Лучший атлет XX века
Далее в сюжете: Голоса минувших лет
В 2012 году Борису Шахлину исполнилось бы 80 лет... Его жизнь оборвалась в 2008-м. Сказались, разумеется, тяжелейшие нагрузки, из-за которых уже в 35-летнем возрасте спортсмен перенес инфаркт...
Австралийский подарок девушке из Одессы
В преддверии знаменательной юбилейной даты на центральной улице Ишима состоялось открытие скульптурной композиции великому гимнасту прошлого столетия, которую выполнил Екатеринбургский художественный фонд.
Однажды, рассматривая полотно действительного члена Российской академии художеств, народного художника России и лауреата Государственной премии Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР. 1964 –
1965», с радостью обнаружила среди группы спортсменов и Бориса Шахлина, прославленного уроженца Ишима. Художник-реалист сумел коллективным портретом передать победное «дыхание» советской команды. «Года полтора я буквально преследовал наших гимнастов, – вспоминал художник. – Ездил на сборы, рисовал во время и после соревнований, просил позировать каждого в отдельности...» В результате длительного упорного труда и «родилось» столь монументальное полотно, запечатлевшее наших олимпийских атлетов...
Сколько же силы воли, стойкости и упорства понадобилось ишимскому парню, чтобы его имя по числу личных олимпийских побед было занесено в Книгу рекордов Гиннесса?
У него за плечами девять Олимпиад, десятки чемпионатов СССР, мира и Европы, на которых он выступал или работал в качестве судьи. За спортивную карьеру Борис Шахлин завоевал 97 медалей (64 из которых золотые, 22 серебряные,
11 бронзовые). Двадцать лет он трудился в мужском техническом комитете Международной федерации гимнастики, был вице-президентом Федерации гимнастики Украины, преподавал в родной альма-матер (Национальном университете физического воспитания и спорта Украины).
Кстати, в этом вузе по сей день трудится его супруга Лариса Генриховна, которая из-за приема экзаменов не смогла разделить с земляками мужа торжественный момент открытия скульптурной композиции. Она не просто спутница по жизни Бориса Шахлина, но и большая умница, состоявшаяся и в семье, и в профессии: мастер спорта по спортивной гимнастике, участница первой Спартакиады народов СССР, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой спортивной медицины.
В 1956-м на Олимпиаде в Мельбурне именно ей Борис посвятил золото за упражнение на коне, назвав свою медаль «австралийским подарком симпатичной девушке из Одессы». Золотой олимпийский триумф в Риме тоже посвятил Ларисе. Токийское же олимпийское золото 1964-го, когда Борис Анфиянович единственный из сборной мужской команды получил медаль высшего достоинства, он посвятил дочери Ирине, которая позже свою профессиональную карьеру выстроила согласно семейным ценностям: после окончания Киевского университета имени Тараса Шевченко стала вице-президентом международного благотворительного фонда «Развитие олимпийского резерва».
Судьбоносный Киев
В Ишиме любят и помнят Бориса Анфияновича. На открытии скульптурной композиции его друг Владимир Виноградов тепло и сердечно вспоминал о далекой детской поре. Маргарита Бердинских (дочь первого тренера Шахлина Василия Порфирьева) рассказывала о характере и силе воли семикратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике, его внимательном и чутком отношении к отцу, который верно направил способного парнишку по жизни.
Борис с братом Аркадием рано лишились родительского тепла. Истинным чудом можно считать, что спортивный дух, витавший во дворе детства (на улице Красина), заставил Бориса записаться в спортивную школу на базе общеобразовательной № 113 (ныне № 4). Кстати пришлись Борису и советы тренера Василия Порфирьева остановиться именно на гимнастике и не пойти по настойчивым уговорам бабушки в железнодорожное училище, а поступить в Свердловский техникум физкультуры. Там воспитанием спортивного характера Бориса профессионально занимался тренер Эдуард Рунг. Прежде чем оказаться в судьбоносном Киеве у тренера Александра Мишакова, Борис успел многое сделать в спортивной карьере, стойко преодолев все социальные невзгоды на пути. Будучи шестиклассником, в Ишиме вошел в команду сборной школы, в 1946-м представлявшей Омскую железную дорогу на Всесоюзной спартакиаде железнодорожных школ в Москве и занявшей там первое место. К окончанию третьего курса техникума освоил мастерскую программу и выступил с ней на первенстве Свердловска. Жил в общежитии, питался в буфете, а по вечерам подрабатывал тренером в свердловском политехническом техникуме и разгружал вагоны с товаром. «Уже тогда интуитивно чувствовал, что гимнастика поможет мне выбраться в люди», – с такой уверенностью в собственные силы и рекомендательным письмом от Рунга Шахлин отправился к Мишакову. «Борис уже прочно встал на ноги, – говорилось в письме. – Кое-что у него было от «школы» Порфирьева, кое-что сделал я.
У него великолепные данные гимнаста и завидное трудолюбие. Ты убедишься в этом. Но он по-настоящему еще «не нюхал пороха» соревнований. О его «белых пятнах» я не пишу, ты их увидишь сам и вместе с ним их ликвидируешь. Обласкай его, дружище. Желаю вам успешной работы».
Александр Мишаков – личность в спорте легендарная. В годы Великой Отечественной он воевал в партизанском отряде, действовавшем на территории Украины, а в мирное время подготовил без малого 70 мастеров спорта... Кроме него больше никому из тренеров не удалось подготовить абсолютных чемпионов Олимпийских игр и в мужской и в женской гимнастике.
Слышать «мелодию мышц»
Под его началом Борис в 1952-м выполнил норматив мастера спорта, дебютировал на первенстве Союза в Свердловске, а в 1953-м вошел в состав сборной СССР и впервые завоевал командное золото на турнире, проходившем в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте. Вместе с тренером Борис учился побеждать себя, на каждой тренировке выполняя комбинацию с мыслью: «Иду на оценку!» Оба на тренировках становились судьями. Причем Шахлин оценивал себя более критично и беспощадно, нежели тренер. Став в 1954-м абсолютным чемпионом СССР, Борис разработал свой метод интенсивных тренировок, который позже назвали «шахлинской тренировкой». Шесть раз гимнаст заслуженно получал звание абсолютного чемпиона СССР и пять раз становился обладателем Кубка СССР. Олимпийское самообладание и дар слышать «мелодию мышц», переживая в уме все упражнение за несколько секунд до его исполнения, не подвели Бориса и на звездной Олимпиаде в Риме в 1960-м, которую он называл «пиком спортивной формы». Где (помимо золотого медального дождя) дорогой ценой была завоевана бронза на перекладине. «Только начал упражнение, раздался характерный звук – лопнула кожаная накладка на руке, без которой работать практически невозможно, – вспоминал спортсмен. – Мишаков, стоявший рядом для страховки, крикнул: «Прыгай!» Но я решил продолжить упражнение...»
Чувства, которые испытывал Шахлин, стоя на верхней ступени пьедестала почета, он любил сравнивать с переживаниями альпиниста, впервые покорившего наивысшую вершину. Его зачастую называли «железным». «Лучше было бы назвать «самым стабильным», – считал гимнаст, абсолютно уверенный:
– разве стал бы я тем самым «железным Шахлиным», не будь вокруг соответствующей среды». Он равнялся на людей, на закалку характера которых во многом повлияла Великая Отечественная война. Грант Шагинян воевал, был ранен, а в послевоенное время стал многократным олимпийским чемпионом, имя которого носит сегодня одна из спортивных школ Еревана.
В немецком концлагере чудом избежал смерти Виктор Чукарин, вернувшийся в большой спорт в 25 лет и заново выполнивший норматив мастера спорта, став олимпийским чемпионом на дебютной для советских спортсменов Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году...
Борис Шахлин был лично знаком с Майей Плисецкой, Марком Бернесом, космонавтами Германом Титовым и Георгием Гречко...
В 2005 году в рубрике «Легенда» киевская газета «Бульвар Гордона» поместила фотографию увешанного медалями Шахлина с комментариями:
«...На его иконостас обратил когда-то внимание главный советский орденоносец – дорогой Леонид Ильич Брежнев. Одно время Борис Анфиянович даже сетовал, что тяжеловато маршировать на парадах с полной «золотой» выкладкой, тянувшей на несколько килограммов....»
Итогом же всей жизни Борис Шахлин считал Олимпийский орден, которым его наградили в феврале 2002-го (после 70-летнего юбилея) по решению Исполкома Международного олимпийского комитета. Им он по праву особо гордился и дорожил...
Ранее в сюжете