Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«До сих пор смеюсь над собой и жизнью»

Слушать новость
«До сих пор смеюсь над собой и жизнью». .

Легендарный режиссер Эльдар Рязанов отметил 85-летие


Каждая картина Эльдара Рязанова – событие, начиная с «Карнавальной ночи», где дебютировала блистательная Людмила Гурченко. Рязанов – режиссер-первооткрыватель: он дал «путевку в жизнь» таким актрисам, как Лариса Голубкина и Людмила Гурченко, работал с удивительными по масштабу и дарованию актерами – Олегом Ефремовым, Анатолием Папановым, Олегом Басилашвили, Юрием Никулиным, Игорем Ильинским…

Он символ двух веков, «нынешнего и минувшего», режиссер-эпоха. Хотя талант его многогранен, он сказал веское слово в качестве и драматурга, и поэта, и рассказчика. Рязанову всегда хотелось приключений, авантюр – и жизнь не поскупилась на них. А как иначе назвать фильмы, вошедшие в золотой фонд российского кино: «Гусарская баллада», «Ирония судьбы», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Вокзал на двоих», «Служебный роман»? Только человек, умеющий ставить на кон все, не боясь при этом все потерять, мог снять легендарные картины.

Случайные закономерности

Он родился в Самаре. Сразу начал торопиться жить: уже  в три года научился читать. К юности прочитал, наверное, все художественные книги, которые тогда были изданы. Любимым стал роман Джека Лондона «Мартин Иден». Эльдар был очень самостоятельным и принял решение сдавать экзамены за десятый класс экстерном, чтобы не тратить драгоценное время впустую... С гуманитарными науками проблем не возникло, а «врожденное» везение помогло успешно сдать ненавистные физику и химию.

Он мечтал стать писателем, может, даже поэтом, так как с юности писал стихи.

В 16 лет познакомился с известным советским поэтом Константином Симоновым – позвонил и принес на его суд свои стихотворения. Симонов принял мальчика радушно.

– На всю жизнь запомнил, как Симонов сказал мне: «Во всем нужно иметь собственную интонацию!» – рассказывает Эльдар Александрович. – Всегда старался ее иметь…

Юность Рязанова пришлась на военные годы. В 1944 году Эльдар, экстерном окончивший десятилетку, послал по почте документы в мореходное училище. Но ответа так  и не получил. Наверное, судьба уготовила для него другое будущее. Случайно встречает знакомого, который едет поступать во ВГИК на экономический факультет, и решает поехать с ним «на разведку». Там вдруг принимает решение поступать на режиссерский факультет. О том, что на него конкурс 25 человек на место, будущий режиссер узнал позднее. Рязанова условно зачисляют в главный «киношный» институт страны. Его учителями были Григорий Козинцев и Сергей Эйзенштейн… Но, как ни странно, впоследствии о годах, проведенных во ВГИКЕ, вспоминает без особой теплоты…

– Любви не питал ни  я к институту, ни он ко мне, – говорит Эльдар Александрович.

Быть самым младшим на курсе оказалось очень сложно – долгие годы Эльдару пришлось учиться с «взрослыми, опытными», недавно вернувшимися с фронта людьми… Для парня, еще вчера мечтавшего стать моряком, старт в кинематографии оказался тяжелым.

От теории к практике

На третьем курсе взялся экранизировать юмористический рассказ Карела Чапека «Покушение на убийство». Юмор и сатира, которые так ценил Рязанов, сыграют важную, а может, и решающую роль в его творческой жизни.

После окончания института отправляется в «свободное плавание» – становится режиссером-документалистом. Сбывается юношеская мечта о путешествиях – Рязанов отправляется в командировки на Камчатку, Сахалин, оказывается даже на Курильских и Командорских островах.

О работе в кинохронике всегда вспоминает с теплотой, говорит о бесценности этого жизненного опыта – именно кинохроника научила его ориентироваться в неразберихе событий и мыслей. В 1954 году Рязанов снимает фильм «Остров Сахалин», который становится завершающим этапом его «документальной» части киножизни. Режиссер понимает, что нужно выходить на новые рубежи. Художественное кино – вот что ему теперь интересно.

«Мосфильм»

И снова неслучайная случайность: бывшего документалиста берут на «Мосфильм». Его новым учителем становится мэтр советского кино – директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Когда начинающий режиссер с видимой неохотой берется за предложенную ему «Карнавальную ночь», Пырьев внимательно следит за тем, как продвигается работа.

– Он сказал мне, что главное в искусстве режиссера – окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать на твой замысел, – вспоминает Рязанов о самом главном совете, который дал ему Пырьев в начале его карьеры.

«Карнавальная ночь» становится картиной, принесшей Эльдару Рязанову невероятную популярность. И это при том, что Рязанов четыре раза порывался отказаться от работы над ней! Если бы не убедительные доводы и настойчивость Пырьева, картина могла не состояться.

– Пырьев сразу раскусил, что  я человек слабохарактерный… И практически заставлял меня работать, не опускать руки, – признается Эльдар Александрович.

Чуть позже Рязанов ставит фильм «Девушка без адреса», а затем и «Гусарскую балладу» – знаменитую картину, недавно отметившую полувековой юбилей…

«Гусарская баллада»

Съемки фильма начались на киностудии «Мосфильм» в 1962 году.

– Я сформулировал для себя жанр «Гусарской баллады» как героическую музыкальную комедию с элементами вестерна, – рассказывает режиссер. Для советской эпохи это было довольно смелое решение…

Проблема возникла при подборе актеров на главные роли. Труднее всего оказалось найти актрису, которая смотрелась бы органично в роли Шурочки Азаровой.

– Актриса, требующаяся на роль Шуры, должна была быть хороша и в женском платье, и в гусарском костюме, обладать низким голосом и уметь петь. Мне хотелось опытную актрису, а в итоге взяли совсем молоденькую. Но  я ни разу об этом не пожалел! – говорит Рязанов.

– Каким же было счастьем оказаться на съемочной площадке «Гусарской баллады»! – вспоминает Лариса Голубкина. – Летела на «Мосфильм» на крыльях, когда получила предложение прийти на пробы от Эльдара Рязанова! Моя судьба сложилась бы совсем иначе, если бы  я студенткой не попала к Эльдару Александровичу.

Картина вышла на экраны к 150-летию Бородинской битвы. Примечательный факт: за 50 лет  в России не появилось фильма, который был бы достоин победы русских воинов. 200-летие Бородинской битвы Россия отмечала этим же шедевром!

«Берегись автомобиля»

Долго и трудно снимался фильм «Берегись автомобиля». Вместе с неизменным соавтором, драматургом Эмилем Брагинским, Рязанов написал повесть «Берегись автомобиля», которую опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Фильм немного отличался от повести – был намного грустнее… Поначалу киносценарий писался специально под Юрия Никулина, которому предстояло сыграть роль Шуры Деточкина. Но фильм «законсервировали» до того момента, пока Рязанов не уговорил сыграть Деточкина Иннокентия Смоктуновского. Уговаривать пришлось долго – Смоктуновский снимался в другом проекте, и у него уже были проблемы со здоровьем. Но авантюрный Рязанов приехал к нему домой, долго умолял актера дать согласие, даже взял с него расписку, что он не просто обещает, а обязуется сыграть Деточкина.

«Эльдар»

Сейчас Рязанов ничего не снимает, но внимательно следит за тем, что происходит в современном кинематографе. Иногда возмущается, иногда сетует… Современная тенденция снимать ремейки и сиквелы не нравится режиссеру – он признается, что никогда не смотрит ремейки собственных фильмов.

Вместе с женой Эммой Валерьяновной управляет киноклубом «Эльдар» – центром отечественной кинокомедии.

– Хотя киноклуб «Эльдар» и носит мое имя, но это государственное учреждение культуры, я там наемный служащий, – говорит Рязанов.

Да, сейчас он ничего не снимает. Но его кинофильмы по праву вошли в «золотую коллекцию» Мосфильма. Каждый Новый год на каком-нибудь из общероссийских телеканалов обязательно идет «Ирония судьбы, или  С легким паром!», не забывают и другие киноработы Рязанова – все это говорит о творческом бессмертии автора.

– Умение посмеяться над собой и над современными реалиями – вот мой главный козырь в азартной игре под названием жизнь! – говорит легендарный юбиляр.

Легендарный режиссер Эльдар Рязанов отметил 85-летие


Каждая картина Эльдара Рязанова – событие, начиная с «Карнавальной ночи», где дебютировала блистательная Людмила Гурченко. Рязанов – режиссер-первооткрыватель: он дал «путевку в жизнь» таким актрисам, как Лариса Голубкина и Людмила Гурченко, работал с удивительными по масштабу и дарованию актерами – Олегом Ефремовым, Анатолием Папановым, Олегом Басилашвили, Юрием Никулиным, Игорем Ильинским…

Он символ двух веков, «нынешнего и минувшего», режиссер-эпоха. Хотя талант его многогранен, он сказал веское слово в качестве и драматурга, и поэта, и рассказчика. Рязанову всегда хотелось приключений, авантюр – и жизнь не поскупилась на них. А как иначе назвать фильмы, вошедшие в золотой фонд российского кино: «Гусарская баллада», «Ирония судьбы», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Вокзал на двоих», «Служебный роман»? Только человек, умеющий ставить на кон все, не боясь при этом все потерять, мог снять легендарные картины.

Случайные закономерности

Он родился в Самаре. Сразу начал торопиться жить: уже  в три года научился читать. К юности прочитал, наверное, все художественные книги, которые тогда были изданы. Любимым стал роман Джека Лондона «Мартин Иден». Эльдар был очень самостоятельным и принял решение сдавать экзамены за десятый класс экстерном, чтобы не тратить драгоценное время впустую... С гуманитарными науками проблем не возникло, а «врожденное» везение помогло успешно сдать ненавистные физику и химию.

Он мечтал стать писателем, может, даже поэтом, так как с юности писал стихи.

В 16 лет познакомился с известным советским поэтом Константином Симоновым – позвонил и принес на его суд свои стихотворения. Симонов принял мальчика радушно.

– На всю жизнь запомнил, как Симонов сказал мне: «Во всем нужно иметь собственную интонацию!» – рассказывает Эльдар Александрович. – Всегда старался ее иметь…

Юность Рязанова пришлась на военные годы. В 1944 году Эльдар, экстерном окончивший десятилетку, послал по почте документы в мореходное училище. Но ответа так  и не получил. Наверное, судьба уготовила для него другое будущее. Случайно встречает знакомого, который едет поступать во ВГИК на экономический факультет, и решает поехать с ним «на разведку». Там вдруг принимает решение поступать на режиссерский факультет. О том, что на него конкурс 25 человек на место, будущий режиссер узнал позднее. Рязанова условно зачисляют в главный «киношный» институт страны. Его учителями были Григорий Козинцев и Сергей Эйзенштейн… Но, как ни странно, впоследствии о годах, проведенных во ВГИКЕ, вспоминает без особой теплоты…

– Любви не питал ни  я к институту, ни он ко мне, – говорит Эльдар Александрович.

Быть самым младшим на курсе оказалось очень сложно – долгие годы Эльдару пришлось учиться с «взрослыми, опытными», недавно вернувшимися с фронта людьми… Для парня, еще вчера мечтавшего стать моряком, старт в кинематографии оказался тяжелым.

От теории к практике

На третьем курсе взялся экранизировать юмористический рассказ Карела Чапека «Покушение на убийство». Юмор и сатира, которые так ценил Рязанов, сыграют важную, а может, и решающую роль в его творческой жизни.

После окончания института отправляется в «свободное плавание» – становится режиссером-документалистом. Сбывается юношеская мечта о путешествиях – Рязанов отправляется в командировки на Камчатку, Сахалин, оказывается даже на Курильских и Командорских островах.

О работе в кинохронике всегда вспоминает с теплотой, говорит о бесценности этого жизненного опыта – именно кинохроника научила его ориентироваться в неразберихе событий и мыслей. В 1954 году Рязанов снимает фильм «Остров Сахалин», который становится завершающим этапом его «документальной» части киножизни. Режиссер понимает, что нужно выходить на новые рубежи. Художественное кино – вот что ему теперь интересно.

«Мосфильм»

И снова неслучайная случайность: бывшего документалиста берут на «Мосфильм». Его новым учителем становится мэтр советского кино – директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Когда начинающий режиссер с видимой неохотой берется за предложенную ему «Карнавальную ночь», Пырьев внимательно следит за тем, как продвигается работа.

– Он сказал мне, что главное в искусстве режиссера – окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать на твой замысел, – вспоминает Рязанов о самом главном совете, который дал ему Пырьев в начале его карьеры.

«Карнавальная ночь» становится картиной, принесшей Эльдару Рязанову невероятную популярность. И это при том, что Рязанов четыре раза порывался отказаться от работы над ней! Если бы не убедительные доводы и настойчивость Пырьева, картина могла не состояться.

– Пырьев сразу раскусил, что  я человек слабохарактерный… И практически заставлял меня работать, не опускать руки, – признается Эльдар Александрович.

Чуть позже Рязанов ставит фильм «Девушка без адреса», а затем и «Гусарскую балладу» – знаменитую картину, недавно отметившую полувековой юбилей…

«Гусарская баллада»

Съемки фильма начались на киностудии «Мосфильм» в 1962 году.

– Я сформулировал для себя жанр «Гусарской баллады» как героическую музыкальную комедию с элементами вестерна, – рассказывает режиссер. Для советской эпохи это было довольно смелое решение…

Проблема возникла при подборе актеров на главные роли. Труднее всего оказалось найти актрису, которая смотрелась бы органично в роли Шурочки Азаровой.

– Актриса, требующаяся на роль Шуры, должна была быть хороша и в женском платье, и в гусарском костюме, обладать низким голосом и уметь петь. Мне хотелось опытную актрису, а в итоге взяли совсем молоденькую. Но  я ни разу об этом не пожалел! – говорит Рязанов.

– Каким же было счастьем оказаться на съемочной площадке «Гусарской баллады»! – вспоминает Лариса Голубкина. – Летела на «Мосфильм» на крыльях, когда получила предложение прийти на пробы от Эльдара Рязанова! Моя судьба сложилась бы совсем иначе, если бы  я студенткой не попала к Эльдару Александровичу.

Картина вышла на экраны к 150-летию Бородинской битвы. Примечательный факт: за 50 лет  в России не появилось фильма, который был бы достоин победы русских воинов. 200-летие Бородинской битвы Россия отмечала этим же шедевром!

«Берегись автомобиля»

Долго и трудно снимался фильм «Берегись автомобиля». Вместе с неизменным соавтором, драматургом Эмилем Брагинским, Рязанов написал повесть «Берегись автомобиля», которую опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Фильм немного отличался от повести – был намного грустнее… Поначалу киносценарий писался специально под Юрия Никулина, которому предстояло сыграть роль Шуры Деточкина. Но фильм «законсервировали» до того момента, пока Рязанов не уговорил сыграть Деточкина Иннокентия Смоктуновского. Уговаривать пришлось долго – Смоктуновский снимался в другом проекте, и у него уже были проблемы со здоровьем. Но авантюрный Рязанов приехал к нему домой, долго умолял актера дать согласие, даже взял с него расписку, что он не просто обещает, а обязуется сыграть Деточкина.

«Эльдар»

Сейчас Рязанов ничего не снимает, но внимательно следит за тем, что происходит в современном кинематографе. Иногда возмущается, иногда сетует… Современная тенденция снимать ремейки и сиквелы не нравится режиссеру – он признается, что никогда не смотрит ремейки собственных фильмов.

Вместе с женой Эммой Валерьяновной управляет киноклубом «Эльдар» – центром отечественной кинокомедии.

– Хотя киноклуб «Эльдар» и носит мое имя, но это государственное учреждение культуры, я там наемный служащий, – говорит Рязанов.

Да, сейчас он ничего не снимает. Но его кинофильмы по праву вошли в «золотую коллекцию» Мосфильма. Каждый Новый год на каком-нибудь из общероссийских телеканалов обязательно идет «Ирония судьбы, или  С легким паром!», не забывают и другие киноработы Рязанова – все это говорит о творческом бессмертии автора.

– Умение посмеяться над собой и над современными реалиями – вот мой главный козырь в азартной игре под названием жизнь! – говорит легендарный юбиляр.



В Тюмени прошло отраслевое совещание по культуре

29 марта

Тюменская область закупила более 50 тысяч цветов из Армении

29 марта