Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Надежный ориентир в мире профессий

Общество, 00:12, 16 ноября 2012, Надежда СИЗОВА
Слушать новость
Надежный ориентир в мире профессий. .

Вопросу профессионального самоопределения школьников уделяется особое внимание. В региональной программе комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011–2015 годы перед школой поставлена задача подготовить учащихся к профессиональному выбору. Таким образом, школа должна помочь ребенку определиться в собственных интересах и возможностях, ориентироваться в ситуации на рынке труда.

– Профориентационная работа в школе должна целенаправленно проводиться с первого класса по одиннадцатый, – считает председатель комитета общего и дошкольного образования городского департамента образования Ольга Тренина. – В центре такой работы находится ученик, следовательно, все формы организации профориентационной работы в системе общего образования, как учебные, так  и внеучебные, должны быть направлены на профессиональное самоопределение школьников, позволяющее осознанно выбирать жизненную стратегию.

Для реализации целей предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения в учебные планы общеобразовательных учреждений введены предметные элективные курсы. Все учащиеся девятых классов охвачены предпрофильной подготовкой, также в общеобразовательных учреждениях созданы профильные классы. В рамках организации внеурочной деятельности в образовательныхучреждениях традиционно проводятся встречи с представителями разных профессий, классные часы проф­ориентационной направленности, организуются экскурсии на предприятия, в вузы и ссузы.

Экскурсии на предприятия города и в учреждения социальной сферы являются самой популярной формой работы как среди учеников, так  и среди учителей. К примеру, в 2012 году проведено свыше 800 экскурсий. В этом учебном году стартовал проект «Стратегия жизни», направленный на формирование у десятиклассников осознанного отношения к выбору жизненных целей и профессионального самоопределения.

Повышению мотивации к научно-исследовательской деятельности, развитию познавательных интересов ребят способствуют школьные научные общества. В Тюмени городское научное общество учащихся, в состав которого входит более полутора тысяч участников, делится на два отделения: естественно-математическое на базе школы № 25 и социально-гуманитарное на базе школы № 70.

По данным мониторинга социально-профессиональных предпочтений выявлено, что выпускники школ мотивированы на получение высшего профессионального образования и лишь небольшое количество ребят готовы обучаться рабочим профессиям. Нередко подростки считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. Очевидно, что такая позиция выражает неготовность этой категории подростков к взрослой жизни, неумение принимать самостоятельные решения.

– Организация профориентационной работы в школе должна быть в большей степени направлена на подготовку к самопроектированию личности, – говорит Ольга Владимировна. – Профессиональное самоопределение обучающихся мы связываем с такой организацией профориентационной работы в школе, которая будет направлена не на выбор профессии, а на подготовку к профессио­нальной деятельности на основе актуализации человеческого ресурса: мотивации, способностей, воли, социального интеллекта. Речь идет прежде всего о необходимости развития творческих способностей, навыков и умений ребят, в том числе через проф­ориентационную направленность уроков.

Вопросу профессионального самоопределения школьников уделяется особое внимание. В региональной программе комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011–2015 годы перед школой поставлена задача подготовить учащихся к профессиональному выбору. Таким образом, школа должна помочь ребенку определиться в собственных интересах и возможностях, ориентироваться в ситуации на рынке труда.

– Профориентационная работа в школе должна целенаправленно проводиться с первого класса по одиннадцатый, – считает председатель комитета общего и дошкольного образования городского департамента образования Ольга Тренина. – В центре такой работы находится ученик, следовательно, все формы организации профориентационной работы в системе общего образования, как учебные, так  и внеучебные, должны быть направлены на профессиональное самоопределение школьников, позволяющее осознанно выбирать жизненную стратегию.

Для реализации целей предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения в учебные планы общеобразовательных учреждений введены предметные элективные курсы. Все учащиеся девятых классов охвачены предпрофильной подготовкой, также в общеобразовательных учреждениях созданы профильные классы. В рамках организации внеурочной деятельности в образовательныхучреждениях традиционно проводятся встречи с представителями разных профессий, классные часы проф­ориентационной направленности, организуются экскурсии на предприятия, в вузы и ссузы.

Экскурсии на предприятия города и в учреждения социальной сферы являются самой популярной формой работы как среди учеников, так  и среди учителей. К примеру, в 2012 году проведено свыше 800 экскурсий. В этом учебном году стартовал проект «Стратегия жизни», направленный на формирование у десятиклассников осознанного отношения к выбору жизненных целей и профессионального самоопределения.

Повышению мотивации к научно-исследовательской деятельности, развитию познавательных интересов ребят способствуют школьные научные общества. В Тюмени городское научное общество учащихся, в состав которого входит более полутора тысяч участников, делится на два отделения: естественно-математическое на базе школы № 25 и социально-гуманитарное на базе школы № 70.

По данным мониторинга социально-профессиональных предпочтений выявлено, что выпускники школ мотивированы на получение высшего профессионального образования и лишь небольшое количество ребят готовы обучаться рабочим профессиям. Нередко подростки считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. Очевидно, что такая позиция выражает неготовность этой категории подростков к взрослой жизни, неумение принимать самостоятельные решения.

– Организация профориентационной работы в школе должна быть в большей степени направлена на подготовку к самопроектированию личности, – говорит Ольга Владимировна. – Профессиональное самоопределение обучающихся мы связываем с такой организацией профориентационной работы в школе, которая будет направлена не на выбор профессии, а на подготовку к профессио­нальной деятельности на основе актуализации человеческого ресурса: мотивации, способностей, воли, социального интеллекта. Речь идет прежде всего о необходимости развития творческих способностей, навыков и умений ребят, в том числе через проф­ориентационную направленность уроков.



Путешественник Павел Ситников рассказал о семейном туризме в Тюменской области

26 ноября

Тюмень примет Национальный форум информационной безопасности в апреле 2025 года

26 ноября