Желание читать – вечно!
Тюменский конкурс «Книга года – 2012» приобретает международное значение: одним из его участников стал сербский писатель Горан Петрович. Его встреча со студенатами была посвящена судьбе писательского ремесла в современных условиях.
Тема оказалась крайне интересной для молодого поколения, о чем можно судить по переполненному залу информационно-библиотечного центра университета. Сербская культура стала всемирно известной благодаря писателю Милораду Павичу, режиссеру Эмиру Кустурице, композитору Горану Бреговичу.
Обращаясь к многочисленному собранию, Горан сказал, что рад приехать в Тюмень и снова понять – мир большой, а не такой, как нам показывают по телевизору: «Это холодный город для жителей южных краев, в котором живут очень теплые люди. Он показался мне одетым в накрахмаленные кружева...» Добавлю от себя, что давно не испытывал такого удовольствия, слушая образную речь, в которой ценно каждое слово.
«Ситуация с писателем в 2012 году»
– Так была обозначена тема встречи с Гораном Петровичем, – рассказала заведующая кафедрой издательского дела и редактирования Наталья Дворцова. – Мы провокационно сформулировали ее, исходя из одноименной работы Жана-Поля Сартра 1947 года. Она очень близка современному человеку, ведь там идет речь о гибели литературы, исчезновении писателя, а заканчивается словами, что литература не бессмертна и, вполне возможно, когда-нибудь прекратит свое существование.
Сербский писатель пытался опровергнуть эти опасения: «Есть историки литературы, которые могут расчленить каждое произведение на атомы, но в чтении и писании есть что-то необъяснимое... Посмотрите на читающего человека, такое благостное лицо трудно увидеть в другой ситуации. Не согласен, что книги больше не будет, то же самое чувствовали люди при появлении печати. Наверное, те, кто писал рукой, думали, что им больше нечем будет заниматься. Желание человека читать и писать вечно, оно не может иссякнуть. Пока есть люди, которые хотят что-то сказать другим, и есть те, кто это хочет услышать, литература будет жить».
Горан сказал, что как писателя его сформировали русская, французская и латиноамериканская классическая литература. Слово «писатель» для него было очень значительным, он понял, что может себя так называть, когда появилась его четвертая книга.
«Беженец из абсурда»
– Цивилизация не идет вперед, она в лучшем случае останавливается на месте, если не катится назад, – считает Горан Петрович. – Этому много доказательств, например, войны. Человек не стал умнее, примером могут служить «смайлики» – шаг назад в цивилизационном развитии, возвращение к пиктограммам или иероглифам. Появилась культура фальшивого изобилия – в самой бедной стране мира можно смотреть сто телеканалов или выбрать в магазине множество товаров. Считаю, что книга осталась одной из немногих возможностей настоящего выбора, ведь мы сами решаем, о чем будем писать или читать.
Работу с текстом Горан сравнил с созданием музыкального инструмента, когда сначала нужно походить по лесу, выбрать дерево, сделать из него заготовку... Он всегда читает текст вслух, чтобы услышать, как он звучит, и не сохраняет распечатанные файлы в компьютере. В то же время сравнивает литературу с киберпространством, где встречаются люди, не знающие друг друга.
Отвечая на вопрос, чему человечество учит опыт поражения, Горан Петрович назвал свои романы «антиисторическими». Он убежден, что будет время, когда о нашей эпохе историки уже ничего не будут писать. Только литератор берет факты, не важные для истории, и делает из них событие, которое затем живет в веках. Именно поэтому литература – это всегда оборона, которая пытается сберечь хотя бы на своих страницах все, что будет унесено рекой времени. Ну а если не удается сберечь, то хотя бы примирить читателей с потерей.