О любви, дружбе и смысле жизни
рассказала зрителю постановка Александра Баргмана «Три товарища» на сцене Тюменского драмтеатра
Для тех, кто читал великое произведение Ремарка и для тех, кто по какой-то причине его пропустил, спектакль, который сам режиссер обозначил как «десять месяцев счастья», доставит почти трехчасовое удовольствие, даст ответы на мучающие рефлексирующую публику вопросы и пищу для новых размышлений. В любом случае катарсис гарантирован.
«Прошлое научило нас не заглядывать далеко вперед»
Отдельное спасибо питерскому режиссеру Александру Баргману, успевшему завоевать признание тюменцев, за то, что, выбрав генеральные сюжетные линии романа, он строго придерживался канвы текста и фактически «оживил» для зрителя книжные страницы. После спектакля хотелось выкупить у фотографа съемку, чтобы проиллюстрировать снимками актеров любимую книгу. Настолько точное попадание в литературный образ.
Благодарности заслуживают сценограф и художник по костюмам, кстати, фраки героев отшивались лучшими мастерами Мариинского театра. В декорациях преобладают металлические, жестяные мотивы, нет лишних деталей. Все лаконично, просто. Так, железные бочки на колесиках изображают и мебель, и автомобили, и даже карусели в луна-парке.
Атмосфера передает разруху Германии после Первой мировой. Экономический и духовный кризис. Три товарища – Роберт Локамп (молодой актер Николай Аузин в этой роли покорит не одно девичье сердце), Отто Кестер (внушающий уважение Александр Тихонов) и Готфрид Ленц (наконец-то публику порадовал своим выходом директор театра Сергей Осинцев, будто созданный для роли отчаянного романтика, идеалиста и «души компании») – содержат небольшую авторемонтную мастерскую. Перебиваются нестабильными заработками, дорожат сегодняшним днем, не заглядывают в будущее, больше всего на свете ценят дружбу, честность и преданность, ну и хороший ром, разумеется.
Обаяние молодости, бесшабашности, веселья – так и хочется выскочить на сцену, чтобы вместе отпраздновать день рождение Робби! Тридцатилетние, но уже прошедшие через горнило войны, они дорожат жизнью как величайшей ценностью. Ироничные и решительные, мало верят в любовь, но тем не менее, когда это чувство настигает Локампа, относятся бережно и с почтением.
«Она улыбнулась, и весь мир стал светлее»
Итак, автомеханик Роберт познакомился с Патрицией Хольман (в этой роли зритель может увидеть и нежную Евгению Казакову, и очаровательную Наталью Никулину – следите за программой!). Хрупкая, как бабочка, и в то же время твердая, как кремень, утонченная девушка из образованного общества восхищает и вдохновляет юношей, освещает своим присутствием их любимый кабачок «У Альфонса» (трактирщик – неподражаемый Константин Антипин), гармонично вписываясь в компанию бывалых фронтовиков и девиц легкого поведения.
Роли второго плана в спектакле столь же блистательны, как и главные. Девица Роза (экстравагантная Марина Карцева) тоже умеет любить, безнадежно и слепо тратит с трудом заработанные деньги на любовника Артура (ослепительный негодяй Николай Юдин). Одинокий волк Валентин Гаузер (философствующий Владимир Ващенко), завсегдатай кабака, каждый день празднует тот факт, что остался жив на войне. Робби объясняет Пат, что это единственный человек, сделавший из большого несчастья свое маленькое счастье. Его мрачноватая фигура выгодно оттеняет влюбленных.
Они нашли друг друга в этой жестокой бессмыслице жизни, и мир приобрел другие очертания. Любовь – искренняя, подлинная, «ничего не просящая взамен», не ищущая выгоды – островок спасения в буре невзгод.
Самые впечатляющие сцены – победы друзей в аттракционах луна-парка, продажа зверь-машины «Карла» (Андрей Волошенко очень убедителен в роли расчетливого дельца Блюменталя) и подготовка к свиданию с Пат в нищей комнатке Роберта. Последняя особенно хороша благодаря участию экстравагантной домовладелицы фрау Залевски (блистательная Анта Калиниченко), упертого ботаника Георга Блока и честной содержанки Эрны Бениг (в ролях молодые таланты из Саратова, пополнившие актерскую труппу в этом году, Сергей Калинин и Эвилина Ризепова). Честное слово, Тюменская драма только выиграла, когда сложившийся, заслуженный состав грамотно разбавили свежими лицами.
«Жизнь – очень странная штука»
Заставит задуматься зрителя большая трагедия маленьких людей – супругов Хассе (органичный Сергей Скобелев и удивительная Татьяна Пестова). Легко вплетается в ткань спектакля постаревший Локамп (глубокий образ передал Геннадий Баширов).
Кульминация спектакля – поиски доктора для внезапно заболевшей Пат. Минута промедления смерти подобна. Напряжение нарастает.
«За туманом по бледно-серым дорогам летела помощь, фары разбрызгивали яркий свет, свистели покрышки, и две руки сжимали рулевое колесо, два глаза холодным уверенным взглядом сверлили темноту: глаза моего друга»...
Эта сцена великолепно воплощена минимальными средствами: светом и звуком. Доктор Жаффе (милосердный Владимир Обрезков) знакомит Локампа с историей болезни Пат и уверяет: даже у безнадежно прикованных к постели остается лучик надежды. Живи, пока живой. Люби, пока живой. Цени каждое мгновение.
Именно в том-то и смысл, что не нужно его искать, нужно просто жить. Финал читателям романа знаком, Баргман оставил его прежним.
«Уверенности – вот чего нам недоставало»
«Потерянное поколение» – понятие, возникшее между Первой и Второй мировой войнами. Это молодые люди, рано начавшие убивать и не сумевшие адаптироваться к мирной жизни. Так назвали и поколение «детей перестройки», когда ценности одного строя были сломлены, а другого так и не успели зародиться. Школа учит одному, улица другому, телевизор говорит о третьем, а родителей и вовсе дома нет – они зарабатывают на хлеб. В таких условиях выросли миллионы молодых людей в нашей стране. Что такое хорошо и что такое плохо – понятие растяжимое, а вот деньги в кармане вполне ощутимы. Нынешним 30–40-летним спектакль будет очень близок и понятен. Дай бог, чтоб на пользу.
мнение
Аркадий КУЗНЕЦОВ,
обозреватель:
– Рецензии можно разделить на два типа: восторженные, от лица юных поклонников театра, и ворчливые, когда автор уверен: «Раньше было лучше!» Обычно те и другие имеют мало отношения к происходящему на сцене, в основном отражая внутренний мир рецензента. Оценки качества актерской игры или постановки всегда субъективны. Наверное, правильнее дать некий ключ к восприятию происходящего, частоту, на которую стоит настроиться, чтобы получить удовольствие от зрелища. Сюжет в «Трех товарищах» практически стал легендой. Он вошел в фольклор, как рассказ о простых парнях, собравших из хлама гоночный автомобиль, который легко «делает» на дороге «крутые» тачки. Тема перекочевала в фильм «Сумасшедшие гонки», где маленький и любимый народом «жук» побеждает всех на престижной кольцевой трассе NASCAR. Имеет ли сюжет под собой реальное основание, зрителям не важно, важнее, что он удовлетворяет жажду справедливости. Собранное умелыми руками пролетариев авточудо еще и символ прорыва на другой социальный уровень. Все это актуально и для современной России. Автомобиль как символ успешности, скорость, очаровывающая девушек, тюнинг как одно из увлечений... Для нас это не воспоминания, а современность, благодаря чему сюжеты «Трех товарищей» очень узнаваемы. Многие выражения героев хочется записать в блокнот, чтобы цитировать их при случае. «Уметь забыться – вот девиз сегодняшнего дня, а долгие раздумья ни к чему», – такое мог бы сказать и современник. Сцену из спектакля, когда товарищи продавца выступают в роли покупателей, очень полезно посмотреть бизнесменам. Кроме практической пользы в нем есть и простые правила человеческого общения, уроки внимания и терпения, житейские законы и народная мудрость. Может, попробуем организовать по римеру героев «Трех товарищей» дружескую вечеринку соседей по подъезду? Отметим искреннюю игру актеров. Видимо, сюжет спектакля действительно перекликается с реалиями нашего времени. Временами на сцене удавалось организовать настоящую феерию с гигантскими надувными игрушками и карнавальным весельем, динамичное действие, напоминающее дискотеку под музыку Вагнера. В характерах главных и второстепенных героев, присмотревшись, можно разглядеть черты коллег или родственников. Узнайте больше о людях и научитесь быть снисходительными к ним... Идущим в театр всегда советовал бы садиться ближе к сцене. Эмоции лучше рассматривать подробно, чувствуя запах еды из-за кулис, видя, как стекает капля по горлышку бутылки. Особым удовольствием было слышать живое исполнение музыки в спектакле, на фоне которой даже диалоги героев начинают казаться лишними. Словом, спешите получить впечатления, которых мы зачастую бываем лишены в мире, где основным способом общения становится дистанционный.