Жить веселому ковру!
Об истории и современности уникального промысла – сибирского ковроткачества
В областной столице в галерее традиционных промыслов и ремесел второй год работает выставка «Тюменский ковер: традиции и современность». Представленные на ней ковры уникальны, они сотканы по эскизам ведущих художников Московского научно-исследовательского института художественной промышленности (действовал в советское время) народными мастерами и ковровщицами современной Сибирской ковровой фабрики, находящейся в Ишиме. Несколько страниц из истории промысла приоткроем в эти новогодние дни.
Узелок на память
Выставка популярна. По словам Ларисы Чуфистовой, директора центра прикладного творчества и ремесел, в 2011 году ее посетило более 5,5 тысячи человек, в 2012 году - более 4 тысяч зрителей. Среди них взрослые и дети, которые знакомятся не только с изделиями, но и процессом ковроткачества. Здесь демонстрируются основы изготовления ковра. Мастер, облаченный в русский национальный костюм, сидит за ткацким станком и рассказывает о технологии, демонстрируя ее основные элементы. Даже детям представляется возможность сесть за кросно и завязать ковровый узелок. Организаторы планируют показать выставку в Тобольске и Ишиме.
- Благодаря поддержке правительства Тюменской области и депутатов областной Думы в коллекции центра насчитывается 44 ковра, -- рассказывает Лариса Чуфистова. -- В начале следующего года обновим экспозицию, представим изделия как в махровой, так и ворсовой, безворсовой, паласной технологиях.
Из глубины веков
Махровый ковер – яркий и самобытный промысел Сибири с богатой историей. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено в уездах Тобольской губернии с XVIII века. Когда-то в каждом селе имелись мастерицы-ковровщицы. Сибиряки использовали ковры для утепления домов, повозок, в качестве одеяла для путешествий на лошадях. Позже ткацкие изделия вошли в домашний интерьер, стали предметом украшения. Современные рукотворные ковры - это произведение искусства. Надомное ковроткачество в начале двадцатого века легло в основу артелей, преобразованных в дальнейшем в фабрики.
Черно-фоновый махровый народный ковер, на котором красуются яркие розы и маки, традиционен для Сибири. Его технология уникальна и нигде в мире больше не используется. Как считают искусствоведы, сибиряки ее заимствовали, скорее всего, у бухарцев. К сожалению, сегодня в народе остались единичные носители секретов ремесла.
Ремесло и художник
Выставка, размещенная в галерее, отражает историю ковроткачества в регионе, начиная с 1950 годов. По словам искусствоведа Натальи Сезевой, в 1950--1990-е годы Тюменская область славилась на весь Союз ковровыми фабриками, которые работали в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и Тюмени. Они являлись крупными предприятиями, где трудилось от 300 до 500 человек. На их изделия существовал большой спрос. Несмотря на это, по признанию специалиста, факты из истории фабрик сегодня приходится собирать по крупицам.
- Проделали большую работу, -- рассказывает тюменский искусствовед. – Общались с мастерами, отыскали московских художников, которые сохранили эскизы ковров, ими оказались богаты и собрания столичных музеев. Планируем издать альбом, посвященный артельно-фабричному периоду ковроткачества. В промысел двадцатого столетия большую лепту внесли художники - сотрудники Московского научно-исследовательского института художественной промышленности, который тесно сотрудничал с фабриками. Они тщательно изучали традиции, историю ремесла, технологию, создавали великолепнейшие эскизы ковров. Художники обогатили цветовую и цветочную палитру коврового полотна, традиционный узор, вплетя в него множество растений: георгины, незабудки, пионы, нарциссы и другие цветы. Мастерицы охотно и с любовью ткали ковры по их эскизам.
В целом артельный период фабрик специалисты считают золотым веком коврового промысла в Тюменской области, когда на предприятиях царила творческая атмосфера, а мастерицы не просто ткали, но и привносили собственные творческие элементы в рисунок ковра.
Возрождение ковроткачества
Постсоветские годы подкосили легкую промышленность, промысел затих, институт художественной промышленности расформировали, художники разошлись. В регионе раньше всех закрылась Ялуторовская ковровая фабрика, дольше продержалась Ишимская.
Считается, что в промысел можно вдохнуть жизнь, если найти хотя бы одного носителя культуры. Но ковроткачество рукотворно, это технологически сложное ремесло, поэтому казалось невероятным, что кто-то вновь возьмется за это дело. Но нашелся на земле Сибирской такой человек. За возрождение ковроткачества решила бороться тюменская предпринимательница.
Владелица салона «Мир ковров» Елизавета Кондратьева в перестроечные годы поставляла на тюменский рынок изделия преуспевающих мировых производителей ковров. Осенью 2000 года предпринимательница совершила деловую поездку на две старинные ковровые фабрики Китая. Они чем-то напомнили ей Ишимскую фабрику. Тогда и появилась мысль о возрождении ковроткачества в Тюменской области.
К тому времени здание фабрики в Ишиме стояло без окон и дверей. Ткацкое оборудование валялось на свалке. Но эти факты не погасили мечту Елизаветы Романовны, которая отыскала местных ткачих и взялась за восстановление предприятия. В итоге в сентябре 2001 года предпринимательница зарегистрировала новую компанию - ООО «Сибирская ковровая фабрика». Старинный промысел обрел новую жизнь. А фабрика является единственным предприятием, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества. «Ковры ее мастеров не раз представляли на крупных выставках в Москве, Казани, Челябинске и других городах. Это наша гордость и национальное богатство. Искусствоведов и зрителей восхищает цветовая палитра изделий, работа ишимских умельцев, и то, что они сумели возродить промысел, ведь в России другие ковроткацкие фабрики исчезли», -- говорит Лариса Чуфистова.
Справка:
Махровые ковры с большим успехом представляли Тюменский край на всероссийских и международных выставках: Париж, 1900 г., Генуя, 1913 г., Варшава, 1913 г., Брюссель, 1957 г., где они отмечены высокими наградами.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство.
В сакральном смысле такие ковры считались талисманами на удачу и процветание, а ковры, доставшиеся по наследству от предков, представляли собой мощные обереги дома.
По материалам сайта «Туристические ресурсы Тюменской области»