Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Противник ереси и вероотступничества

Слушать новость
Противник ереси и вероотступничества. .

Первый идеологический, внутрицерковный конфликт – знаменитый спор между иосифлянами и нестяжателями, заволжскими старцами, возник в России в XV веке. Зачинателем конфликта был Иосиф Волоцкий (Иоанн Санин), настоятель  олоколамского монастыря.

Известный духовный  иерарх, писатель-публицист, глава течения иосифлян родился в 1439 г. в селе Язвище, недалеко от Волоколамска. Родители Иоанна в семь лет отдали его учиться грамоте в Крестовоздвиженский монастырь к старцу Арсению.

Интерес к монашеской жизни рано проявился у отрока, определилось стремление посвятить свою жизнь служению Богу. В двадцатилетнем возрасте Иоанн пришел к игумену Пафнутию в Боровский монастырь, воспитавшему его в духе «послушания без рассуждения». Умирая, Пафнутий завещал ученику стать его своим преемником. Иоанн прослужил в этом монастыре 18 лет, а в 1479 году с семью сподвижниками основал Успенский монастырь, известный впоследствии как Иосифо-Волоколамский.

Через некоторое время монастырь стал известен всей России. Настоятель обладал ораторским даром, призывал паству строго исполнять все заветы православной церкви, вести добродетельную жизнь, а господам наказывал сни-сходительно относиться к крестьянам, дабы не обескровить и не истощить последних.

Защищая церковное имущество во имя социальных задач Церкви, Иосиф Волоцкий способствовал сближению церковного и государственного бытия. Церковь служит государству, а царь служит Церкви. Монашеское служение Волоцкий рассматривал как особого рода социальное служение, монастырь – центр жизни православных людей, проводник справедливости и милосердия.

Игумен Иосиф Волоцкий в начале своей деятельности был в оппозиции к великокняжеской власти, противился ее укреплению. Он утверждал безусловное превосходство духовной власти над светской, оправдывал наличие у церкви материальных ценностей. Позднее он стал ревностным защитником царской власти.

«Царь, по своей природе, подобен всякому человеку, – пишет он, – по своей должности и власти подобен Всевышнему Богу». Правда, в своих проповедях перед людьми делал оговорку, что неправедный царь – «не Божий слуга, но дьявол». В это время в России возникло движение, возглавля-емое Нилом Сорским, который не соглашался с Волоцким и считал, что монастыри должны быть прежде всего средоточием подвижничества и молитвы, а монахи должны быть «нестяжателями» – не иметь никаких имуществ и питаться за счет плодов собственного труда. Так началась полемика между двумя авторитетными церковными деятелями и их сторонниками. только в одном они соглашались: нужно провести монастырскую реформу для поднятия их авторитета.

Нил Сорский считал, что Церковь играет главную роль в преображении мира, монахи должны воздержаться от суеты и молиться, чтобы не произошло обмирщения Церкви. Потому не следует заниматься сельским хозяйством, иметь земельные участки, имущество.

Направление, возглавля-емое Нилом Сорским, получило название «нестяжателей».

Преподобный Нил действовал благостью, Иосиф – строгостью. Различие между обоими лагерями сказывалось в их отношении к ереси. Родоначальником ереси был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде. Против «жидовствующих» выступил новгородский митрополит Геннадий, его поддержал Иосиф Волоцкий в своем публицистическом трактате «Слова об осуждении еретиков».

Мыслитель, ссылаясь на Священное Писание, Новый Завет, учения отцов Церкви и церковную практику, доказывает необходимость непримиримой и жестокой борьбы с еретиками. Христианское милосердие к отступникам от веры он считал недопустимым, этому посвящена его книга «Просветитель» и многочисленные послания, защищающие православие. Новгородско-московская ересь развивала идеи, которые в конечном счете могли привести к реформации Церкви и к изменению государственной власти в стране. Особое пристрастие еретики питали к ветхозаветной и пророческой литературе. Отрицая идею конца света, еретики не признавали грядущего воскресения, т. е. христианской эсхатологии.

Подобные суждения, умонастроения предполагают понятие о незамкнутости вечно длящегося времени. Это противоречит святоотеческому преданию, господствующей православной религиозности. Церковный собор, созванный духовными иерархами и московским князем в лице Ивана III в декабре 1504 года, поддержал иосифлян, которые вышли победителями в спорах с «нестяжателями» и еретиками.

Ересь в России в начале XVI века была разоблачена и подавлена, Православная церковь утвердила монопольное право на руководство духовной жизнью общества. Победа Иосифа Волоцкого и его последователей явилась предпосылкой позднейшего раскола, связанного с Патриархом Никоном, его церковными реформами, основанными на противопоставлении «русского» православия «греческому». Умер русский просветитель, мыслитель, выдающийся церковный деятель Иосиф Волоцкий 8 сентября 1515 года.

Первый идеологический, внутрицерковный конфликт – знаменитый спор между иосифлянами и нестяжателями, заволжскими старцами, возник в России в XV веке. Зачинателем конфликта был Иосиф Волоцкий (Иоанн Санин), настоятель  олоколамского монастыря.

Известный духовный  иерарх, писатель-публицист, глава течения иосифлян родился в 1439 г. в селе Язвище, недалеко от Волоколамска. Родители Иоанна в семь лет отдали его учиться грамоте в Крестовоздвиженский монастырь к старцу Арсению.

Интерес к монашеской жизни рано проявился у отрока, определилось стремление посвятить свою жизнь служению Богу. В двадцатилетнем возрасте Иоанн пришел к игумену Пафнутию в Боровский монастырь, воспитавшему его в духе «послушания без рассуждения». Умирая, Пафнутий завещал ученику стать его своим преемником. Иоанн прослужил в этом монастыре 18 лет, а в 1479 году с семью сподвижниками основал Успенский монастырь, известный впоследствии как Иосифо-Волоколамский.

Через некоторое время монастырь стал известен всей России. Настоятель обладал ораторским даром, призывал паству строго исполнять все заветы православной церкви, вести добродетельную жизнь, а господам наказывал сни-сходительно относиться к крестьянам, дабы не обескровить и не истощить последних.

Защищая церковное имущество во имя социальных задач Церкви, Иосиф Волоцкий способствовал сближению церковного и государственного бытия. Церковь служит государству, а царь служит Церкви. Монашеское служение Волоцкий рассматривал как особого рода социальное служение, монастырь – центр жизни православных людей, проводник справедливости и милосердия.

Игумен Иосиф Волоцкий в начале своей деятельности был в оппозиции к великокняжеской власти, противился ее укреплению. Он утверждал безусловное превосходство духовной власти над светской, оправдывал наличие у церкви материальных ценностей. Позднее он стал ревностным защитником царской власти.

«Царь, по своей природе, подобен всякому человеку, – пишет он, – по своей должности и власти подобен Всевышнему Богу». Правда, в своих проповедях перед людьми делал оговорку, что неправедный царь – «не Божий слуга, но дьявол». В это время в России возникло движение, возглавля-емое Нилом Сорским, который не соглашался с Волоцким и считал, что монастыри должны быть прежде всего средоточием подвижничества и молитвы, а монахи должны быть «нестяжателями» – не иметь никаких имуществ и питаться за счет плодов собственного труда. Так началась полемика между двумя авторитетными церковными деятелями и их сторонниками. только в одном они соглашались: нужно провести монастырскую реформу для поднятия их авторитета.

Нил Сорский считал, что Церковь играет главную роль в преображении мира, монахи должны воздержаться от суеты и молиться, чтобы не произошло обмирщения Церкви. Потому не следует заниматься сельским хозяйством, иметь земельные участки, имущество.

Направление, возглавля-емое Нилом Сорским, получило название «нестяжателей».

Преподобный Нил действовал благостью, Иосиф – строгостью. Различие между обоими лагерями сказывалось в их отношении к ереси. Родоначальником ереси был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде. Против «жидовствующих» выступил новгородский митрополит Геннадий, его поддержал Иосиф Волоцкий в своем публицистическом трактате «Слова об осуждении еретиков».

Мыслитель, ссылаясь на Священное Писание, Новый Завет, учения отцов Церкви и церковную практику, доказывает необходимость непримиримой и жестокой борьбы с еретиками. Христианское милосердие к отступникам от веры он считал недопустимым, этому посвящена его книга «Просветитель» и многочисленные послания, защищающие православие. Новгородско-московская ересь развивала идеи, которые в конечном счете могли привести к реформации Церкви и к изменению государственной власти в стране. Особое пристрастие еретики питали к ветхозаветной и пророческой литературе. Отрицая идею конца света, еретики не признавали грядущего воскресения, т. е. христианской эсхатологии.

Подобные суждения, умонастроения предполагают понятие о незамкнутости вечно длящегося времени. Это противоречит святоотеческому преданию, господствующей православной религиозности. Церковный собор, созванный духовными иерархами и московским князем в лице Ивана III в декабре 1504 года, поддержал иосифлян, которые вышли победителями в спорах с «нестяжателями» и еретиками.

Ересь в России в начале XVI века была разоблачена и подавлена, Православная церковь утвердила монопольное право на руководство духовной жизнью общества. Победа Иосифа Волоцкого и его последователей явилась предпосылкой позднейшего раскола, связанного с Патриархом Никоном, его церковными реформами, основанными на противопоставлении «русского» православия «греческому». Умер русский просветитель, мыслитель, выдающийся церковный деятель Иосиф Волоцкий 8 сентября 1515 года.



Тюменцы могут стать сопродюсерами фильма о женском хоккее

23 декабря

В понедельник в Тюмени будет -2°С и пасмурное небо

23 декабря