Верные долгу и чести. Герои войны 1812 года
Весомую долю в разгром наполеоновских полчищ внесли и Герои земли Тюменской
Победа в войне 1812 года – наша национальная гордость. В то время русское оружие покрыло себя неувядаемой славой. Весомую долю в разгром наполеоновских полчищ внесли Герои земли Тюменской.
200 лет тому назад от берегов Немана до Москвы докатилась волна вражеского нашествия. Со всех сторон на защиту родины поднялся русский народ.
Сибиряки известие о войне 1812 года получили, когда войска Наполеона вступали в Москву. К тому времени в Западной Сибири стояли два драгунских полка – Сибирский и Иркутский; три мушкетерских – Ширванский, Томский, Селенгинский; два егерских – 18-й, 19-й. Все они объединились в 24-ю пехотную дивизию, которая в ходе Бородинского сражения защищала батарею Раевского. Из пределов Тобольской губернии было направлено в народное ополчение 2 153 человека, из коих формировались пехотные и кавалерийские части, принимавшие участие в обороне Смоленска. Части эти проявили глубокий патриотизм, выдержку и преданность и на полях Бородинского сражения в упорных боях за редут Раевского пали смертью храбрых.
Активное участие в Отечественной войне 1812 года принял 38-й Тобольский пехотный полк, названный по имени богатой и обширной сибирской губернии. Созданный боярином Стрешневым по велению Петра I в 1703 году Тобольский полк в составе десяти рот вместе с русскими войсками отступал к Москве, защищал Смоленск, участвовал в Бородинском бою. В этом бою полк потерял убитыми и ранеными 415 рядовых и командиров, то есть каждого второго воина.
Командир полка Петр Шрейдер был ранен в левую ногу, но не оставил поле боя, а позволил только перевязать раны. Всем оставшимся в живых раздали по пять рублей.
Небольшой отдых и вновь бой – Тарутинское сражении, в котором был разбит авангард Наполеона. Далее фронтовые дороги воинов-земляков прошли по маршруту Малый Ярославец, Вязьма, Гродно... Окончание войны встретили в Париже.
Глубокий тыл на защите Отчизны
В Тобольском архиве сохранился уникальный документ за 1836 год (ф-349, связка № 6, 152) под названием: «Как откликнулось население Тобольской губернии в 1812 году на объявление Наполеоном войны России». В нем указывается: «По вступлению Бонапарта в 1812 году в пределы Российской империи население Тобольской губернии, движимое любовью к своей Родине, тотчас приступило к сбору денежных и материальных ценностей». Всего было собрано 168 611 руб. Сдано серебра в слитках 9 фунтов, золотников – серебряный ковш с позолотой весом 1 фунт; 82 золотника; разного холста – 1 809 с четвертью аршин ниток, 50 аршин сукна, крестьянского – 25 аршин, ¼ сукна белого и синего, 20 четвертей ржи.
Помимо этого, курганским городничим внесено 30 рублей, уездным стряпчим Поповым одно охотничье ружье. Через березовского исправника и обдорского комиссара поступило 722 рубля. От березовского купеческого и мещанского обществ 422 рубля; березовского городничего 177 рублей. Добровольные пожертвования внесли и другие округа, в частности, Ишимский собрал наличными 40 730 рублей, Тюменский – 22 750, Ялуторовский – 16 373. Любопытно, что среди крупных жертвователей недавно выявилось имя комиссара Черемшанской волости Павла Ершова, отца родившегося спустя три года поэта-сказочника и педагога Петра Ершова. Павел Алексеевич отписал: «Да, ежегодно, пока война продолжается, половинное жалование – 150 рублей». Указом Александра I за этот поступок отец поэта был отмечен бронзовой медалью. Жертвователями выступили и его земляки – титулярные советники Илья Попов, Варнава Лосев и Алексей Льнов, коллежский асессор Александр Фишер, а тобольские купцы-мусульмане, прибывшие на Макарьевскую ярмарку, внесли большие средства в поддержку нижегородского ополчения, отправившегося в действующую армию. Общий взнос губернии за весь период войны достиг 168 611 рублей, что равнялось стоимости денежного содержания крупного военного соединения.
Патриотизм и верность продемонстрировали сибирские губернии, не входившие в число 16-ти губерний, откуда собирались ратники в народное ополчение. Некоторые сибиряки отправлялись на запад, чтобы встать под боевые знамена.
Герои земли Тюменской
В Тобольском архиве хранятся имена героев Отечественной войны 1812 года. Среди них – дворянский заседатель Михаил Беляев. Он имел знаки отличия военного ордена Георгия, Святой Анны и две серебряные медали за взятие Парижа.
Тарский городничий Ефим Родионов сын Андреев имел знаки отличия Военного ордена Святого Георгия под номером 19 381 и серебряные медали: первую на голубой ленте в память 1812 года; вторую – в память вступления русской армии в Париж 19 марта 1814 года.
Александр Алябьев на фронт ушел добровольцем и воевал под начальством героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Молодой композитор был награжден за боевые заслуги двумя орденами и медалью.
Героически сражался в 38-м Тобольском полку гренадер из Ялуторовска Павел Алексеевич Толстогузов. Ему довелось дожить до столетия Бородинского сражения, ему на тот момент было 117 лет. Его рядом с 80-летней женой сфотографировал специально присланный фотограф. Ныне эта фотография – в фондах Тобольского архива.
26 августа (по старому стилю) 1912 года проходило торжественное празднование 100-летия со дня Бородинской битвы. По указу царя участников Отечественной войны 1812 года искали по всей стране и нашли 25 человек, среди них был и наш земляк Павел Алексеевич Толстогузов. Ветеран стал собираться в столицу, но от обрушившегося на него внимания разволновался, заболел и поехать не смог, а 31 июля 1912 года скончался.
… В Год истории мероприятия в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года с размахом прокатились по России. Отметила их и газета «Тюменская область сегодня»: журналисты приняли участие в заседаниях круглого стола и конференциях, опубликовали материалы, посвященные Отечественной войне 1812 года.
Год истории завершит подготовленная коллективом издания уникальная выставка «Отечественная война 1812 года в почтовой открытке». Мероприятие состоится 11 декабря в 15 часов в Ялуторовском мемориальном комплексе.