Госуслуги: доступность, профессионализм, гарантия
В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия по вопросам предоставления управлением Росреестра по Тюменской области государственных услуг в электронном виде
С каждым годом сделок с объектами недвижимости становится больше: жители активно приобретают и продают жилье, приватизируют, оформляют в собственность земельные участки, гаражи и другие объекты, поэтому предъявляются все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недв ижимость.
Управление Росреестра по Тюменской области идет в ногу со временем и активно внедряет современные технологии в сфере государственных услуг.
На вопросы читателей об электронных услугах ответили начальник отдела выдачи информации о зарегистрированных правах Татьяна Кониловская и начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Иван Капустин.
– Можно ли записаться по Интернету на прием и выдачу документов по всей территории Российской Федерации, и правда ли это поможет сэкономить время?
Михаил Сидоренко, г. Тюмень
– Число услуг, которые гражданин может получить посредством электронных сервисов в органах Росреестра, постоянно расширяется. Например, предварительная запись сегодня осуществляется через официальный сайт Росреестра, а также по телефону. Если говорить только о предварительной записи по Интернету, то эта возможность позволяет спланировать посещение офиса управления Росреестра заранее, а значит, минимизирует временные затраты. Это относится и к тем случаям, когда гражданин, находясь, например, в Тюмени, собирается обратиться в территориальные органы Росреестра в ином населенном пункте Российской Федерации. Получается, что и в данной ситуации интернет-запись – ваш помощник.
Единственное, надо четко понимать, что подавать документы необходимо по месту нахождения объекта, независимо от места, где человек записался.
Алгоритм действий для записи в отдел приема-выдачи документов выглядит так: заявитель должен в Интернете зайти на официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru). На главной странице в разделе «Офисы и приемные» выбрать регион, населенный пункт, нажать вкладку «Показать офисы», далее вкладку «Предварительная запись», а там уже – удобные день и время.
– Как оформить право собственности на дачный участок, приобретенный в 1999 г. по садоводческой книжке, которая выписана на имя прежнего собственника?
Юлия Кропочева, г. Тюмень
– Сразу стоит отметить, что государственные акты и свидетельства на право собственности на землю, выданные уполномоченными органами до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действительны.
Государственная регистрация права собственности возможна по официально оформленной сделке: либо договор купли-продажи земельного участка, либо договор дарения объекта прежнего хозяина вам как новому собственнику. Подобного рода сделки заключались ранее довольно часто, без должного оформления. На практике граждане, заключившие такие сделки, впоследствии встречаются и заключают договор купли-продажи или дарения формально, после состоявшейся ранее сделки.
Только после этого нужно прийти в управление Росреестра и подать заявление на регистрацию права собственности. Если прежний хозяин откажется оформить сделку надлежащим образом (заключить договор), то тогда – только в судебном порядке. В управление Росреестра необходимо прийти уже с готовым договором купли-продажи, также необходимо иметь при себе квитанцию об оплате государственной пошлины.
– Можно ли получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по Интернету?
Сергей Иванченко, Тюменский район
– Да. Все этапы – от оформления запроса на предоставление сведений из ЕГРП до получения этих сведений (включая оплату услуги) – можно произвести в электронном виде, на сайте Росреестра. Немаловажно, что все формы необходимых документов присутствуют в веб-формате и не требуют от заявителя профессиональных навыков работы в Интернете.
– Какие документы требуется предоставить в управление Росреестра для приватизации дачного участка?
Светлана Черных, г. Тюмень
– Для того чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, в управление Росреестра по Тюменской области необходимо предоставить документ, устанавливающий либо удостоверяющий право (постановление, государственный акт, свидетельство), который у вас уже имеется, и квитанцию об оплате госпошлины (сумма составляет 200 руб.). Кадастровый паспорт на земельный участок государственные регистраторы запросят в Кадастровой палате самостоятельно.
– Какие справки из Росре-естра не должны требовать чиновники у участников программы «Молодая семья»?
Татьяна Усольцева,г. Тюмень
– Главная задача межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронном виде, это предоставление государственных и муниципальных услуг без участия заявителя. Например, один из самых востребованных электронных сервисов – подача запросов на получение сведений из ЕГРП в электронном виде.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», получение сведений из ЕГРП для предоставления в иные федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, их территориальные органы, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении государственных услуг без участия заявителя, при получении государственных услуг не требуется. Данную информацию указанные органы обязаны запрашивать у Росреестра самостоятельно.
– Может ли житель любого населенного пункта Тюменской области, не выходя из дома, узнать основные характеристики объекта: площадь, разрешенное использование и категорию земель, если запрос касается земельного участка, среднюю кадастровую стоимость?
Мария Виноградова, г. Тюмень
– Все перечисленные читателем характеристики объекта присутствуют в выписке из государственного кадастра недвижимости (ГКН).
Здесь тоже нужно отметить доступность электронных сервисов, так как получить электронную услугу по предоставлению сведений, внесенных в ГКН, может заявитель, проживающий в любом населенном пункте РФ. Для того чтобы получить выписку из кадастра в электронном виде, необходимо выполнить три условия: иметь доступ в Интернет, электронные деньги для оплаты услуги и правильно заполнить запрос. Последнее подразумевает знание кадастрового номера объекта или точный адрес его местонахождения.
– Можно ли на сайте в режиме реального времени посмот-реть зал приема документов в Тюмени, чтобы определиться, когда приехать сдать документы?
Ирина Петровна, г. Ялуторовск
– В режиме реального времени посредством web-камер граждане могут просматривать, используя Интернет, офисы приема-выдачи документов, чтобы оценить степень их загруженности и выбрать наиболее удобное время подачи документов. Также могут отслеживать движение очереди при просмотре информационного табло.