Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Уроки вакаринцев – самые светлые

Общество, 00:09, 21 декабря 2012, Диана МАСЛЕЕВА
Слушать новость
Уроки вакаринцев – самые светлые. .

В 1955 году Тобольский учительский институт преобразовали в педагогический. После реорганизации студенты физико-математического и филологического факультетов продолжили учебу, а нас – выпускников исторического факультета – организованно перевели на заочное отделение Тюменского пединститута и распределили по школам региона.

Первое знакомство

Мне досталась Вакаринская семилетняя школа в Казанском районе. В отделе народного образования сразу предупредили: «Этот населенный пункт особый. Живут там переселенцы из Украины и Белоруссии. Хотя прошло более полувека после переезда, до сих пор сохранили язык, обычаи, нравы. Войдешь в доверие – хорошо, не войдешь – придется расстаться с работой».

До места добралась не сразу: шли дожди, и окруженная болотами и лесами деревенька была недоступна. Только через неделю оказалась в пункте назначения, добравшись на тракторе.

Встретили хорошо. Коллектив небольшой, дружный. Возглавляла его девушка чуть постарше меня Степанида Баранова.

Отношение к интеллигенции в деревне было не просто уважительное, а почтительное. Весть о том, что приехала новая учительница, по Вакарино разнеслась быстро. Вскоре меня знал и стар и млад. Бегу на уроки, навстречу седой дед  с бородой. Остановился в нескольких шагах, снял головной убор и поклонился. Я, конечно, остолбенела: меня, девятнадцатилетнюю девчонку с косичками, так почтительно приветствует пожилой человек!.. Значит, надо очень постараться, чтобы оправдать доверие.

Старалась. Готовиться приходилось долго и помногу, но так полюбила ребятишек, что хотела дать им все, что знала сама. Часто собирались после занятий.

Вечерний перепляс

Днем деревенские парни и девчата трудились на полях и фермах, а вечером все  стекались в клуб – было кому петь и танцевать. Надо сказать, пели они замечательно. В итоге сложился лучший в Казанском районе хор, выступавший с залихватскими песнями и мелодичными современными хитами, разученными по радио­передачам.

Душой, творческим ядром художественной самодеятельности слыли, естественно, учителя, медработник Аннушка да биб­лиотекарь Лида. Каждый старался внести свою лепту: я придумывала танцы, Аннушка пела чудесным голосом, Ефросинья Григорьевна, учитель начальных классов, исполняла шутки. На наши воскресные концерты в клуб спешила вся деревня! Еще учителя трудились вместе с колхозниками в поле, на фермах.

За бескорыстную помощь вакаринцы воспринимали нас как своих и часто приглашали на семейные торжества.

Крутой карьерный взлет и опасная дорога

Так незаметно в делах и заботах пролетели два года, и вот жизнь круто изменилась. Степаниду Николаевну взяли в аппарат райкома, а на свое место директора она порекомендовала меня. Учителем быть нравилось, а должность директора смущала: это же такая ответственность!

В маленькой школе директор – это еще и завуч, и организатор по воспитательной работе, и завхоз. И если в учебно-воспитательном направлении больших трудностей я не встретила, то  в хозяйственных и финансовых делах все происходило с точностью до наоборот. Прежде всего это касалось поездок за зарплатой в роно.

Зарплату получали в тот день, когда в отделе образования проводилось аппаратное совещание. Пока обсудят вопросы, уж вечер, а до дома 45 километров, из них 20 – на лошадке через лес. Животное с норовом: пока бегу – трусит рядом, как сяду в сани – еле переставляет ноги. Вокруг – мрачный лес, полный волков, впереди – узенькая дорога, на которой не разъехаться, а вверху – равнодушная луна. Жутко: в сумке несколько тысяч рублей, охраны никакой... Но Господь хранил – ни разу меня никто не обидел и не напугал.

Доброжелательное послесловие

Но директорствовала я только год. Во время визита комиссии из роно с методической проверкой мои уроки истории так понравились руководителю Казанской школы Лидии Ивановой, что она пригласила меня в райцентр. Так закончилась моя «вакаринская одиссея».

Сейчас, когда за плечами 55 лет педагогической деятельности, с благодарностью вспоминаю коллектив той деревенской школы, где делала первые шаги, где состоялась как учитель. Кланяюсь трудолюбивому, дружному, чистому помыслами вакаринскому народу, который помог понять подлинное назначение учителя на селе. Спасибо, вакаринцы, за уроки, они мне очень помогли в дальнейшем.

Далее в сюжете: Называем победителей конкурса "Сибирская глубинка"

В 1955 году Тобольский учительский институт преобразовали в педагогический. После реорганизации студенты физико-математического и филологического факультетов продолжили учебу, а нас – выпускников исторического факультета – организованно перевели на заочное отделение Тюменского пединститута и распределили по школам региона.

Первое знакомство

Мне досталась Вакаринская семилетняя школа в Казанском районе. В отделе народного образования сразу предупредили: «Этот населенный пункт особый. Живут там переселенцы из Украины и Белоруссии. Хотя прошло более полувека после переезда, до сих пор сохранили язык, обычаи, нравы. Войдешь в доверие – хорошо, не войдешь – придется расстаться с работой».

До места добралась не сразу: шли дожди, и окруженная болотами и лесами деревенька была недоступна. Только через неделю оказалась в пункте назначения, добравшись на тракторе.

Встретили хорошо. Коллектив небольшой, дружный. Возглавляла его девушка чуть постарше меня Степанида Баранова.

Отношение к интеллигенции в деревне было не просто уважительное, а почтительное. Весть о том, что приехала новая учительница, по Вакарино разнеслась быстро. Вскоре меня знал и стар и млад. Бегу на уроки, навстречу седой дед  с бородой. Остановился в нескольких шагах, снял головной убор и поклонился. Я, конечно, остолбенела: меня, девятнадцатилетнюю девчонку с косичками, так почтительно приветствует пожилой человек!.. Значит, надо очень постараться, чтобы оправдать доверие.

Старалась. Готовиться приходилось долго и помногу, но так полюбила ребятишек, что хотела дать им все, что знала сама. Часто собирались после занятий.

Вечерний перепляс

Днем деревенские парни и девчата трудились на полях и фермах, а вечером все  стекались в клуб – было кому петь и танцевать. Надо сказать, пели они замечательно. В итоге сложился лучший в Казанском районе хор, выступавший с залихватскими песнями и мелодичными современными хитами, разученными по радио­передачам.

Душой, творческим ядром художественной самодеятельности слыли, естественно, учителя, медработник Аннушка да биб­лиотекарь Лида. Каждый старался внести свою лепту: я придумывала танцы, Аннушка пела чудесным голосом, Ефросинья Григорьевна, учитель начальных классов, исполняла шутки. На наши воскресные концерты в клуб спешила вся деревня! Еще учителя трудились вместе с колхозниками в поле, на фермах.

За бескорыстную помощь вакаринцы воспринимали нас как своих и часто приглашали на семейные торжества.

Крутой карьерный взлет и опасная дорога

Так незаметно в делах и заботах пролетели два года, и вот жизнь круто изменилась. Степаниду Николаевну взяли в аппарат райкома, а на свое место директора она порекомендовала меня. Учителем быть нравилось, а должность директора смущала: это же такая ответственность!

В маленькой школе директор – это еще и завуч, и организатор по воспитательной работе, и завхоз. И если в учебно-воспитательном направлении больших трудностей я не встретила, то  в хозяйственных и финансовых делах все происходило с точностью до наоборот. Прежде всего это касалось поездок за зарплатой в роно.

Зарплату получали в тот день, когда в отделе образования проводилось аппаратное совещание. Пока обсудят вопросы, уж вечер, а до дома 45 километров, из них 20 – на лошадке через лес. Животное с норовом: пока бегу – трусит рядом, как сяду в сани – еле переставляет ноги. Вокруг – мрачный лес, полный волков, впереди – узенькая дорога, на которой не разъехаться, а вверху – равнодушная луна. Жутко: в сумке несколько тысяч рублей, охраны никакой... Но Господь хранил – ни разу меня никто не обидел и не напугал.

Доброжелательное послесловие

Но директорствовала я только год. Во время визита комиссии из роно с методической проверкой мои уроки истории так понравились руководителю Казанской школы Лидии Ивановой, что она пригласила меня в райцентр. Так закончилась моя «вакаринская одиссея».

Сейчас, когда за плечами 55 лет педагогической деятельности, с благодарностью вспоминаю коллектив той деревенской школы, где делала первые шаги, где состоялась как учитель. Кланяюсь трудолюбивому, дружному, чистому помыслами вакаринскому народу, который помог понять подлинное назначение учителя на селе. Спасибо, вакаринцы, за уроки, они мне очень помогли в дальнейшем.



Ранее в сюжете

Край родной, навек любимый

21

Этот край мне до боли понятен

18

Тюменцам помогут подготовиться к грантовому конкурсу Росмолодежи «Паспорт успеха»

20 апреля

Как эффективно подготовиться к экзаменам

20 апреля