Стоит на пути деревенька
Далее в сюжете: Самая надежная валюта – труд
На 74-м км федеральной трассы Тюмень – Тобольск на правой стороне стоит указатель: д. Мотуши. Хотя для жителей этой таежной деревни более приемлемо название Матуши. Как встарь, в Матушинских Юртах проживает только татарское население.
Ныне в деревне находится 144 дома усадебного типа. Каждый привлекает внимание своей неповторимой красотой. Проживают здесь 458 жителей. Есть в деревне небольшой клуб и начальная школа. Старшеклассников возят автобусом в соседнюю Дубровинскую среднюю школу. Особая достопримечательность деревни – красивая мечеть. В кирпичном исполнении здание бело-красного цвета прекрасно вписывается в общий облик деревни.
В былые, точнее сказать, в советские времена здесь находилось отделение колхоза имени Ленина, стоял молочный комплекс. Когда местный колхоз перестал существовать и перед людьми встал вопрос, как жить дальше, не впали в отчаяние. Поверили в себя, в свою семью и нашли себя в нынешних непростых экономических условиях. Об этих деревенских жителях мне и хотелось бы рассказать.
Если раскрыть все секреты трудовой деятельности местного населения, получится внушительный список. Многие жители собирают ягоды и грибы. Дикоросы приносят ощутимую добавку в семейный бюджет. Другие заготавливают прессованное сено для продажи, делают срубы для домов и бань.
На местной пилораме налажен выпуск распиловки бревен на различный пиломатериал. Имеются в деревне умельцы, которые вручную бурят скважины. Надо отдать им должное: стопроцентно гарантируют поиск чистой воды. Многие держат домашний скот, сажают картофель для продажи. Есть в деревне мини-ферма с дойным стадом Тимерхалы Халитулина, своего рода градобразующее предприятие деревни, где трудоустро-ено несколько местных жителей.
Первая семья, куда меня завела журналистская тропа, – Рашид Шакуров и его обаятельная жена Фарида. Семейная пара Шакуровых не из местных. Рашид приехал в Матуши вместе с родителями из Башкирии в 1964 году, а Фарида после окончания Тобольского зооветтехникума по распределению начала работать на молочном комплексе. В годы перестройки Шакуровы сделали ставку на личное подсобное хозяйство. Держали до 7 дойных коров, затем стадо увеличилось до 20 голов. Развели овец, во дворе имелись куры, утки. Со сбытом продукции не было проблем. Постоянно бывали на ярмарках, где продавали парное мясо и шашлыки. Этим жили и строили домашнюю стратегию бытия. Рашид работает в Тюмени, как и некоторые другие матушинцы. Когда я спросил хозяина усадьбы о его заветной мечте, получил ответ: «Хочу развести до 100 овец». К слову сказать, он уже и здание для размещения отары присмотрел. Остается решить вопрос с деньгами на покупку племенных ярочек. Я уверен, что все, что задумала семейная чета, у них сбудется.
Еще одна семья – Халиловы, также очень известна в Матушах. Она специализируется на сборе дикоросов. Глава семейства Раиль, бывший ветеринар колхоза, тяжелый труд по сбору дикоросов отладил до совершенства. Главное в этом процессе, говорит Раиль, сбыт продукции. Во всем помогает жена Нурзиля, бывшая телятница колхоза, ныне пенсионер, и, конечно же, дети: дочь Линиза и сын Ильшат.
У Раиля полная информация: земляника поспевает к 1 июля, черника к 15, а клюква в конце августа или начале сентября. Грибы тоже входят в ассортимент сбора дикоросов, и Халиловы их собирают в большом количестве на продажу. Когда беседовал с членами дружной семьи, сразу заметил, как родители гордятся такой тяжелой работой. Ведь приходится собирать все в тайге при стаях комаров, жаре. Но не услышал сетований на жизнь. Они сами кузнецы своего счастья.
Дом у Халиловых с резным карнизом, палисадник покрашен яркими красками и в ограде усадьбы полно автомобилей. Впрочем, из таких домов, как у Халиловых, состоит вся деревня. Здесь всегда строили красивые и добротные жилища, чистота вокруг домов идеальная. Тут не бросают окурки, бутылки и другой мусор. Жители любят свою деревню, ревностно заботятся о чистоте вокруг.
Люди пожилые, не привыкшие к газетной славе, встречали меня с большим радушием и гостеприимством. В каждом доме приглашали на чай и только после этого рассказывали о себе. Согласившийся быть моим гидом Рашид Шакуров при необходимости переводил вопросы с русского на татарский. Беседы за чашкой чая о судьбе каждого могли лечь в основу большого рассказа, но объем газетной статьи не позволяет этого сделать. Люди разной судьбы, разных характеров, но всех их роднит трудолюбие, скромность и искренняя любовь к малой родине. Они вспоминают только хорошие дела и поступки.
Я лишь напомню, что в Матушах живет старейший житель деревни – Хамса Хакимович Аминов. Ему 87 лет, его жене Халимчан 84. До выхода на пенсию Хамса работал в колхозе, даже приходилось много лет исполнять должность управляющего местным отделением колхоза. В 2004 году деревенское общество попросило его стать духовным пастырем, на то Хамса Хакимович дал согласие. Для него общественное мнение почти как закон. Как говорится, верой и правдой отслужил муллой в местной мечети по 2008 год.
Уважаемой женщиной деревни является Назия Шакурова.
Она мать-героиня, воспитавшая десять детей. Величие подвига этой скромной деревенской женщины не только в этом. Назия Шагибудиновна всю жизнь трудилась: сено косила, доила колхозных коров. А ведь раньше не было никаких поблажек беременным женщинам. Труд при социализме был делом обязательным. У автора строк самого мама родила девять и воспитала шестерых детей. Еще двух родных сестер во время войны мама взяла на воспитание.
Можно рассказать и о других жителях. Судьбы их во многом схожи. Ведь здесь живут работящие люди. Сами решают многие вопросы: имеют колодцы (это к вопросу с обеспечением питьевой водой), есть электричество и асфальт на деревенских улочках. Рейсовый автобус из Ярково дважды в день по рабочим дням возит жителей Матушей в райцентр.
Единственный вопрос, который не однажды возникал в разговоре: когда же придет голубой газ в их глубинку? Здесь нужно пояснить, что нитка газопровода подведена до Матушей, но разводка труб по самой деревне не сделана. Люди ждут решения этой проблемы.
Ранее в сюжете