Мальчик из секрета
Далее в сюжете: «Пятерки» ради мамы
Дорогие читатели! Представляем вам рассказ-воспоминание о маме и детских годах жизни режиссера из Финляндии, уроженки Ямала Анастасии Лапсуй, которая стала гостем редакции в рамках «Клуба от первого лица». Материал по его итогам ждите в ближайших номерах газеты.
Однажды с папой поехали в гости к бабушке.А когда вернулись в чум, нас ждала такая радость, которую до сих пор не могу забыть. Разве такое забывается? У нас появился маленький брат!
– Мама, где нашла?
– В лесу. По тундре бегал и совсем маленький.
– А как поймала?
– За ним очень быстро бежала. Вы же хотели брата? Теперь у вас есть младший брат. А когда вырастет, он станет хорошим охотником, вашим помощником и защитником.
Мы, три сестренки, позавидовали маме. Каждой из нас захотелось иметь своего такого же красивого собственного сына. Взяли одежду, пошли искать тот волшебный лес, где вместе с рыбами, оленятами, лисятами, птичками-невеличками живут, бегают маленькие голенькие мальчики и девочки.
Проблуждав и продрогнув, вечером вернулись по своим же следам.
– Мама, покажи нам дорогу, – затребовали мы.
– Дорога волшебная. Обратно я спешила, чтоб злые духи не похитили душу малыша и лесная лохматая ведьмушка Парнэко, которая всякому красивому завидует, не налетела, не вырвала его из моих рук. Ох, и бежала же я! Дорогу не разбирала, мчалась к чуму, только крепко мальчика прижимала к себе. О вас думала, брата вам несла. Да и сама сейчас не припомню дорогу. Помню только, через лес шла, потом широкая река была…
И мы приуныли. И всегда мешают людям эти невидимые бестелесные. А лесная ведьмочка Парнэко везде ивсюду свой немытый нос сует. Чтоб мы забыли свою грусть, мама предложила:
– Давайте над головой нашего мальчика повесим куропачью лапку и пожелаем, когда станет взрослым охотником, был быстроногим, как куропатка.
В люльку положили спички. Спички – частица души Ту Хада – Бабушки Огонь. Ту Хада – добрая хранительница семьи. Все любят ее. Люди не ковыряют чувал, не плюют в него, мусор не кидают. Острые предметы не бросают в огонь, чтоб бабушке Ту Хада глаз не про-ткнуть. Нельзя ее обижать, как выжить в тундре без огня? Холодно. Ветер и мороз под ручку гуляют, так и норовят за нос и щеки ущипнуть.
Затем мама из своего мешочка для рукоделий достала красивый овальный камушек. Положила на дно люльки нашего братика. Этот камушек во всех наших колыбельках побывал. Она в детстве слышала от своей мамы предание, что в каждую детскую люльку надо класть камушек, чтоб младенец спину земли не проломил. Потом, через многие годы, когда мы сами, три сестры, стали мамами, тот самый камушек в люльках наших детей по очереди побывал. Спину земли и от них берег. А тогда, сеяр, металлическую дугу над люлькой брата установили и закрыли цветастым платком, чтоб раньше времени наш малыш не увидел луну, а то косоглазие с ним случится.
В ту зиму с девочками-соседками часто бегали по тунд-ре, искали дорогу в волшебный лес. В долгих поискахтеряли вещи, взятые для младенцев, хотя перед выходом из чума бабушки из стойбища не раз твердили нам, что ничего нельзя забывать в тундре.
– Когда долго носишь вещь, она больше и крепче наполняется дыханием, теплом, становится частью тела. И я вложила свою душу и любовь в каждый шов при шитье, – говорит мне мама. – А невидимые хитрюги – воришки лешие, неусып-ные лесные, под кочками сидящие, дневного света боящиеся, только и ждут, чтоб хотя выдернуть одну шерстинку с потерянной ребяческой меховой одежды, на которой, может, и притаилась еще неокрепшая ваша детская душа.
Тундровые мамы целомуд-ренно умалчивают, откуда приходят дети. Этот секрет, повзрослев, дети сами узнают.
А пока, до поры до времени, секрет рождения остается таинственной загадкой для маленьких тундровиков.
Ранее в сюжете