Доверяя – проверяйте
Или какие требования должен соблюдать продавец, предлагая расфасованные продукты питания
Витрины магазинов изобилуют всяческими яствами, никого не удивишь широким ассортиментом молочной продукции, кондитерских изделий, сыров, круп, фруктов. Казалось бы, у покупателя всегда есть выбор. Так ли это и на что нужно обращать внимание, приобретая продукты питания, корреспондент издания выяснил у специалистов.
Требуется информация
Кстати, чаще всего в магазинах встречаются расфасованные в целлофановые пакеты или пластиковые контейнеры, обернутые пищевой пленкой конфеты, зефир, пряники, печенье, сыры и многое другое. Причем на этикетках кроме названия продукции, ее стоимости, веса и даты расфасовки, нет данных об изготовителе, дате производства, составе, условиях хранения. Как при этом выбрать качественный, а не залежавшийся товар? На вопрос: «Свежий у вас сыр, сосиски, печенье?» продавцы отвечают: «Вчера привезли».
За разъяснениями обратились в отдел защиты прав потребителей управления Рос-потребнадзора по Тюменской области. По словам специалиста отдела Татьяны Козловой, реализация продукции с истекшим сроком годности, нарушение условий хранения, требований, предъявляемых к информации для потребителей, отсутствие полной информации о товаре и его изготовителе – устанавливаются при проведении проверок в предприятиях торговли.
– Магазинам разрешено фасовать все весовые пищевые продукты. Но при этом они обязаны соблюдать установленные санитарные правила, создать необходимые для этого условия (например, нельзя для расфасовки овощей и фруктов, сыров, кондитерских изделий использовать одни весы), – поясняет специалист. – Также продавец должен довести до сведения потребителей достоверную и необходимую информацию, чтобы он не заблуждался относительно изготовителя, срока годности, состава продукта, условий хранения. Таким образом, на каждую единицу расфасованной продавцом продукции следует перенести всю информацию с промышленной упаковки в полном объеме.
Требование к данной информации установлено Законом РФ «О защите прав потребителей» ст. 8, 10, Правилами продажи отдельных видов товаров…, а также предусмотрено обязательными требованиями национального стандарта ГОСТР 51074-2001 «Продукты пищевые. Информация для потребителей».
– В магазинах в лучшем случае в маркировочной этикетке, нанесенной на расфасованный и упакованный продукт, указывают дату фасовки, вес, цену за килограмм и стоимость отвеса, – говорит Татьяна Николаевна. – Как правило, в ней отсутствует срок годности, который на отдельные товары установлен постановлением правительства РФ № 720 от 16 июня 1997 года.
Продавец может удлинить или занизить срок годности, указанный изготовителем, согласно нормативно-технической документации, по которой выработан товар.
Будьте разборчивее
В отношении молочной продукции, как пояснил специалист Роспотребнадзора, принят ФЗ № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12 июня 2008 года. Им установлены требования к информации, которую обязаны довести до потребителя как изготовитель, так и продавец. В этом случае продавец не имеет права указывать на маркировочной этикетке весового товара (творог, сыр) недостоверные данные о товаре и изготовителе. После вскрытия транспортной тары сыра или творога продукт необходимо реализовать в течение рабочего дня. То же касается и колбасы, сарделек и сосисок в промышленной упаковке изготовителя, включая и в газовой среде. Ведь производитель гарантирует качество продукции, когда не нарушена транспортная упаковка и соблюдаются условия хранения.
– Продавец обязан соблюдать установленные условия хранения товаров, информация о которых нанесена изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией и обозначена на каждой потребительской упаковке, – комментирует Татьяна Козлова. – Для этого холодильные витрины должны оснащаться датчиками и продавец обязан иметь поверенные термометры для отображения фактического температурного режима, чтобы покупатель видел, как хранится продукция.
Если у потребителя возникают сомнения в качестве приобретенного товара или товара с явными признаками порчи – йогурта, пельменей, пряников и т.п., то ему следует обратиться с соответствующим письменным заявлением в магазин. Продавец обязан по требованию потребителя провести экспертизу купленного товара при условии наличия данной партии в магазине и тем самым подтвердить или опровергнуть субъективное мнение покупателя. В этом случае наличие чека продавец (организация) требовать не должен. В случае отсутствия товара в магазине продукты, купленные и вскрытые потребителем, для проведения экспертизы не направляются, так как нельзя подтвердить или опровергнуть условия хранения продукта после его покупки.
В каждом магазине есть книга отзывов и предложений, которую продавец также обязан выдать по первому требованию покупателя. В случае, если руководитель предприятия не реагирует на замечание, потребитель может обратиться в письменном виде с заявлением (жалобой) в управление Роспотребнадзора по Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. Рижская, 45а либо за консультацией по телефону (3452) 69-67-82 в общественную приемную.