Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Камертон души народа

Слушать новость
Камертон души народа . .

Помните слова из известной песни Юрия Гуляева и Роберта Рождественского «Воспоминание о полковом оркестре»: «Такая музыка звучит у нас в судьбе»? Уверена, что музыка в исполнении духового оркестра никого не может оставить равнодушным. Обратимся к истории ее создания и роли в жизни государства. Помог мне в этом очень эрудированный собеседник, о котором чуть позже расскажем подробнее, Тимур Бахров – руководитель оркестра Тюменского военного института инженерных войск (бывшего ТВВИКУ).

Факты далекой истории


Военная музыка России также имеет глубокие исторические корни. В сказках и былинах упоминаются чудесные рога, своими звуками созывающие многочисленную рать. Сохранились и изображения народных инструментов. О существовании военной музыки на Руси свидетельствуют многочисленные летописи.

А теперь перелистаем страницы книги «Военная музыка России» (Москва, «Военное издательство», 2007 год). Оказывается, при Иване Грозном в 1547 году был создан орган управления военной музыкой – Приказ Большого дворца, и с тех пор она стала уникальным камертоном души российского военнослужащего. Петр I, придававший большое значение военной музыке, видел в ней средство, способствующее укреплению дисциплины и подъему боевого духа армии. Известно, что глава флота генерал-адмирал Константин Николаевич был президентом Русского музыкального общества. Александр II увлекался игрой на тромбоне и участвовал в дворцовом духовом оркестре, а Николай II обладал хорошими профессиональными данными игры на трубе.

Выдающийся русский полководец Александр Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

До наших дней дошли и любимые народом марши Преображенского, Семеновского, Полтавского, Сибирского и других полков. Известны и имена композиторов, создававших военную музыку: Моцарт, Бетховен, Россини, Глинка, Верстовский, Алябьев, Варламов. Заметным явлением в музыкальной жизни России стали произведения Римского-Корсакова для духовых оркестров. К созданию маршей и концертных пьес обращались и такие известные композиторы-классики, как Чайковский, Рубинштейн, Направник.

Новые времена


Вместе с ними появляются и новые задачи. Расширяется сеть музыкальных учебных заведений. В 1919 году создается Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота, преобразованное впоследствии в Институт военных оркестров РККА. Первым инспектором был назначен Семен Чернецкий, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, генерал-майор, внесший большой вклад в развитие военной музыки. Им написано свыше 70 военных маршей. Пополнился круг воинских ритуалов. Получили путевку в жизнь произведения советских композиторов в жанре духовой музыки: Шостаковича, Хачатуряна, Глиэра, Александрова, Туликова, Френкеля.

Музыка в зеркале войны


Военная музыка, без преувеличения, внесла свой вклад в разгром фашистских армий. Сколько поистине потрясающих фактов хранит наша память, даже спустя много десятилетий!

Один из героических защитников Брестской крепости Петр Клыпа вспоминал: «Мы, оставшиеся в живых, собрались в казематах разрушенного здания 333-го стрелкового полка. Из многочисленного гарнизона нас осталось около трехсот человек. Каждый понимал: помощи ждать неоткуда, кругом – враги. Мы решили дать последний бой, стали прощаться, и вдруг в этой тишине откуда-то издалека доносится:

«Это есть наш последний…» Стали прислушиваться. И вот я ясно различаю звуки трубы. Они несутся откуда-то из центра крепости, из сплошных развалин. Мы прильнули к амбразурам.

И что же увидели? В ритме марша от подножия арочных ворот вверх поднимается Красное знамя. Вот оно уже над самой вершиной ворот – гордо развевается над Брестской крепостью… Из 300 человек удалось прорваться девятерым… Мы помним того трубача, который, умирая под развалинами крепости, поднимал на борьбу своих товарищей».

Подобные подвиги происходили повсеместно. В блокадном Ленинграде все 900 дней музыка помогала людям побеждать смерть, в том числе исполняемая духовым оркестром Ленинградского гарнизона.

7 ноября 1941 года. В ночь накануне парада Москву накрыла пурга с обильным снегопадом. Был сильный мороз, но военные музыканты под руководством дирижера и композитора Василия Агапкина с честью выполнили свой долг. Вот как очевидцы описывали это событие. «У инструментов замерзли вентили, их пришлось отогревать руками, а басы укрывать полами шинелей. Василию Ивановичу казалось, что сердце у него вот-вот остановится. Куранты на Спасской башне пробили 8 раз. В эфир понеслись слова Юрия Левитана: «Внимание! Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза!..» Агапкин, стоявший на специальной деревянной подставке, тотчас взмахнул руками, и сводный оркестр заиграл «Встречный марш», сигнал «Слушайте все!». Затем, под раскаты орудийных залпов, исполнили «Интернационал». Началось торжественное шествие войск – грянул марш «Парад». Чеканя шаг, шли и шли части второй Московской и 322-й Ивановской стрелковых дивизий, дивизия имени Дзержинского, моряки, рабочие ополченцы. Отсюда, с Красной площади, они уходили прямо на передовую, на защиту столицы. В этот день неоднократно звучал его, «агапкинский», марш «Прощание славянки», ставший поистине легендарным. Под его звуки и в Первую мировую, и в Отечественную отходили от перронов вокзалов воинские эшелоны. Время не властно над маршем, он живет и поныне, волнует людей, пробуждая в них патриотические чувства…»

…Нынешнему поколению об этом паpаде известно лишь по кадрам кинохроники да по рассказам фронтовиков – участников события.

Незабываемым стал и Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный оркестр, которым руководил Семен Чернецкий, насчитывал 1400 человек. Красная площадь никогда не видела ничего подобного за 800 лет своего существования! Величественное звучание оркестра олицетворяло мощь народа-победителя и его Вооруженных сил.

Сейчас в России насчитывается более 200 военных оркестров. Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главный дирижер генерал-майор Валерий Халилов назвал военную музыку «пульсом эпохи, который помогает воинам и народу просто жить. В этом – ее главная функция».

Тимур и его команда


Настало время рассказать о военном духовом оркестре ТВИИВ, впитавшем в себя богатейшие традиции прошлого и его дирижере майоре Тимуре Бахрове. В Московской военной консерватории, которую Тимур Владимирович окончил с отличием, готовили, действительно, «штучный товар». Еще во время учебы курсанты неоднократно выступали на больших столичных сценах, совершали зарубежные гастроли, участвовали в парадах на Красной площади в составе сводного оркестра Московского гарнизона.

В 2003 году Бахров получил назначение в Тюмень. Конечно, первоначально было много проблем, но благодаря активной поддержке во всех больших и малых делах со стороны начальника ТВВИКУ генерал-майора Михаила Логинова, были созданы условия для занятия творчеством, любимой концертной деятельностью.

Поэтому часто можно видеть (и слышать!) этот оркестр на различных городских и областных мероприятиях, на сценах концертных залов Тюмени.

Дирижер тщательно подбирает репертуар, делает аранжировки, находит новые оригинальные формы с элементами шоу: плац-концерт (дефиле), биг-бэнд и так далее.

Недавно Тимур Бахров принял участие в IX городском фестивале «Осенняя рапсодия – 2012» – концерте джазовой музыки, где был дирижером джаз-бэнд «Золотая труба», а также в первом областном джазовом фестивале, где коллектив под его руководством был удостоен Гран-при. Теперь он сможет выступить на Международном фестивале в Сочи, который пройдет в рамках культурной Олимпиады в июле 2013 года.

Но с особой гордостью вспоминают выступление духового оркестра все, кто присутствовал на праздниках в ТВИИВ, где патриотические марши сопровождают всю церемонию: и прохождение подразделений, и вынос знамени, и возложение гирлянды Славы к обелиску выпускникам, погибшим в горячих точках.

В этом году, посвященном 200-летию Отечественной вой-ны 1812 года, состоялись театрализованная композиция с исполнением старых строевых солдатских песен (в аранжировке Бахрова), и прозвучавшее «Славься!» Глинки, и финал увертюры Чайковского «1812 год». Словом, все переносило зрителей в далекие времена начала XIX века…

Думаю, что наивысшей оценкой деятельности оркестра явилось то, что в составе сводного духового оркестра (на Центральном стадионе
г. Екатеринбурга в 2011 году) он внесен в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов России.

Помните слова из известной песни Юрия Гуляева и Роберта Рождественского «Воспоминание о полковом оркестре»: «Такая музыка звучит у нас в судьбе»? Уверена, что музыка в исполнении духового оркестра никого не может оставить равнодушным. Обратимся к истории ее создания и роли в жизни государства. Помог мне в этом очень эрудированный собеседник, о котором чуть позже расскажем подробнее, Тимур Бахров – руководитель оркестра Тюменского военного института инженерных войск (бывшего ТВВИКУ).

Факты далекой истории


Военная музыка России также имеет глубокие исторические корни. В сказках и былинах упоминаются чудесные рога, своими звуками созывающие многочисленную рать. Сохранились и изображения народных инструментов. О существовании военной музыки на Руси свидетельствуют многочисленные летописи.

А теперь перелистаем страницы книги «Военная музыка России» (Москва, «Военное издательство», 2007 год). Оказывается, при Иване Грозном в 1547 году был создан орган управления военной музыкой – Приказ Большого дворца, и с тех пор она стала уникальным камертоном души российского военнослужащего. Петр I, придававший большое значение военной музыке, видел в ней средство, способствующее укреплению дисциплины и подъему боевого духа армии. Известно, что глава флота генерал-адмирал Константин Николаевич был президентом Русского музыкального общества. Александр II увлекался игрой на тромбоне и участвовал в дворцовом духовом оркестре, а Николай II обладал хорошими профессиональными данными игры на трубе.

Выдающийся русский полководец Александр Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

До наших дней дошли и любимые народом марши Преображенского, Семеновского, Полтавского, Сибирского и других полков. Известны и имена композиторов, создававших военную музыку: Моцарт, Бетховен, Россини, Глинка, Верстовский, Алябьев, Варламов. Заметным явлением в музыкальной жизни России стали произведения Римского-Корсакова для духовых оркестров. К созданию маршей и концертных пьес обращались и такие известные композиторы-классики, как Чайковский, Рубинштейн, Направник.

Новые времена


Вместе с ними появляются и новые задачи. Расширяется сеть музыкальных учебных заведений. В 1919 году создается Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота, преобразованное впоследствии в Институт военных оркестров РККА. Первым инспектором был назначен Семен Чернецкий, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, генерал-майор, внесший большой вклад в развитие военной музыки. Им написано свыше 70 военных маршей. Пополнился круг воинских ритуалов. Получили путевку в жизнь произведения советских композиторов в жанре духовой музыки: Шостаковича, Хачатуряна, Глиэра, Александрова, Туликова, Френкеля.

Музыка в зеркале войны


Военная музыка, без преувеличения, внесла свой вклад в разгром фашистских армий. Сколько поистине потрясающих фактов хранит наша память, даже спустя много десятилетий!

Один из героических защитников Брестской крепости Петр Клыпа вспоминал: «Мы, оставшиеся в живых, собрались в казематах разрушенного здания 333-го стрелкового полка. Из многочисленного гарнизона нас осталось около трехсот человек. Каждый понимал: помощи ждать неоткуда, кругом – враги. Мы решили дать последний бой, стали прощаться, и вдруг в этой тишине откуда-то издалека доносится:

«Это есть наш последний…» Стали прислушиваться. И вот я ясно различаю звуки трубы. Они несутся откуда-то из центра крепости, из сплошных развалин. Мы прильнули к амбразурам.

И что же увидели? В ритме марша от подножия арочных ворот вверх поднимается Красное знамя. Вот оно уже над самой вершиной ворот – гордо развевается над Брестской крепостью… Из 300 человек удалось прорваться девятерым… Мы помним того трубача, который, умирая под развалинами крепости, поднимал на борьбу своих товарищей».

Подобные подвиги происходили повсеместно. В блокадном Ленинграде все 900 дней музыка помогала людям побеждать смерть, в том числе исполняемая духовым оркестром Ленинградского гарнизона.

7 ноября 1941 года. В ночь накануне парада Москву накрыла пурга с обильным снегопадом. Был сильный мороз, но военные музыканты под руководством дирижера и композитора Василия Агапкина с честью выполнили свой долг. Вот как очевидцы описывали это событие. «У инструментов замерзли вентили, их пришлось отогревать руками, а басы укрывать полами шинелей. Василию Ивановичу казалось, что сердце у него вот-вот остановится. Куранты на Спасской башне пробили 8 раз. В эфир понеслись слова Юрия Левитана: «Внимание! Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза!..» Агапкин, стоявший на специальной деревянной подставке, тотчас взмахнул руками, и сводный оркестр заиграл «Встречный марш», сигнал «Слушайте все!». Затем, под раскаты орудийных залпов, исполнили «Интернационал». Началось торжественное шествие войск – грянул марш «Парад». Чеканя шаг, шли и шли части второй Московской и 322-й Ивановской стрелковых дивизий, дивизия имени Дзержинского, моряки, рабочие ополченцы. Отсюда, с Красной площади, они уходили прямо на передовую, на защиту столицы. В этот день неоднократно звучал его, «агапкинский», марш «Прощание славянки», ставший поистине легендарным. Под его звуки и в Первую мировую, и в Отечественную отходили от перронов вокзалов воинские эшелоны. Время не властно над маршем, он живет и поныне, волнует людей, пробуждая в них патриотические чувства…»

…Нынешнему поколению об этом паpаде известно лишь по кадрам кинохроники да по рассказам фронтовиков – участников события.

Незабываемым стал и Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный оркестр, которым руководил Семен Чернецкий, насчитывал 1400 человек. Красная площадь никогда не видела ничего подобного за 800 лет своего существования! Величественное звучание оркестра олицетворяло мощь народа-победителя и его Вооруженных сил.

Сейчас в России насчитывается более 200 военных оркестров. Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главный дирижер генерал-майор Валерий Халилов назвал военную музыку «пульсом эпохи, который помогает воинам и народу просто жить. В этом – ее главная функция».

Тимур и его команда


Настало время рассказать о военном духовом оркестре ТВИИВ, впитавшем в себя богатейшие традиции прошлого и его дирижере майоре Тимуре Бахрове. В Московской военной консерватории, которую Тимур Владимирович окончил с отличием, готовили, действительно, «штучный товар». Еще во время учебы курсанты неоднократно выступали на больших столичных сценах, совершали зарубежные гастроли, участвовали в парадах на Красной площади в составе сводного оркестра Московского гарнизона.

В 2003 году Бахров получил назначение в Тюмень. Конечно, первоначально было много проблем, но благодаря активной поддержке во всех больших и малых делах со стороны начальника ТВВИКУ генерал-майора Михаила Логинова, были созданы условия для занятия творчеством, любимой концертной деятельностью.

Поэтому часто можно видеть (и слышать!) этот оркестр на различных городских и областных мероприятиях, на сценах концертных залов Тюмени.

Дирижер тщательно подбирает репертуар, делает аранжировки, находит новые оригинальные формы с элементами шоу: плац-концерт (дефиле), биг-бэнд и так далее.

Недавно Тимур Бахров принял участие в IX городском фестивале «Осенняя рапсодия – 2012» – концерте джазовой музыки, где был дирижером джаз-бэнд «Золотая труба», а также в первом областном джазовом фестивале, где коллектив под его руководством был удостоен Гран-при. Теперь он сможет выступить на Международном фестивале в Сочи, который пройдет в рамках культурной Олимпиады в июле 2013 года.

Но с особой гордостью вспоминают выступление духового оркестра все, кто присутствовал на праздниках в ТВИИВ, где патриотические марши сопровождают всю церемонию: и прохождение подразделений, и вынос знамени, и возложение гирлянды Славы к обелиску выпускникам, погибшим в горячих точках.

В этом году, посвященном 200-летию Отечественной вой-ны 1812 года, состоялись театрализованная композиция с исполнением старых строевых солдатских песен (в аранжировке Бахрова), и прозвучавшее «Славься!» Глинки, и финал увертюры Чайковского «1812 год». Словом, все переносило зрителей в далекие времена начала XIX века…

Думаю, что наивысшей оценкой деятельности оркестра явилось то, что в составе сводного духового оркестра (на Центральном стадионе
г. Екатеринбурга в 2011 году) он внесен в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов России.



За 30-летнюю историю Тюменская областная Дума приняла более 3 000 законов

18 апреля

Александр Моор провел рабочую встречу с председателем Уральского банка Сбербанка

08 апреля