Блюститель стерильной зоны
Геннадий Мартюшов проработал инспектором по досмотру службы авиационной безопасности десять лет
В марте прошлого года Геннадию Мартюшову исполнилось 65 лет. Его проводили на пенсию. Правда, ненадолго – прошло полгода, и Геннадий Андреевич снова рвется на работу по прежней специальности. Профессия у него редкая – инспектор службы авиационной безопасности по досмотру в аэропорту Рощино. Людей, занимающихся таким делом, в Тюмени немногим больше десяти.
В стерильной зоне
– Досматриваем все, что попадает в периметр аэропорта: грузы, машины, почту, пассажиров, их багаж, – рассказывает Геннадий Мартюшов. – Естественно, и экипажи, если они идут в стерильную зону – место, где мы работаем.
Такую редкую профессию Геннадий получил почти случайно. Когда-то у него была фирма. Но умер дед, живший в деревне Каменке. Осталась усадьба, за которой нужно присматривать. Геннадий принял непростое решение – уволиться, отказавшись от высокой зарплаты. Оказавшись в Каменке, начал искать работу. Единственным предприятием, находящимся рядом, был аэропорт Рощино.
– Пришел в отдел кадров, – вспоминает Геннадий. – Посмотрели мою трудовую и сказали: «Ух! У нас даже и должностей таких нет». Я объяснил, что не претендую на высокий пост.
В результате был принят рядовым сотрудником по досмотру.
Нужно быть психологом
Геннадий Мартюшов рассказал о случаях, которые врезались в память за годы его работы в аэропорту. Однажды, когда был дежурным по смене, со стороны аэровокзала подошла девушка и стала просить пропустить ее к самолету, который прибыл из Шереметьево в Тюмень, будто бы она тоже на нем прилетела. Долго не соглашался, но девушка настаивала. Пришлось уступить. Ее подвезли к трапу, по которому уже спускались пассажиры. Она присоединилась к ним и проехала в зону прилета. Там ее встречал счастливый муж-рогоносец с огромным букетом цветов.
Другой случай произошел накануне Нового года. Геннадий дежурил на грузовом складе, который в те дни ломился от ящиков и мешков, готовых к отправлению в Ноябрьск. Проходя мимо одного стеллажа, инспекторы услышали тиканье. Скоро тикало уже в нескольких местах. Геннадий действовал по инструкции – доложил начальнику караула. Тот быстро прибыл на склад. Были вызваны хозяева груза, примчались сотрудники спецподразделений.
Посылки вскрыли. Оказалось, что это согрелись застывшие на морозе батарейки в часах, и хронометры начали работать. Так у сотрудников аэропорта случилось незапланированное учение. Вскоре после этого поступило распоряжение о том, что все питающие элементы – аккумуляторы, батарейки должны сдаваться отдельно от часов, телефонов и других устройств.
Кажущаяся не очень сложной работа специалиста по досмотру имеет много хитростей. Знание этих нюансов приходит только с опытом, поэтому молодежи не хватает наблюдательности, сетует Геннадий. Прежде всего инспектор по досмотру должен быть хорошим психологом, уверен он.
Однажды во время осмотра пассажиров рейса на Москву Геннадий заметил странного парня, который пытался избежать досмотра, ссылаясь на Международную конвенцию. С помощью милиции его проводили в комнату для досмот-ра. Оказалось, у него в кармане сувенирный нож из нефрита. Кстати, на такие ножи рамка металлоискателя не реагирует.
В другой раз у пассажира, летящего в Салехард, Геннадий обнаружил в пачке сигарет завернутый в бумагу шарик гашиша. Если учитывать, что одна доза гашиша имеет размер спичечной головки, то было обнаружено около полутора сотен доз.
Душа хочет полета
Когда Геннадий был в Москве, в аэропорту Внуково он с интересом сравнивал действия столичных инспекторов по досмотру с действиями тюменских. После теракта в Домодедово требования к осмотру ужесточились: от пассажиров стали требовать снимать обувь, ремни. Встречались люди, которые наотрез отказывались это делать. Таких пассажиров все равно досматривали инспекторы. За десять лет работы было много случаев, когда на самолет пытались пройти пьяные граждане. Решение по каждому из таких случаев принималось сотрудниками милиции и представителями авиакомпаний: если пассажир был сильно пьян, его снимали с рейса, если человек был более или менее вменяемым, его пускали на борт, и он летел под особым вниманием бортпроводников.
Чтобы не замыливался глаз при круглосуточной работе, используется практика смены мест: например, одно время инспектор работает на рамке металлоискателя, затем в грузовом отделе или в зоне прилета.
Требования к здоровью сотрудников по досмотру самые высокие: каждый год они проходят медкомиссию. Их учат обращаться с оружием, потому что приходится проверять и сотрудников МВД, и биатлонистов. Дважды в год они изучают новые документы и получают лицензию, а вместе с ней и право продолжать работу. Причем для комиссии не имеет значения, сколько времени человек проработал в аэропорту, скидок на возраст не делают.
Жена Людмила, с которой Геннадий живет больше 30 лет, работала преподавателем в колледже, сейчас на пенсии.
У них двое детей: дочь Елизавета – врач, кандидат наук, сын Андрей создал фирму по установке охранных и пожарных сигнализаций. Родные относились к работе главы семьи спокойно: к режиму работы – сутки через трое – они привыкли.
Однако сейчас работать в прежнем режиме тяжело. Увеличился поток пассажиров, появилось много международных рейсов, которые приходятся на ночь. Он попросил изменить рабочий график на другой: два дня работаешь, два дня отдыхаешь. Руководство пошло ему навстречу.
За полгода, проведенные на пенсии, Геннадий успел сделать все, что планировал: завершил строительные работы в Каменке, понянчился с внуками. Сейчас его снова тянет в Рощино: душа хочет полета!
Предполетный досмотр
В целях обеспечения л
ичной безопасности проводится предполетный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа после регистрации билетов.
Досмотр проводится на в
сех рейсах, выполняемых воздушными судами авиапред
приятий, авиакомпаний и других эксплуатантов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Досмотр пассажиров чартерных рейсов осуществляется на общих основаниях. В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры подлежат досмотру в случае если после выхода
из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне. При прохождении контроля безопасности необходимо предъявить билет, посадочный талон и документ, удостоверяющий личность пассажира.
По объему каждой упаковки жидк
ости должны составлять максимум 100 мл. Жидкости в пакетах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично. Емкости должны быть размещены в прозрачном пластиковом закрываемом пакете размером 18х20 см,
совокупный объем жидкостей в контейнере (по объему упаковок) должен составлять не более литра.
Можно перевозить в ручной клади детск
ое питание, медицинские препараты и диетическое питание. Сотрудники службы авиационной безопасности могут попросить предъявить доказательство того, что они понадобятся в полете (медицинская справка, рецепт). Предметы должны быть в обязательном порядке предъявлены в пунктах досмотра авиационной безопасности отдельно от прочих вещей, составляющих ручную кладь.
Для прохождения предполетного до
смотра необходимо заранее приготовиться:
1. Разместить в пластиковом пакете жидкости в емкостях не более 100 мл.
2. Снять и положить в пластиковые корзины верхнюю одежду, головные уборы, ремни и обувь.
3. В целях личной гигиены рекомендуется воспользоваться одноразовыми бахилами.
4. Положить в ручную кладь либо разместить в пластиковой корзине мобильные телефоны и металлические предметы.
5. Во избежание нанесения ущерба личным вещам не ставьте ручную кладь на край транспортера – при включении возможно движение ленты в реверсивном направлении.
При досмотре ручной клади вас могут попросить открыть сумку и произвести досмотр содержимого. Поэтому не рекомендуется оборачивать ручную кладь в упаковочную ленту. Обнаруженные при досмотре опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке, сдаются в багаж, могут быть переданы сопровождающим лицам или приняты на временное хранение на срок до месяца. В последнем случае вещи можно получить в службе авиационной безопасности.