Как воевал «Смерш»
В ходе публикации материалов о герое-разведчике Николае Кузнецове в редакцию газеты поступило много телефонных звонков и писем от читателей. Пенсионер Александр Кашин из Тюмени попросил рассказать о роли органов «Смерш» и их вкладе в победу в Великой Отечественной войне, а также о значении службы внешней разведки в добывании научно-технической информации. Пришла пора ответить на эти вопросы.
Немного истории
5 ноября 2012 года в России отметили День военного разведчика. Как профессиональный праздник он установлен указом президента РФ № 549 от 31.05.2006 г.
Военная разведка существовала и в царской России. Но как обособленное подразделение она ведет свой отсчет с 5.11.1918 г., когда в составе полевого штаба Красной армии было образовано Регистрационное управление. Сегодня это подразделение называется Главным разведывательным управлением Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
Наряду с военной разведкой важное место в жизни армии занимала деятельность контрразведывательных структур. В их функции входило пресечение подрывной деятельности иностранных держав, а также нелояльных элементов внутри страны. Наиболее известными и значимыми разведчиками периода Великой Отечественной войны специалисты называют Рихарда Зорге и Николая Кузнецова.
Первые шаги «Смерша»
С началом Великой Отечественной войны объем работы органов разведки и контрразведки значительно увеличился, а задачи усложнились. В соответствии с требованиями военного времени в апреле 1943 года было организовано Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны СССР (сокращение от «Смерть шпионам!»). На него возложили задачи противодействия шпионской, диверсионной и террористической деятельности иностранных разведок, а также борьбы с предательством, дезертирством и изменой Родине в частях и учреждениях Красной армии.
Армейские контрразведчики готовили и осуществляли проникновение за линию фронта в германские спецслужбы, полицейские и административные органы, а также разложение антисоветских военных формирований, создаваемых немцами из числа белоэмигрантов, предателей и военнопленных.
Уже за первые десять месяцев существования «Смерша» (с апреля 1943 по февраль 1944 года) военные контрразведчики сумели внедрить в немецкие разведшколы 75 агентов, 38 из них успешно выполнили задания и возвратились к своим. Зафронтовые агенты добыли и передали данные на 359 сотрудников германской разведки и 978 шпионов и диверсантов, которых немцы готовили для заброски в расположение и тылы частей Красной армии. В результате умелых действий отделов «Смерша» 176 разведчиков противника были арестованы, 85 явились с повинной, а 5 сотрудников германских спецслужб были завербованы и оставлены для работы в своих подразделениях по заданиям советской контрразведки.
В 1943–1944 годах фронтовые управления «Смерша» стали практиковать заброску в тыл противника уже целых агентурных групп.
В борьбе с разведкой противника часто использовались радиоигры, основная задача которых – дезинформация противника о наших целях и планах. Так, с помощью умело организованных радиоигр советская контрразведка накануне Курской битвы переиграла разведку фашистской Германии. Немцы были вынуждены наступать в невыгодных для себя условиях, в навязанное им проигрышное время. Несмотря на превосходство в танковых вооружениях, они понесли колоссальные потери и уже до конца войны не смогли оправиться. Красная армия перешла в решительное наступление и с этого момента на всех фронтах шла только вперед, закончив бои штурмом Берлина в мае 1945 года.
Лейтенант козлов – агент «Сатурна»
Классическим примером оперативного искусства военных контр-разведчиков стала разработка разведшколы фашистов «Сатурн».
22 июня 1943 года в Тульской области задержали неизвестного, который назывался капитаном Раевским. Допрошенный в отделе контрразведки «Смерша», он заявил, что является агентом-курьером немецкой разведки, направлен в Подмосковье со спецзаданием. Настоящее имя – Александр Козлов, бывший лейтенант Красной армии, попавший в плен в окружении под Вязьмой. Срочно проверили.
Вскоре после пленения офицер из абверкоманды-1Б предложил Козлову стать агентом немецкой разведки и пройти обучение в специальной школе. Козлов решил согласиться, чтобы таким образом получить возможность вернуться к своим. После десятимесячного обучения его в форме капитана Красной армии с соответствующими документами прикрытия забросили в наш тыл. Задание: добраться до подмосковной Малаховки, связаться с немецким агентом «Ароматовым», передать ему питание для радиостанции, деньги и бланки документов.
Козлову решили поверить, доставили в Москву на Лубянку и предложили вернуться к немцам со специальным поручением. Ему следовало внедриться в Борисовскую разведшколу, собирать сведения о преподавателях, об учащихся, которых уже забросили на советскую территорию или готовили к заброске, при возможности склонять последних к явке с повинной.
После тщательного инструктажа 17 июля 1943 года Козлов перешел линию фронта, добрался до «Сатурна», где и отчитался о выполнении задания лично перед начальником разведшколы.
В августе 1943 года он прибыл в город Борисов, там его приняли преподавателем школы агентурной разведки абверкоманды-103. Работать старался хорошо, что заметило руководство. Через некоторое время его назначили начальником учебной части школы.
Оперативная обстановка на фронтах быстро менялась. После поражения гитлеровцев под Курском линия фронта неуклонно двигалась на Запад, поэтому разведшкола абверкоманды-103 перебазировалась в Восточную Пруссию. Связи с Центром не было, и Козлов принимает единственно верное в этой ситуации решение – склонять подготовленных к заброске агентов к добровольной явке с повинной и сотрудничеству с советской контрразведкой. Кроме того, Козлов проводил активную работу по компрометации и отчислению из школы наиболее преданных фашистам курсантов. Он до конца выполнил наказ чекистов оставаться в разведшколе до последнего дня ее существования.
Заинтересованным читателям советую найти и прочитать повести Василия Ардаматского «Путь в «Сатурн », «Сатурн» почти не виден» и «Конец «Сатурна».
Вместо послесловия
Бывший шеф ЦРУ США Аллен Даллес не зря написал в своей книге: «Информация, которую добывали советские разведчики во время Второй мировой войны, содействовала военным успехам Советов и представляла собой такого рода материал, который является пределом мечтаний для разведки любой страны».
Следует отметить, что находясь постоянно в расположении наших воинских частей, сотрудники «Смерша» занимались не только оперативной работой. Нередко им приходилось участвовать и в боевых действиях, ходить в атаки, а в случае гибели командиров брать на себя руководство подразделением. Тысячи офицеров «Смерша» были награждены боевыми орденами и медалями, более 600 удостоены высокого звания Героя Советского Союза, многие сложили головы на полях сражений. Но однозначно одно: все они, живые и павшие, своей боевой работой, как могли, приближали светлый день Победы.