Тюменская свита ждет своего часа
– Часто приходится слышать о то
м, что большую часть запасов нефти и газа извлечь из недр невозможно, многое так и останется под землей. Что предпринимают органы власти и компании, добывающие углеводородное сырье, для вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов?
Василий Богатырев, Уватский район
Отвечает вице-президент управления стратег
ии и управления портфелем инвестиций компании ТНК-ВР
Павел Илясов:
– Бюджет Российской Федерации в значите льной степени зависит от мировых цен на нефть, поэтому государство заинтересовано в устойчивом развитии нефтегазовой промышленности. В последние годы особенно заметно, что органы власти федерального уровня понимают вызовы, стоящие перед нефтяной отраслью, и принимают определенные меры, стимулирующие поддержание уровня добычи в стране. Это и уменьшение ставки налога на добычу полезных ископаемых, и целевые льготы на разработку новых месторождений, и снижение экспортной пошлины для нефти.
Тем не менее добыча на традиционных нефте промыслах будет падать. И для того, чтобы компании эффективно вводили новые месторождения и разрабатывали сложные запасы, необходи мы дополнительные льготы. Это касается как трудноизвлекаемых запасов, так и вязкой нефти. Государство осознает проблему, в том числе с помощью нефтяников и независимых экспертов.
Необходимо сказать, что упомянутые стим улирующие меры, которые активно обсуждаются государством и бизнесом, связаны с таким свойством горных пород, как проница-емость. Но этот фактор недостаточно полно описывает степень трудноизвлекаемости. Существуют запасы углеводородов в более проницаемых, но тонких пластах – их тоже трудно извлечь. Поэтому компании, в том числе ТНК-ВР, ведут активный диалог с государством по поводу имеющихся на балансе запасов, которые на существующих экономических условиях не могут быть вовлечены в разработку. Соответственно, изучается вопрос возможности специального регулирования разработки таких запасов.
Одним из основных потенциально интересн ых источников нефти является так называемая тюменская свита (подкомплекс континентальных отложений, нефтенасыщенные коллекторы которого обнаружены на многих площадях Западной Сибири. – прим. ред.). Ее запасы характеризуются определенной геологической неоднородностью, находятся в относительно тонких пластах, вследствие чего добывать их невыгодно. Ведется достаточно активная работа компании с органами власти, и в целом находим поддержку и понимание необходимости специального, целевого регулирования данного типа запасов.
Трудноизвлекаемые запасы, между проч им, в зависимости от степени их извлекаемости делятся на несколько категорий. Для каждой существует определенный диапазон рентабельности, при которой компаниям интересно с ними работать. Но для того, чтобы вовлечь эти запасы в разработку, требуется внедрение современных технологий, которые в принципе в мире есть, но в российских условиях – условиях достаточно сложного доступа, сурового климата – этого пока не делалось или делалось в ограниченном масштабе.
Нефтяные компании должны (и он и уже этим занимаются) развивать компетенции, необходим рост смежных отраслей, должен сложиться конкурентный рынок подрядчиков. События развиваются именно в этом направлении. При комбинации финансовых и технологических стимулов трудноизвлекаемые запасы принесут пользу отечественной экономике.
Вопрос имеет еще одну сторону. Перед росси йскими ефтеперерабатывающими заводами стоит задача модернизации с целью выхода на выпуск более качественной конечной продукции. Модернизация выгодна компаниям, поскольку нацелена на снижение выхода тяжелых остатков переработки (в частности, мазута), пользующихся ограниченным спросом, и увеличение выхода светлых нефтепродуктов (бензинов и дизельного топлива), реализация которых позволяет получать привлекательный уровень доходности.
Государство понимает необходимост ь ввода новых проектов для соблюдения баланса спроса и предложения, ему нужно учитывать интересы нефтяных компаний и собственных. Будучи заинтересованным в максимальной добыче, государство при этом понимает, что компаниям необходима определенная экономическая эффективность.
В принципе для того, чтобы «нефтянка» в Рос сии работала, должен соблюдаться относительно привлекательный уровень рентабельности. Иначе компании просто перестанут вкладывать деньги. Соответственно, государство будет терять доходы.
История уже показала, что запасов нефти и газа в мире достаточно, значительное количество углеводородов можно добывать и на суше, и на шельфе. В качестве примера можно вспомнить Соединенные Штаты Америки: совсем недавно там падала добыча, снижались все сопутствующие показатели, в стране били в колокол, что растет зависимость от импортных нефтепродуктов. Но уже сейчас с применением новых технологий и правильных фискальных режимов на американском континенте в разработку вовлекаются новые запасы.
В Российской Федерации с точки зрения нали чия подобных запасов ситуация намного лучше. Поэтому нефти будет добыто столько, сколько нужно на обозримую перспективу. Нефтяные и газовые запасы огромны, все будет управляться спросом, развитием технологий, желанием и возможностями государства стимулировать дополнительную добычу.
В регионах присутствия ТНК-ВР, в том числе в За падной Сибири, уже начинаются пилотные проекты по вовлечению в разработку трудноизвлекаемых запасов. Речь идет о сотнях миллионов или даже миллиарде тонн геологических запасов. Если научимся их эффективно разрабатывать, нефти и газа хватит нашим внукам и внукам внуков на долгие годы вперед.