Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Бизнес, выросший на грядках

Спорт, 00:15, 17 января 2013, Александра ИВАНОВА
Слушать новость
Бизнес, выросший на грядках. .

Двадцать лет назад, когда многие сельхозпредриятия канули в Лету, в окрестностях Заводоуковска вырос новый бизнес – началось строительство современного тепличного комплекса. С тех пор компания «Ритза» исправно поставляет на стол тюменцев свежие салаты, помидоры и огурцы, выращенные на собственных грядках.

Плантации под оком компьютера

Маленькая история успеха маленького предприятия – так рассказывает о вверенном ему тепличном хозяйстве генеральный директор Андрей Фокин, проводя экскурсию по территории, где, несмотря на суровые сибирские морозы, постоянно греет, пусть и искусственное, солнце, а изумрудные плантации салатов поражают взгляд сочными красками.

Напомним, «Ритза» была основана в 1992 году при поддержке администраций Тюменской области и Заводоуковского района, по инициативе голландского и российского правительств. К слову, название предприятия расшифровывается как Российская инновационная тюменско-заводоуковская агрокомпания. Тогда из Голландии были доставлены конструкции и новейшие системы для тепличного комплекса. Строительство продолжалось полгода. Ведь когда речь идет о расширении действующего производства, несложно принять решение, какое из имеющихся направлений следует усилить. Однако при создании предприятия «с нуля» одной из главных проблем, по словам Андрея Фокина, оказался выбор технологии производства, адаптированной к местным климатическим условиям, и продукции, которая будет востребована на рынке. Компания сделала ставку на выращивание по инновационным технологиям свежих овощей закрытого грунта – томатов и огурцов. Теплицы были оснащены самым современным оборудованием, включающим автоматическое управление микроклиматом, питанием растений.

– Если в начале 90-х словосочетание «персональный компьютер» в России существовало только в толковых словарях, то  в Заводоуковске в то время умные машины уже управляли ростом растений. Конечно, поначалу было сложно работать со столь продвинутыми технологиями. Например, чтобы открыть международный канал связи с голландскими поставщиками, требовалось трое суток и в назначенный день несколько часов ожидания, – вспоминает о трудностях становления бизнеса Андрей Фокин. – К счастью, прогресс не стоит на месте, и теперь, если возникают проблемы с оборудованием, мы мгновенно получаем SMS-сообщение, а голландские операторы имеют возможность посредством Всемирной сети проверить технологические настройки.

В 2002 году в «Ритзе» началась масштабная модернизация: замена внутренних систем, расширение ассортимента, а продукция стала завоевывать крупные розничные сети. После проведенного тендера поставщиком технологий, позволяющих производить круглый год свежую продукцию, были выбраны финские компании. Сходность климатических условий позволила безболезненно и в короткий срок внедрить новые технологии и успешно их эксплуатировать. Тогда же, в 2002 году, «Ритза» вместо огурцов и томатов приступила к выращиванию салатов и зеленных культур. Переориентация в производстве продукции позволила компании в несколько раз увеличить доходность каждого квадратного метра.

В настоящее время завершается реконструкция второй очереди тепличного комплекса. Возможно, кому-то это десятилетнее перевооружение покажется слишком долгим. Масштабность процесса объясняется появлением на рынке новых технологий, изменением традиций и культуры питания (увеличение спроса на свежую продукцию), ростом конкуренции.

– Недавно приняли решение вернуться к производству томатов и огурцов, однако уже на ином технологическом уровне. Стали работать с новыми сортами. В итоге повысилась урожайность, существенно расширился рынок сбыта, – продолжает Андрей Фокин.

Современная «Ритза» – флагман тепличных хозяйств региона, успешно влияющий на экономику территории. Гео-графия поставок – Уральский федеральный округ. Предприятие является одним из основных производителей овощей и зеленных культур в регионе.

Желтые, розовые и тигровые... томаты!

Разумеется, как  и в любом бизнесе, возникают проблемы. К примеру, для производства овощей в зимнее время требуется немало электроэнергии. На протяжении последних лет тариф на электроэнергию для  сельхозпредприятия не менялся и составлял чуть менее 1 руб. за кВт/час. При составлении нового бизнес-плана закладывалась стоимость 1,5 руб. за кВт/ч. Однако фактически сегодня цена поднимается до 4 руб. Среди других актуальных вопросов – отсутствие сервисных центров для тепличных хозяйств. Если в Европе проблемы поставки запчастей решаются за считанные часы, то  в российских условиях этот процесс занимает гораздо больше времени. По словам Андрея Фокина, большинство тепличных хозяйств страны нуждается в модернизации, ведь возраст многих из них – 30–40 лет. Однако в настоящее время большей привлекательностью для бизнеса пользуются инвестиции в производство цветов, а не овощные плантации.

Как планирует работать «Ритза» в условиях ВТО? На предприятии уверены: при конкуренции западных и российских фермеров большую роль сыграет территориальная отдаленность от Европы.

– Применительно к бизнесу отмечу: хороши только свежие овощи. Расстояние свыше 500 километров уже считается дальней логистикой, и назвать такую продукцию свежей, «прямо с грядки», весьма затруднительно. Тогда производители прибегают к применению консервантов, что сказывается на качестве товара. Все понимают: надо не только произвести продукцию, но и оперативно доставить ее потребителю. Поэтому европейские товаропроизводители попадают в заведомо проигрышную ситуацию, – говорит Андрей Фокин. – Тем не менее селянам тоже нельзя сидеть сложа руки. Качество товара складывается из многих составляющих: первоклассного сырья, современных производственных мощностей, квалифицированного персонала. Так что аграриям есть над чем трудиться, а вступление в ВТО подтолкнет руководителей предприятий к креативности.

Большую помощь заводоуковскому тепличному хозяйству оказывает региональная и местная власть, осуществляется господдержка по субсидированию банковских процентных ставок. Все финансовые поступления идут четко, согласно составленному графику.

Рассуждая о перспективах, Андрей Фокин расставляет приоритеты в развитии предприятия: будущее – за сортообновлением, новыми упаковочными материалами, совершенствованием системы логистики.

– Продукция предприятия узнаваема и востребована потребителем. Тем не менее, нам есть к чему стремиться. Будем заниматься новыми сортами салатов, помидоров и огурцов. Ведь возможности современных селекционеров безграничны. Можно выращивать желтые, розовые и даже полосатые («тигровые») томаты. Что касается упаковочных материалов, всегда использовали для транспортировки и хранения продукции высококачественную тару, – отмечает руководитель. – Немаловажна и защита торговой марки. Ведь после того, как  в 2002 году мы прекратили производство томатов, на тюменских рынках еще несколько лет продавались помидоры под брендом «Ритза».

Предприятие намерено выращивать в год до тысячи тонн свежих овощей, причем основной объем продукции будет производиться в зимнее время. В планах – расширение рынков сбыта. Около пяти процентов продукции реализуется в Заводоуковске, остальной товар посредством собственной логистики направляется в другие регионы. Доставка продукции – один из неотъемлемых элементов успешного бизнеса. Ведь важно не просто произвести, но  и выгодно продать.

Особое внимание в «Ритзе» уделяют повышению квалификации персонала, стимулированию более эффективного труда, поощрению творческой инициативы. В конечном итоге именно от компетенции кадров зависит грамотная эксплуатация дорогостоящего оборудования, качество товара и, следовательно, имидж предприятия и продукции. Кстати, средний возраст сотрудников, трудоустраивающихся в «Ритзу», – 27 лет. Если молодежь идет работать на предприятие, значит, можно быть уверенным в успешном завтрашнем дне.

Двадцать лет назад, когда многие сельхозпредриятия канули в Лету, в окрестностях Заводоуковска вырос новый бизнес – началось строительство современного тепличного комплекса. С тех пор компания «Ритза» исправно поставляет на стол тюменцев свежие салаты, помидоры и огурцы, выращенные на собственных грядках.

Плантации под оком компьютера

Маленькая история успеха маленького предприятия – так рассказывает о вверенном ему тепличном хозяйстве генеральный директор Андрей Фокин, проводя экскурсию по территории, где, несмотря на суровые сибирские морозы, постоянно греет, пусть и искусственное, солнце, а изумрудные плантации салатов поражают взгляд сочными красками.

Напомним, «Ритза» была основана в 1992 году при поддержке администраций Тюменской области и Заводоуковского района, по инициативе голландского и российского правительств. К слову, название предприятия расшифровывается как Российская инновационная тюменско-заводоуковская агрокомпания. Тогда из Голландии были доставлены конструкции и новейшие системы для тепличного комплекса. Строительство продолжалось полгода. Ведь когда речь идет о расширении действующего производства, несложно принять решение, какое из имеющихся направлений следует усилить. Однако при создании предприятия «с нуля» одной из главных проблем, по словам Андрея Фокина, оказался выбор технологии производства, адаптированной к местным климатическим условиям, и продукции, которая будет востребована на рынке. Компания сделала ставку на выращивание по инновационным технологиям свежих овощей закрытого грунта – томатов и огурцов. Теплицы были оснащены самым современным оборудованием, включающим автоматическое управление микроклиматом, питанием растений.

– Если в начале 90-х словосочетание «персональный компьютер» в России существовало только в толковых словарях, то  в Заводоуковске в то время умные машины уже управляли ростом растений. Конечно, поначалу было сложно работать со столь продвинутыми технологиями. Например, чтобы открыть международный канал связи с голландскими поставщиками, требовалось трое суток и в назначенный день несколько часов ожидания, – вспоминает о трудностях становления бизнеса Андрей Фокин. – К счастью, прогресс не стоит на месте, и теперь, если возникают проблемы с оборудованием, мы мгновенно получаем SMS-сообщение, а голландские операторы имеют возможность посредством Всемирной сети проверить технологические настройки.

В 2002 году в «Ритзе» началась масштабная модернизация: замена внутренних систем, расширение ассортимента, а продукция стала завоевывать крупные розничные сети. После проведенного тендера поставщиком технологий, позволяющих производить круглый год свежую продукцию, были выбраны финские компании. Сходность климатических условий позволила безболезненно и в короткий срок внедрить новые технологии и успешно их эксплуатировать. Тогда же, в 2002 году, «Ритза» вместо огурцов и томатов приступила к выращиванию салатов и зеленных культур. Переориентация в производстве продукции позволила компании в несколько раз увеличить доходность каждого квадратного метра.

В настоящее время завершается реконструкция второй очереди тепличного комплекса. Возможно, кому-то это десятилетнее перевооружение покажется слишком долгим. Масштабность процесса объясняется появлением на рынке новых технологий, изменением традиций и культуры питания (увеличение спроса на свежую продукцию), ростом конкуренции.

– Недавно приняли решение вернуться к производству томатов и огурцов, однако уже на ином технологическом уровне. Стали работать с новыми сортами. В итоге повысилась урожайность, существенно расширился рынок сбыта, – продолжает Андрей Фокин.

Современная «Ритза» – флагман тепличных хозяйств региона, успешно влияющий на экономику территории. Гео-графия поставок – Уральский федеральный округ. Предприятие является одним из основных производителей овощей и зеленных культур в регионе.

Желтые, розовые и тигровые... томаты!

Разумеется, как  и в любом бизнесе, возникают проблемы. К примеру, для производства овощей в зимнее время требуется немало электроэнергии. На протяжении последних лет тариф на электроэнергию для  сельхозпредприятия не менялся и составлял чуть менее 1 руб. за кВт/час. При составлении нового бизнес-плана закладывалась стоимость 1,5 руб. за кВт/ч. Однако фактически сегодня цена поднимается до 4 руб. Среди других актуальных вопросов – отсутствие сервисных центров для тепличных хозяйств. Если в Европе проблемы поставки запчастей решаются за считанные часы, то  в российских условиях этот процесс занимает гораздо больше времени. По словам Андрея Фокина, большинство тепличных хозяйств страны нуждается в модернизации, ведь возраст многих из них – 30–40 лет. Однако в настоящее время большей привлекательностью для бизнеса пользуются инвестиции в производство цветов, а не овощные плантации.

Как планирует работать «Ритза» в условиях ВТО? На предприятии уверены: при конкуренции западных и российских фермеров большую роль сыграет территориальная отдаленность от Европы.

– Применительно к бизнесу отмечу: хороши только свежие овощи. Расстояние свыше 500 километров уже считается дальней логистикой, и назвать такую продукцию свежей, «прямо с грядки», весьма затруднительно. Тогда производители прибегают к применению консервантов, что сказывается на качестве товара. Все понимают: надо не только произвести продукцию, но и оперативно доставить ее потребителю. Поэтому европейские товаропроизводители попадают в заведомо проигрышную ситуацию, – говорит Андрей Фокин. – Тем не менее селянам тоже нельзя сидеть сложа руки. Качество товара складывается из многих составляющих: первоклассного сырья, современных производственных мощностей, квалифицированного персонала. Так что аграриям есть над чем трудиться, а вступление в ВТО подтолкнет руководителей предприятий к креативности.

Большую помощь заводоуковскому тепличному хозяйству оказывает региональная и местная власть, осуществляется господдержка по субсидированию банковских процентных ставок. Все финансовые поступления идут четко, согласно составленному графику.

Рассуждая о перспективах, Андрей Фокин расставляет приоритеты в развитии предприятия: будущее – за сортообновлением, новыми упаковочными материалами, совершенствованием системы логистики.

– Продукция предприятия узнаваема и востребована потребителем. Тем не менее, нам есть к чему стремиться. Будем заниматься новыми сортами салатов, помидоров и огурцов. Ведь возможности современных селекционеров безграничны. Можно выращивать желтые, розовые и даже полосатые («тигровые») томаты. Что касается упаковочных материалов, всегда использовали для транспортировки и хранения продукции высококачественную тару, – отмечает руководитель. – Немаловажна и защита торговой марки. Ведь после того, как  в 2002 году мы прекратили производство томатов, на тюменских рынках еще несколько лет продавались помидоры под брендом «Ритза».

Предприятие намерено выращивать в год до тысячи тонн свежих овощей, причем основной объем продукции будет производиться в зимнее время. В планах – расширение рынков сбыта. Около пяти процентов продукции реализуется в Заводоуковске, остальной товар посредством собственной логистики направляется в другие регионы. Доставка продукции – один из неотъемлемых элементов успешного бизнеса. Ведь важно не просто произвести, но  и выгодно продать.

Особое внимание в «Ритзе» уделяют повышению квалификации персонала, стимулированию более эффективного труда, поощрению творческой инициативы. В конечном итоге именно от компетенции кадров зависит грамотная эксплуатация дорогостоящего оборудования, качество товара и, следовательно, имидж предприятия и продукции. Кстати, средний возраст сотрудников, трудоустраивающихся в «Ритзу», – 27 лет. Если молодежь идет работать на предприятие, значит, можно быть уверенным в успешном завтрашнем дне.



Тюменка Виктория Сливко завоевала серебро на этапе Кубка содружества

20 декабря

В Тюмени подвели итоги первого турнира по борьбе на поясах

19 декабря