю выяснить природу межличностного конфликта подчиненных. Такая реализация актерских способностей меня вполне устраивает, я не согласен с тем, что воображение не сможет пригодиться в другой работе, кроме актерской.

Режиссерский почерк – позитивный театр

По мнению Никтиы Бетехтина, становление индивидуального творческого мировоззрения в первую очередь основывается на личностном росте. На данном творческом этапе, учась в ГИТИСе, режиссер тоже переходит с одного уровня мастерства на другой, при этом стараясь сохранять свою точку зрения: «Режиссер – это капитан корабля. При этом он дает понять своей команде, что точно знает направление. Но он может открыть Америку, а может и потопить свой корабль». Никита придумал особенный финал в спектакле «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэля Беккета. Вместо очередного дня ожидания персонажи радуются приходу первого снега.

– На самом деле я бы хотел, чтобы Годо пришел, – признается режисер, – но не мог сделать финал пессимистичным, особенно в Тюмени. В какой-то момент Беккет заканчивается и начинается моя интерпретация. Хотелось бы подарить героям немножечко счастья, но, пожалуй, единственное, что я могу подарить зрителю, – это надежду.

При прочтении романа «Золотые плоды» складывается впечатление, что положительное влияние искусства на жизнь общества ничтожно мало. Отдельные личности все же находят в нем свое место, которое защищают; вырабатывают свою позицию, которую отстаивают. Честность перед людьми, основанная на позитивном разрешении конфликта в театре Бетехтина, проявляется в работе с актером любого уровня. Воспитанники школы действительно воспринимают занятия как личностный рост и верят педагогу. Творческий процесс в актерской школе основан на искренности. Постижение актерского ремесла вносит в жизнь настоящие мгновения счастья, которые каждому приносят собственные золотые плоды.



В регионах УФО построили и отремонтировали 116 объектов культуры

02 мая

Тюменская молодежь создала фотопроект к празднику Весны и Труда

02 мая