Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Триумф богини балета

Слушать новость
Триумф богини балета. .

Напомним кратко содержание первой публикации. Всемирно известная балерина (Черная жемчужина) Тамара Туманова родилась в 1919 году в товарном вагоне на подъезде к Тюмени, когда ее мать добиралась из Тифлиса через пылающую огнями гражданской войны Россию в далекую Тюмень, где  в армии адмирала Колчака служил ее муж, полковник Владимир Хасидович. С отступающими белыми войсками семья проделала путь до Владивостока, затем эмигрировала за границу.

После долгих странствий по миру Хасидовичи оказались во Франции. Без денежных средств и не найдя работы, они все же смогли устроить свой быт  в эмигрантской среде. И в 1924 году даже отдали дочку в балетную школу примы Мариинского театра России Ольги Преображенской, которая, разглядев великолепные способности девочки, согласилась заниматься с ней бесплатно.

За прошедший со времени публикации материала период кроме документов самой балерины, где  в графе – место рождения она непременно писала: «Тюмень. Сибирь. Россия», автору удалось заполучить другие документы, в том числе о родителях Тамары. Но обо всем по порядку.

Париж. Осень 1926 года. Эмигрантская квартира мансардного типа Владимира и Евгении Хасидович. Их дочь Тамара пишет письмо при тусклом свете свечи самому Господу Богу. Рано познавшая грамоту девочка находится под впечатлением увиденного в г. Шанхае выступления русской балерины императорского Мариинского театра Анны Павловой. Крупными размашистыми буквами малышка обращается к Богу и просит быстрее сделать из нее балерину, чтобы заработать много денежек на лечение отца. Она заснет за столом, окропя детскими слезами листок бумаги.

Кто, кроме Господа Бога, мог бы тогда сказать, что не пройдет и 20 лет, как эта семья сможет заказывать себе самые дорогие блюда, а девочка станет самой узнаваемой балериной Европы. А к началу Второй мировой войны ее гонорары будут самыми высокими и в Америке.

Путь на олимп у Тумановой не был устлан розами. Мать Евгения Дмитриевна поставила на дочь судьбу всей семьи. Скрываясь от большевизма, родители увезли девочку за границу. Но русские корни навсегда оставят отпечаток тоски по великой России.

В чем ее феномен? Этот вопрос волновал и волнует многих исследователей ее творчества. Но полноценного ответа до сих пор не последовало. Первое, что, на мой взгляд, упускают из вида авторы различных печатных материалов о Тамаре Тумановой – вопрос о семье. Тут пробел. Нужно только поискать. А семья для ребенка-вундеркинда была фундаментом, на котором строилась будущая личность. Именно в семье закладывались черты ее характера, родители лепили у своего чада некий стержень модели поведения. Данных о семье нет  в печати России. Но кое-что в архивах удалось найти.

Владимир Дмитриевич Хасидович родился в г. Кисловодске 19 апреля 1885 года. Окончил полный курс Яро-славской гимназии, затем добровольцем ушел в царскую армию. В 1905 году участвовал в русско-японской войне, был ранен. После выздоровления обращается к царю Николаю Романову с просьбой направить его на учебу в Одесское юнкерское училище.

Император подписывает прошение, и Владимир оканчивает военное училище. В 1909 г. он нес службу в 9-м туркестанском полку г. Новый Маргелан (с 1925 г. Фергана). Это не полный послужной список полковника царской армии Владимира Хасидовича, который пока известнее автору этих строк.

Хотелось бы привести еще один документ, выданный 17 декабря 1937 года в г. Лос-Анджелесе, США. Сертификат за № 23-58605 департамента труда США. Документ еще называется декларацией о намерениях, который имеет свой № 83750/8. Автором этих строк сертификат-декларация впервые печатается для общественности России:

«Я, Владимир Хасидович, в данный момент находящийся в Калифорнии, Беверли Хиллз, Линден прайв № 507, безработный, в возрасте 52 лет, заявляю о себе следующие сведения: пол мужской, цвет кожи белый, средней комплекции, глаза серые, волосы седые. Рост 5 футов 9 дюймов, вес 128 фунтов. Особых примет нет, по национальности русский. Имя жены – Евгения. Дата регистрации брака – 9 февраля 1918 года, место регистрации – Тифлис, Россия. Жена родилась в Тифлисе 21 апреля 1899 года, въехала в США 22 мая 1937 года для постоянного проживания, сейчас находится со мной. У нас один ребенок по имени Тамара. Родилась она 2 марта в Тюмени, Россия. Сейчас пребывает со мной. Мое пребывание за границей – Париж, Франция. Я эмигрировал в США из Мексики. Мой законный въезд в США под именем Владимира Хасидовича 22 мая 1937 года. Прибыл пешком. До получения разрешения на оформление гражданства я отказываюсь подчиняться иностранным государствам, их правителям и наследникам, особенно тем, чьим гражданином я являюсь на момент подачи заявления. Я не анархист. Не являюсь многоженцем. В моих намерениях стать законопослушным гражданином США  и постоянно проживать здесь».

Что касается Евгении Дмит-риевны, известно, что ее отец Дмитрий Захариевич и мать Елизавета Чхеидзе имели княжеские титулы. Из сертификата за № 23-58606, выданного Евгении 17 декабря 1937 года тем же департаментом труда США, узнаем, что она имела «карий цвет глаз, черный цвет волос. Возраст 38 лет. Вес 148 фунтов. Занятие – домохозяйка».

Многие источники неправильно указывают, что Тумановы стали американцами в 1943–1944 гг. Просто они не имели такого документа, который процитирован выше.

Семья Евгении и Владимира Хасидович была глубоко верующей. Поэтому в основу воспитания дочери с детства заложен религиозный аспект. Только Бог  и мамин указ являлись главным мерилом в творческих планах. В этом ключе строился весь вектор воспитания дочери. Можно ли осуждать за это Евгению Хасидович? Да, мать в какой-то степени лишила ребенка настоящего детства. Тамара с 5 лет и до 69 находилась под неусыпным вниманием матери на репетициях, во время спектаклей и на гастролях по миру. Доходило до того, что мать выбирала место, где именно стоять или танцевать на сцене дочери, и всегда осеняла ее крестом из-за кулис театра.

Кроткая и покорная Тамара во всем угождала матери. Мать вела деловые переговоры от имени Тамары со знаменитыми балетмейстерами, журналистами и писателями. Нужно отдать должное этой «балетной мамочке»: только благодаря ей  и вопреки жизненным ситуациям Тамара стала одной из выдающихся балерин мира. Сама Тамара в интервью журналисту Чарльзу Риду 19 апреля 1952 года скажет: «Бог дал мне большой талант. Я имею право быть самой собой. Я хочу быть только Тумановой и не хочу быть похожей на всех других балерин». Блеск ее ослепительных выступлений вызовет бурю эмоций у зрителей. Главы государств, многочисленные посольства станут приглашать ее на дружеские встречи. Море цветов будет устилать ее творческий путь. Она вынесет с честью бремя испытания славой. Вынесет и выстоит. Но не будь рядом Евгении Дмитриевны, не стать бы Тамаре «Черной жемчужиной» русского зарубежного балета. Мать вырастила дочь, можно сказать, в «ежовых» рукавицах, но, как оказалось в дальнейшем, игра стоила свеч. Привыкшая к аскетической жизни в детстве во имя великой цели – стать лучшей балериной мира, Тамара целиком посвятила себя балету. Она не капризничала и не страдала манией величия. Порой было очень тяжело, но она всегда помнила, что рядом мама, которая подскажет, убережет от ошибок. Она виртуозно и неудержимо танцевала на сценах мира, репетировала до боли сердечной. Ее ноги всегда были в ссадинах. Стараясь не замечать этого, она вновь выходила на сцену. По этому случаю, говорила в том же интервью: «Когда я танцую, то чувствую ко всем любовь и радость».

Оттого Тамара не захотела испытать материнское счастье – родить ребенка. Вечно занятая по балетной жизни, она не оказывала должного внимания мужу, который от прохладных отношений вернулся, если сказать точнее, сбежал в 1954 году в первую семью.

В 1949 году Тамару номинировали на престижную премию «Гран-при-Жизель». Многие называют 1952 год. Видимо, это год вручения награды. Всего с 1900 по 1950 гг. в мире появилось только три подлинных Жизели: Анна Павлова, Ольга Спесивцева и несравненная мировая богиня русского балета Тамара Туманова.

Несмотря на видимую жизненную замкнутость Тамары и ее матери, с ней поддерживали дружеские отношения известнейшие деятели искусств. Она репетировала с балетмейстером высочайшего класса Михаилом Фокиным. С ней дружили Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Пабло Пикассо, Марк Шагал. Ее фотографировали такие знаменитые фотографы, как  Хорст П. Хорст и Мен Рэй. О ней долгие годы писал английский критик, историк Арнольд Хаскелл и латиноамериканский писатель Гарсия Маркес.

Мать и дочь так любили друг друга, что по их обоюдному завещанию были похоронены в одной могиле, их имена высечены на одной мраморной надгробной плите на кладбище Голливуда.

Напомним кратко содержание первой публикации. Всемирно известная балерина (Черная жемчужина) Тамара Туманова родилась в 1919 году в товарном вагоне на подъезде к Тюмени, когда ее мать добиралась из Тифлиса через пылающую огнями гражданской войны Россию в далекую Тюмень, где  в армии адмирала Колчака служил ее муж, полковник Владимир Хасидович. С отступающими белыми войсками семья проделала путь до Владивостока, затем эмигрировала за границу.

После долгих странствий по миру Хасидовичи оказались во Франции. Без денежных средств и не найдя работы, они все же смогли устроить свой быт  в эмигрантской среде. И в 1924 году даже отдали дочку в балетную школу примы Мариинского театра России Ольги Преображенской, которая, разглядев великолепные способности девочки, согласилась заниматься с ней бесплатно.

За прошедший со времени публикации материала период кроме документов самой балерины, где  в графе – место рождения она непременно писала: «Тюмень. Сибирь. Россия», автору удалось заполучить другие документы, в том числе о родителях Тамары. Но обо всем по порядку.

Париж. Осень 1926 года. Эмигрантская квартира мансардного типа Владимира и Евгении Хасидович. Их дочь Тамара пишет письмо при тусклом свете свечи самому Господу Богу. Рано познавшая грамоту девочка находится под впечатлением увиденного в г. Шанхае выступления русской балерины императорского Мариинского театра Анны Павловой. Крупными размашистыми буквами малышка обращается к Богу и просит быстрее сделать из нее балерину, чтобы заработать много денежек на лечение отца. Она заснет за столом, окропя детскими слезами листок бумаги.

Кто, кроме Господа Бога, мог бы тогда сказать, что не пройдет и 20 лет, как эта семья сможет заказывать себе самые дорогие блюда, а девочка станет самой узнаваемой балериной Европы. А к началу Второй мировой войны ее гонорары будут самыми высокими и в Америке.

Путь на олимп у Тумановой не был устлан розами. Мать Евгения Дмитриевна поставила на дочь судьбу всей семьи. Скрываясь от большевизма, родители увезли девочку за границу. Но русские корни навсегда оставят отпечаток тоски по великой России.

В чем ее феномен? Этот вопрос волновал и волнует многих исследователей ее творчества. Но полноценного ответа до сих пор не последовало. Первое, что, на мой взгляд, упускают из вида авторы различных печатных материалов о Тамаре Тумановой – вопрос о семье. Тут пробел. Нужно только поискать. А семья для ребенка-вундеркинда была фундаментом, на котором строилась будущая личность. Именно в семье закладывались черты ее характера, родители лепили у своего чада некий стержень модели поведения. Данных о семье нет  в печати России. Но кое-что в архивах удалось найти.

Владимир Дмитриевич Хасидович родился в г. Кисловодске 19 апреля 1885 года. Окончил полный курс Яро-славской гимназии, затем добровольцем ушел в царскую армию. В 1905 году участвовал в русско-японской войне, был ранен. После выздоровления обращается к царю Николаю Романову с просьбой направить его на учебу в Одесское юнкерское училище.

Император подписывает прошение, и Владимир оканчивает военное училище. В 1909 г. он нес службу в 9-м туркестанском полку г. Новый Маргелан (с 1925 г. Фергана). Это не полный послужной список полковника царской армии Владимира Хасидовича, который пока известнее автору этих строк.

Хотелось бы привести еще один документ, выданный 17 декабря 1937 года в г. Лос-Анджелесе, США. Сертификат за № 23-58605 департамента труда США. Документ еще называется декларацией о намерениях, который имеет свой № 83750/8. Автором этих строк сертификат-декларация впервые печатается для общественности России:

«Я, Владимир Хасидович, в данный момент находящийся в Калифорнии, Беверли Хиллз, Линден прайв № 507, безработный, в возрасте 52 лет, заявляю о себе следующие сведения: пол мужской, цвет кожи белый, средней комплекции, глаза серые, волосы седые. Рост 5 футов 9 дюймов, вес 128 фунтов. Особых примет нет, по национальности русский. Имя жены – Евгения. Дата регистрации брака – 9 февраля 1918 года, место регистрации – Тифлис, Россия. Жена родилась в Тифлисе 21 апреля 1899 года, въехала в США 22 мая 1937 года для постоянного проживания, сейчас находится со мной. У нас один ребенок по имени Тамара. Родилась она 2 марта в Тюмени, Россия. Сейчас пребывает со мной. Мое пребывание за границей – Париж, Франция. Я эмигрировал в США из Мексики. Мой законный въезд в США под именем Владимира Хасидовича 22 мая 1937 года. Прибыл пешком. До получения разрешения на оформление гражданства я отказываюсь подчиняться иностранным государствам, их правителям и наследникам, особенно тем, чьим гражданином я являюсь на момент подачи заявления. Я не анархист. Не являюсь многоженцем. В моих намерениях стать законопослушным гражданином США  и постоянно проживать здесь».

Что касается Евгении Дмит-риевны, известно, что ее отец Дмитрий Захариевич и мать Елизавета Чхеидзе имели княжеские титулы. Из сертификата за № 23-58606, выданного Евгении 17 декабря 1937 года тем же департаментом труда США, узнаем, что она имела «карий цвет глаз, черный цвет волос. Возраст 38 лет. Вес 148 фунтов. Занятие – домохозяйка».

Многие источники неправильно указывают, что Тумановы стали американцами в 1943–1944 гг. Просто они не имели такого документа, который процитирован выше.

Семья Евгении и Владимира Хасидович была глубоко верующей. Поэтому в основу воспитания дочери с детства заложен религиозный аспект. Только Бог  и мамин указ являлись главным мерилом в творческих планах. В этом ключе строился весь вектор воспитания дочери. Можно ли осуждать за это Евгению Хасидович? Да, мать в какой-то степени лишила ребенка настоящего детства. Тамара с 5 лет и до 69 находилась под неусыпным вниманием матери на репетициях, во время спектаклей и на гастролях по миру. Доходило до того, что мать выбирала место, где именно стоять или танцевать на сцене дочери, и всегда осеняла ее крестом из-за кулис театра.

Кроткая и покорная Тамара во всем угождала матери. Мать вела деловые переговоры от имени Тамары со знаменитыми балетмейстерами, журналистами и писателями. Нужно отдать должное этой «балетной мамочке»: только благодаря ей  и вопреки жизненным ситуациям Тамара стала одной из выдающихся балерин мира. Сама Тамара в интервью журналисту Чарльзу Риду 19 апреля 1952 года скажет: «Бог дал мне большой талант. Я имею право быть самой собой. Я хочу быть только Тумановой и не хочу быть похожей на всех других балерин». Блеск ее ослепительных выступлений вызовет бурю эмоций у зрителей. Главы государств, многочисленные посольства станут приглашать ее на дружеские встречи. Море цветов будет устилать ее творческий путь. Она вынесет с честью бремя испытания славой. Вынесет и выстоит. Но не будь рядом Евгении Дмитриевны, не стать бы Тамаре «Черной жемчужиной» русского зарубежного балета. Мать вырастила дочь, можно сказать, в «ежовых» рукавицах, но, как оказалось в дальнейшем, игра стоила свеч. Привыкшая к аскетической жизни в детстве во имя великой цели – стать лучшей балериной мира, Тамара целиком посвятила себя балету. Она не капризничала и не страдала манией величия. Порой было очень тяжело, но она всегда помнила, что рядом мама, которая подскажет, убережет от ошибок. Она виртуозно и неудержимо танцевала на сценах мира, репетировала до боли сердечной. Ее ноги всегда были в ссадинах. Стараясь не замечать этого, она вновь выходила на сцену. По этому случаю, говорила в том же интервью: «Когда я танцую, то чувствую ко всем любовь и радость».

Оттого Тамара не захотела испытать материнское счастье – родить ребенка. Вечно занятая по балетной жизни, она не оказывала должного внимания мужу, который от прохладных отношений вернулся, если сказать точнее, сбежал в 1954 году в первую семью.

В 1949 году Тамару номинировали на престижную премию «Гран-при-Жизель». Многие называют 1952 год. Видимо, это год вручения награды. Всего с 1900 по 1950 гг. в мире появилось только три подлинных Жизели: Анна Павлова, Ольга Спесивцева и несравненная мировая богиня русского балета Тамара Туманова.

Несмотря на видимую жизненную замкнутость Тамары и ее матери, с ней поддерживали дружеские отношения известнейшие деятели искусств. Она репетировала с балетмейстером высочайшего класса Михаилом Фокиным. С ней дружили Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Пабло Пикассо, Марк Шагал. Ее фотографировали такие знаменитые фотографы, как  Хорст П. Хорст и Мен Рэй. О ней долгие годы писал английский критик, историк Арнольд Хаскелл и латиноамериканский писатель Гарсия Маркес.

Мать и дочь так любили друг друга, что по их обоюдному завещанию были похоронены в одной могиле, их имена высечены на одной мраморной надгробной плите на кладбище Голливуда.



На комиссиях Тюменской городской Думы обсудят бюджет и работу с подростками

18 ноября

Светлана Иванова подписала четыре соглашения в рамках форума «Города России: локомотивы роста»

18 ноября