Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вникайте в замыслы противника

01.12.2012
00:01
Вникайте в замыслы противника. None. Рассчитывая варианты, мы обычно играем и за себя, и за соперника, пытаемся предугадать развитие события. Главное – стараемся понять планы противника, разгадать его замыслы.  Следующий пример показывает, как белые, имея три лишние пешки, к тому же был их ход, потеряли бдительность и потерпели поражение: Диагр.  № 1 Силич – Рохлин, Одесса, 1929. 1.Лf8+ Kph7 2.Ce4+? Этот естественный ход встречает неожиданное опровержение. К победе вело как прозаическое 2.Л:c8 C:f3+ 3.Kph2 Лg2+ 4.Kph3, так и более эффектное 2.Фe4+! C:e4 3.C:e4+! Лgg6 4.C:g6+. 2. … Фf5!! Такой ход не грех и просмотреть, ферзь становится под два удара, но… вынуждает капитуляцию. Этот пример поучителен тем, что при связке фигур нужно быть особенно внимательным. Умение вникать в чужой замысел – дело нелегкое, иногда с этим не справляются даже выдающиеся мастера. Приведем пример, который показывает, как и почему возникают во время партии непредвиденные ходы: Диагр. № 2 Нимцович – Алехин, Блед, 1931. Черные рискованно разыграли дебют, весь их королевский фланг не развит. 1. … K:c3 2.C:c6+ (правильно 2.bc! e6 3.d5! ed 4.0-0 0-0-0 5.C:c6 bc 6.Лb1 Фc7 7.Фa4 Лd7 8.Cd2 Cc5 9.c4 Kpd8 10.Ca5 Cb6 11.C:b6 ab 12.Фa8+ Фc8 13.Фa3!, как играл Алехин против Уинтера, Лондон, 1932) 2. … bc 3.Фb7? (на вид очень сильно, в действительности же – решающая ошибка, белые не разгадали замысла противника, не предусмотрели блестящего ответа соперника) 3. … Kd5+ 4.Cd2 Фb6! (вот чего не учли белые и теперь несут потери) 5.Ф:a8+ Kpd7 6.0-0 Kc7 7.Ca5 K:a8 8.C:b6 K:b6, черные выиграли. Познакомимся с понятием «крепость». В шахматах под крепостью понимают положение, в котором слабейшая сторона способна успешно отразить натиск превосходящих сил противника: Диагр. № 3 – слабейшая сторона спасается путем создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника (этюд П. Печенкина, 1953–54). Решение: 1.Kf8+ Kpg8 2.K:e4 a2 3.Ke6 Kpf7 (если 3. ... а1Ф, то 4.K4g5!, и черный король в блокаде – пешка h3 защищена конем, а на 4. … Фа4 последует 5.Kpe3 Фc4 6.Kpf3 с ничьей) 4.K6g5+ Kpg6 5.Kpg2! a1Ф 6.Kf3 с последующим ходом 7.Kgd2 – позиция белых неприступна, ничья. Большинство шахматистов считают жертву необходимым средством проведения комбинации. Однако жертва может быть и в середине форсированного варианта, и даже на заключительном этапе: Диагр. № 4 Лаурентиус – Керес, Таллин, 1936/37. 18. … Ke4-g5! 19.ef K:f4 20.Лe3 K:e2+ (следует обратить внимание, что вступительными ходами к комбинации являются размены, создающие условия для решающей жертвы) 21.Ф:e2 K:f3+ 22.gf Фg5+ 23.Kph1 Л:f3! 24.Л:f3 Фg4, 0 – 1. Искусство анализа, поиск скрытых возможностей. В ходе игры шахматисту приходится постоянно оценивать возникающие на доске позиции, искать скрытые возможности и за себя, и за соперника. Говорят, что практика – лучший учитель, однако и известные приемы полезно знать: они помогают овладеть искусством анализа. Самый примитивный подход к позиции – расчетный. Диагр. № 5. Решите комбинацию, не передвигая фигуры, и назовите, какие приемы использовали.  

Рассчитывая варианты, мы обычно играем и за себя, и за соперника, пытаемся предугадать развитие события. Главное – стараемся понять планы противника, разгадать его замыслы. 

Следующий пример показывает, как белые, имея три лишние пешки, к тому же был их ход, потеряли бдительность и потерпели поражение: Диагр.  № 1 Силич – Рохлин, Одесса, 1929. 1.Лf8+ Kph7 2.Ce4+? Этот естественный ход встречает неожиданное опровержение. К победе вело как прозаическое 2.Л:c8 C:f3+ 3.Kph2 Лg2+ 4.Kph3, так и более эффектное 2.Фe4+! C:e4 3.C:e4+! Лgg6 4.C:g6+. 2. … Фf5!! Такой ход не грех и просмотреть, ферзь становится под два удара, но… вынуждает капитуляцию. Этот пример поучителен тем, что при связке фигур нужно быть особенно внимательным.

Умение вникать в чужой замысел – дело нелегкое, иногда с этим не справляются даже выдающиеся мастера. Приведем пример, который показывает, как и почему возникают во время партии непредвиденные ходы: Диагр. № 2 Нимцович – Алехин, Блед, 1931. Черные рискованно разыграли дебют, весь их королевский фланг не развит. 1. … K:c3 2.C:c6+ (правильно 2.bc! e6 3.d5! ed 4.0-0 0-0-0 5.C:c6 bc 6.Лb1 Фc7 7.Фa4 Лd7 8.Cd2 Cc5 9.c4 Kpd8 10.Ca5 Cb6 11.C:b6 ab 12.Фa8+ Фc8 13.Фa3!, как играл Алехин против Уинтера, Лондон, 1932) 2. … bc 3.Фb7? (на вид очень сильно, в действительности же – решающая ошибка, белые не разгадали замысла противника, не предусмотрели блестящего ответа соперника) 3. … Kd5+ 4.Cd2 Фb6! (вот чего не учли белые и теперь несут потери) 5.Ф:a8+ Kpd7 6.0-0 Kc7 7.Ca5 K:a8 8.C:b6 K:b6, черные выиграли. Познакомимся с понятием «крепость». В шахматах под крепостью понимают положение, в котором слабейшая сторона способна успешно отразить натиск превосходящих сил противника: Диагр. № 3 – слабейшая сторона спасается путем создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника (этюд П. Печенкина, 1953–54). Решение: 1.Kf8+ Kpg8 2.K:e4 a2 3.Ke6 Kpf7 (если 3. ... а1Ф, то 4.K4g5!, и черный король в блокаде – пешка h3 защищена конем, а на 4. … Фа4 последует 5.Kpe3 Фc4 6.Kpf3 с ничьей) 4.K6g5+ Kpg6 5.Kpg2! a1Ф 6.Kf3 с последующим ходом 7.Kgd2 – позиция белых неприступна, ничья.

Большинство шахматистов считают жертву необходимым средством проведения комбинации. Однако жертва может быть и в середине форсированного варианта, и даже на заключительном этапе: Диагр. № 4 Лаурентиус – Керес, Таллин, 1936/37. 18. … Ke4-g5! 19.ef K:f4 20.Лe3 K:e2+ (следует обратить внимание, что вступительными ходами к комбинации являются размены, создающие условия для решающей жертвы) 21.Ф:e2 K:f3+ 22.gf Фg5+ 23.Kph1 Л:f3! 24.Л:f3 Фg4, 0 – 1.

Искусство анализа, поиск скрытых возможностей. В ходе игры шахматисту приходится постоянно оценивать возникающие на доске позиции, искать скрытые возможности и за себя, и за соперника. Говорят, что практика – лучший учитель, однако и известные приемы полезно знать: они помогают овладеть искусством анализа. Самый примитивный подход к позиции – расчетный.

Диагр. № 5. Решите комбинацию, не передвигая фигуры, и назовите, какие приемы использовали.

 

782Просмотров

Читать далее
В Тюмени завершились соревнования чемпионата России по летнему биатлону
В тюменском центре зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» с 19 по 23 сентября проходит чемпионат России по летнему биатлону
Шансы команды на победу оценивают как высокие
Мероприятие пройдет на открытом воздухе с соблюдением необходимых противоэпидемиологических мер
Программу тюменского этапа чемпионата России по летнему биатлону завершают эстафеты
В двух играх второго тура чемпионата России среди клубов Супер-лиги сезона 2020–2021 тюменская команда дважды победила соперника
Сейчас тюменский клуб занимает третье место в турнирной таблице чемпионата
Уроки физкультуры станут разнообразнее
Опрос
Какой вид обучения в школе вы выбрали бы для ребенка?
Традиционный, с посещением школы
Полностью дистанционный
Оба варианта приемлемы
Домашнее обучение
Надо смотреть по ситуации с заболеваемостью
Категорически против дистанционного обучения
Против получения знаний традиционным способом
Для выпускных классов нужно подготовить особый вариант обучения
Меня в принципе не устраивает система образования