Движение к траектории успеха
На одиннадцатых Губернаторских чтениях обсуждалось будущее российской школы
Одиннадцатые Губернаторские чтения, прошедшие в областной столице в минувший вторник, были посвящены перспективам и путям развития системы российского образования. Важность и высокая значимость темы не подвергается сомнениям не только потому, что она касается каждой семьи. По мнению экспертов, именно в школе зарождаются истоки будущего региона и страны.
В ходе дискуссии обсуждались задачи общего образования, вопросы инвестиций в школу, модернизации педагогических вузов, роли учителя, подготовки квалифицированных, креативных педагогов, работы с одаренными детьми, совершенствования ЕГЭ, развития математических программ.
Дар – в каждом
В докладе «Будущее российской школы как будущее страны» крупнейшего отечественного специалиста в области школьного образования Алексея Семенова, академика РАН и РАО, доктора физико-математических наук, профессора, ректора Московского института открытого образования, лейтмотивом звучали темы поиска решений для индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, оценки качества труда педагогов, новых возможностей, которые открывают для школы информационные технологии.
– Сегодня делается акцент на работе с одаренными детьми. Но важно понимать, что задача общего образования состоит в работе со всеми школьниками, – подчеркнул Алексей Семенов. – Речь идет об индивидуализации – важнейшем понятии современной образовательной системы. Мы должны выработать механизм, позволяющий вести данную деятельность в школе. Это непросто, но индивидуальная образовательная траектория может быть выстроена для каждого ученика.
Наша задача – найти индивидуальный коридор развития, внутри которого ребенок будет развиваться успешно. Можно столкнуться с ситуацией, когда учитель говорит маме: «Ваш сын не способен к математике, дочь никогда не научится грамотно писать на русском языке, не будет помнить исторические факты». Этого не должно быть в школе! Результат обучения ребенка нужно видеть в перспективе. Важно сохранить мотивацию, интерес и стремление детей к учению.
По словам академика, ребенок готов к обучению изначально. Он рождается как человек учащийся. Поэтому и в детском саду следует акцентировать внимание на развитии образовательного потенциала каждого малыша. Надо детское любопытство (а маленький ребенок изучает огромный объем информации) сохранить к школе. В саду необходимо создавать условия для раскрытия способностей, а не оценивать знания детей.
Мобильник – на урок
Особое внимание докладчик уделил новому элементу образования – информационным технологиям. В последние годы речь уже не идет о наличии компьютерных классов в школе. Мобильные телефоны, компьютеры, планшетники имеются фактически в каждом доме. Дети очень быстро учатся аудиозаписи, видео- и фотосъемке. Почему не применять их для построения урока?
– Ткань образовательного процесса неминуемо становится цифровой. Детям требуется постоянно решать новые, сложные задачи. Это даст школе огромную возможность сделать шаг вперед, – считает Алексей Семенов.
Цифровые технологии позволяют на уроке выйти за границы школьных стен, взглянуть на окружающий мир, сделать его ближе ребенку, выработать активную гражданскую позицию, стимулируют исследовательский интерес. Но необходимо научить детей грамотно использовать информационные источники, творчески их применять, анализировать данные. Здесь встает вопрос о том, каким должен стать современный учитель, чтобы соответствовать требованиям времени. «Значимая фигура новой школы – учитель, постоянно совершенствующий собственные знания, учащийся учитель. Главная цель современной школы – научить ученика учиться», – отмечает академик.
О перспективах
В выступлении гостя Губернаторских чтений речь шла и о школьной математике – важнейшем предметном знании. По словам Алексея Львовича, школьное образование в области математики, по сравнению с девятнадцатым веком, сузилось. Задач, которые связаны с применением знаний в реальном мире, в школе становилось все меньше. Логика математического рассуждения, которая относится не только к математике, но и к юриспруденции, экономике и другим областям жизни, у детей утрачивается. В то время, как мы сужаем математический контекст, современный мир требует более широкого применения этой логики и использование математических моделей начинается с начальной школы. Существенно расширить математический контекст можно добавив информатику, игры, компьютерные алгоритмы и стратегии – они входят в современную математику, которая имеет большую развивающую и метапредметную ценность для детей. Сегодня она становится стандартом, обязательным для всех школьников.
– Насколько обозначенные перспективы в образовании реальны? – сказал в завершение доклада Алексей Семенов. –
В течение 20 лет руковожу системой дополнительного профессионального образования и повышения квалификации в своем регионе. 25 лет занимаюсь вопросами информатизации школы. Надо сказать, что раньше не было особых оснований для оптимизма. Но в последние два-три года, по личному ощущению, появляется возможность для осуществления задуманного. Есть понимание необходимости данных процессов, начиная от руководителя страны и заканчивая директором школы. Имеются перспективные федеральные стандарты. Информационные технологии, необходимые для школы, становятся доступнее и прозрачнее, они легки в использовании как для учителей, так и для школьников. Накопился педагогический опыт в реализации новых проектов. У регионов имеется уникальная возможность воплотить в жизнь новаторские образовательные программы, вызывающие положительные отклики учителей и родителей. Трансформация школы может идти с огромной для системы образования скоростью, измеряться годами, а не поколениями.
Успешный опыт
На мероприятии тюменские педагоги продемонстрировали собственные методики развития школьников, применения IT-технологий, повышения квалификации преподавателей, взаимодействия школы и семьи.
– Работа учащихся с так называемыми картами знаний, в том числе и через использование компьютерных технологий – перспективное направление дидактики, в котором работают ученые многих стран мира, – рассказывает директор гимназии Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Дегтярев. – Это интересные интерактивные многоуровневые системы предъявления знаний. Но предлагаем не только карты знаний, разработали тест-карты, обладающие как развивающим, так и диагностическим потенциалом. Они более эффективны в систематизации, обобщении, структурировании знаний учащихся, поскольку при работе с ними включаются процессы аналитического и критического восприятия. Их применяем на уроках физики, истории, химии. Массовое использование материала осуществляется на бумажных носителях, но уже разработаны первые компьютерные программы.
Коллективом школы № 88 города Тюмени создана модель инновационного центра информатизации образовательного процесса. Елена Корчемкина, председатель управляющего совета, рассказала о применении информационных технологий во взаимодействии с семьей. «Активно используем различные сетевые ресурсы, – говорит она. – Родителям удобно взаимодействовать посредством «Net-школы». Сайт позволяет вести мониторинг образовательного процесса и участвовать в обсуждении ключевых вопросов школьной жизни. В период длительной болезни ребенка ведется дистанционное обучение в форме видеорепетиторства, он общается через Интернет с разными учителями».
Как было отмечено, Тюменская область – один из тех регионов страны, где общему образованию оказывается беспрецедентная поддержка.
у власти есть понимание того, как должно выстраиваться взаимодействие между высшей школой и общим образованием, между высшей школой и экономикой территории. Это, по словам академика Семенова, основа для быстрого и серьезного развития.
– Считаю, что введение множества новелл, связанных с модернизацией управления системой общего образования, нужно притормозить и сконцентрироваться на других задачах, – отметил губернатор региона Владимир Якушев. – Пытаемся управлять системой, которая больна, при таких обстоятельствах невозможно получить требуемый результат. Что имею в виду под болезнью? Стране нужны инженерные кадры, математики, физики, химики – специалисты, важность подготовки которых за последние годы мы упустили, потому что вузы были ориентированы на выпуск юристов и экономистов.
В Тюменской области появилось много современных предприятий, новых кластеров, направлений в экономике. Но нет людей, готовых эти кластеры двигать. Чтобы на производство пришел инженер, в системе общего образования школьник должен получить фундаментальные знания для того, чтобы поступить в вуз и стать хорошим инженером. Почему теперь в школе это сделать невозможно? Потому что система высшего образования, которая готовила хороших педагогов, разрушена. Два основных педагогических вуза Тюменской области получили низкую оценку Министерства образования и науки, мы должны думать об их реструктуризации. Складывается цепочка проблем, которые предстоит срочно решить.
Педагогическая система должна работать сама по себе, быть сильной, выпускать высококлассных учителей. Тогда будем знать, где и сколько специалистов того или иного профиля можем подготовить и куда они пойдут работать.
Подводя итоги мероприятия, Владимир Якушев отметил, что реализовать планы модернизации производства, инновационного развития экономики можно только в связке с образовательной системой. В вопросе распределения производительных сил и производственных отношений педагогическая наука играет основополагающую роль. Чем быстрее ее усовершенствуем, тем быстрее достигнем желаемого результата.
Компетентно
Виктор РЕЙН,
заместитель председателя Тюменской областной Думы:
– Понимаю, что электронная школа – это будущее и не использовать такие информационные коммуникации неправильно, однако считаю, что сначала должна быть создана качественная система фильтров и оценена реальная угроза прежде всего для детей, имеющих беспрепятственный доступ к различным каналам связи. К тому же опасаюсь, что переход на электронные коммуникации намного снизит привлекательность рабочих профессий.
Валерий ФАЛЬКОВ,
исполняющий обязанности ректора Тюменского государственного университета:
– Лейтмотив выступления, на мой взгляд, в том, что вся система образования связана между собой. В докладе правильно обозначен один из трендов – цифровизация образования и науки. Немаловажна и прагматизация: вузы все больше приближаются к рынку труда, подстраиваясь под запросы экономики. Плюс глобализация: по всем параметрам Россия сближается с мировыми тенденциями.
Ольга РОЙТБЛАТ,
ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования:
– Алексей Семенов в полном согласии со своим педагогическим кредо – все идет от учителя. Если создаешь условия для развития учителя и ребенка, будет успех. Во многом согласилась с выступлением Алексея Львовича. В эпоху современных технологий очень часто недооценивают роль учителя. На самом деле педагог стоит во главе процесса. Докладчик также ярко подчеркнул, что дети сегодня другие, у них шире информационные возможности. С этим нельзя не считаться.
Марина КУСКОВА,
проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования:
– Внедрение информационно-коммуникационных технологий не должно становиться самоцелью, это один из инструментов в руках учителя. Ничем нельзя заменить человеческое общение, и пусть педагог использует какие-то ресурсы, но его поведение, отношение к ребенку должны служить росту личности ученика. Какие бы инструменты не появлялись, школа всегда останется институтом, в котором происходит контакт детей друг с другом и с преподавателем. Меняются только способы общения и инструменты, которыми оно обеспечивается. Конечная же цель одна – сохранить индивидуальность ребенка, раскрыть его потенциал. В целом на Чтениях получился продуктивный разговор – присутствовали и представители органов управления образованием, и директоры школ, которым важно двигаться в одном направлении.
Наталья БЕЛЫШЕВА,
председатель комитета по образованию администрации г. Тобольска:
– Разговор на Губернаторских чтениях получился полезным, потому что проблема информатизации важна в образовании, играет одну из первостепенных ролей. Интересное высказывание услышала о значении математики, развития логики в образовании детей. Отметила перекличку с собственными мыслями: учитель до тех пор имеет право называться учителем, пока сам способен учиться, а на Чтениях говорилось о том, что педагог должен учиться вместе с детьми. Учителю не надо стесняться того, что он чего-то не знает, потому что процесс обучения идет совместно. Зачастую ребенок приходит в школу, уже многое зная, владея компьютером, умея читать. Зачем он пришел? Учиться вместе с учителем, который будет его направлять. Педагог – тот человек, который станет руководить процессом взаимного обучения и воспитания.
Татьяна ШЕБЕКО,
директор информационно-методического центра города Тюмени, кандидат педагогических наук:
– Учитель является ключевой фигурой и главной движущей силой системы образования. Сегодня возникает проблема подготовки учителя, формирования его педагогической, философской позиции, развития ключевых компетенций – методических, методологических, концептуальных, коммуникативных. В связи с новыми стандартами образования учитель должен перестроиться и осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно-ориентированного образования, использованию интерактивных методов и активных форм обучения детей.
Альфия ЗАКИРОВА,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ:
– В тезисах выступающего более детально и полно затронуты вопросы, связанные с инновационным развитием образования. В частности, резервы летних математических школ. В целом автор взбудоражил аудиторию. Возникли ответные мысли, идеи, реплики. Эффективное обсуждение и конструктивные предложения со стороны практиков были дополнены конкретными примерами того, как в регионе воплощаются инновационные идеи в образовании.