Пусть семена дадут добрые всходы!
Семья – это ценность, которую человечество пронесло сквозь тысячелетия, это сосредоточение духовности, любви, гармонии. Она призвана дать человеку смысл жизни и вызвать в нем высокие чувства. Но в современном обществе, особенно европейском, таких семей практически уже нет. Почему? Ответ редакция намерена найти в беседах с психологом Олегом Казакбаевым, руководителем Тюменского креативного центра «Санга». Он является приверженцем ведической культуры и участником проекта «Психология третьего тысячелетия», возглавляемого Олегом Гадецким.
«Санга» переводится с санскрита как «общение», «погружение в осознанное общение», «осознанное движение». Центр дает людям знания современной западной психологии вкупе с ведической философией, как человек может в этом мире правильным образом найти и реализовать себя.
– Откуда идут корни у ведической культуры? Из древней Индии или от славян?
– Сказать сложно. Это одна из древних культур, не имевшая национальных признаков и ставшая прародительницей современных религий. Современники судят о ней по тому, что сохранилось в древнеиндийских писаниях. В переводе с санскрита «веда» – значит «знание», славянское «ведать» – значит «знать».
Я изучаю культуры разных народов мира – славянскую, мусульманскую. Ценности, которые мы проповедуем, содержатся во всех культурах. Сама психология как наука возникла потому, что в семьях начались проблемы.
На Востоке не найдешь психологов – эту роль выполняет бабушка, дедушка, священник. Я сам родился в семье с мусульманскими традициями, лет в пятнадцать начал изучать Коран, позже – священные писания других народов.
В ведических текстах увидел многое из тех ценностей, которые обозначены в разных религиях. Но религия и духовность – для меня не одно и то же. Религия – скорее набор предписаний, духовность – состояние сердца. Люди, живущие духовной жизнью, всегда могут между собой договориться, но не всегда договариваются приверженцы разных религий.
– Чем отличаются подходы к институту семьи с позиций традиционной психологии и ведической культуры?
– По мнению специалистов западной психологии, проблемы современных семей выражаются в раннем вступлении в брак, бытовой неустроенности, супружеской неверности, низкой репродуктивной функции, слабом воспитательном потенциале, злоупотреблении спиртными напитками, психологической несовместимости и так далее.
На наш взгляд, это не причины, а следствия. Все перечисленное происходит из-за сделанных в самом начале ошибок. Мы считаем основными причинами отсутствие образования и духовности.
Дети не получают представления о том, как строить семью. Лет сто-двести назад воспитательную функцию играла семья в составе мамы, папы, бабушки, дедушки. Большой коллектив близких родственников вкладывал в сознание детей ценности семьи, в первую очередь нравственные.
В учреждения детей отдают для того, чтобы родители могли свободно строить карьеру и зарабатывать деньги. Для детей это не суть важно. Им важно чувствовать теплые отношения в семье. Если этого нет, в их сознание вкладывается уже неправильная модель поведения. Впоследствии они будут копировать родителей и строить отношения на тех же принципах.
Но для меня более важной причиной видится отсутствие духовности и нравственности вообще. Если человек хочет создать семью, подразумевается, что это должно быть счастьем. Ему нравится чувство полета, фейерверка.
Когда он вступает в брачные отношения, реальность оказывается другой. По одной простой причине: он хочет быть счастливым сам. Это называется эгоизм. Им, к сожалению, пронизано сейчас все общество. Настоящая любовь – это когда готов пожертвовать комфортом ради другого человека.
– Будет ли счастлив другой, если я несчастен?
– В моей жертве и будет счастье, потому что таково мое служение. Если вступаю в отношения, значит, принимаю ответственность на себя. Вступаю в отношения не для того, чтобы самому быть счастливым. Семьи и распадаются из-за потребительского отношения друг к другу. В современном обществе люди собираются жить вместе для достижения личных результатов.
– Это рыночная экономика так людей настроила?
– Сейчас в обществе отсутствуют понятия об ответственности в семье. Неудивительно, что именно в начале 90-х годов появилось много бизнес-вумен. Они пошли в чем-то против женской природы. У мужчин в свое время отобрали идею. В СССР была цель – построить коммунизм, была идея, что, придя к нему, все станем счастливыми. Сейчас они не знают, куда двигаться.
Мужчина живет большой идеей. Он не может жить меркантильными интересами. Что стали делать мужчины? Спиваться, употреблять наркотики, стали бросать семьи. Женщины должны кормить детей. Они быстрее адаптировались в новом мире.
Но ко мне приходит много женщин, которые зарабатывают хорошие деньги и все же чувствуют себя несчастными. Они не реализуют главную потребность – быть под защитой мужчины.
– А может, счастливые люди просто не обращаются к психологам?
– В России счастливых людей вообще мало. Хотя по количеству людей, ощущающих
себя счастливыми, Тюмень в рейтинге заняла второе место после Грозного, за ней следует Казань.
Грозный и Казань – духовные центры, там люди строят отношения на основе традиций и бьют тревогу, когда в семье начинаются проблемы. Пытаюсь понять, по каким критериям тюменцы оценивают себя как счастливые. Может, молодежи у нас много. В этом возрасте человек обычно счастлив.
– Вернемся к тому, что ведический подход к семье – это правильный путь?
– Я не стану так утверждать. Просто ведическая культура проверена веками и тысячелетиями, и мы можем применять это в жизни, выстраивать более эффективные взаимоотношения. Могу привести примеры происходящего на моих глазах, сам это практикую, по крайней мере, пытаюсь, насколько могу.
Ведическая культура рекомендует обязательно иметь семью. Говорится, что мужчина может проявить себя только в двух ипостасях – монах и домохозяин.
Первый отдает всю жизнь служению Богу в монастыре. Второй – семейный человек. В ведическом обществе не существовало неженатых людей. На холостых смотрели как на безответственных, не желающих нести семейные обязанности. Им рекомендовалось серьезно подумать над этим. Семья – это основа общества – в экономическом, социальном, политическом смысле. Она воспитывает детей, дает трудовые ресурсы. Неженатым рекомендовалось идти в монастырь. Монах тоже находился в семье – в семье таких же монахов.
– Может ли повлиять на ребенка пример других родителей, увиденный в детском саду?
– Воспитание личности на 80 процентов дает семья. Глубокая ошибка – думать, что детский сад или школа его заменит.
Если в доме все дерганые, беспокойные, значит, у мамы проблемы. Если дети угрюмые, значит, отец не приносит в дом радость. Если отца нет, то тогда старший в семье.
В ведической культуре считается, что семья дает самое высокое счастье или самые глубокие страдания. Развод по уровню стресса стоит у психотерапевтов на первом месте, опережая даже смерть близкого человека. Потому что на партнера человек возлагал какие-то надежды, что-то они пережили совместно, и особенно если есть ребенок, развод – очень большая трагедия. Поэтому люди должны стараться сохранять семью, и сохранять правильно, то есть двигаться дальше. Согласен, всякое бывает, но можно работать над собой, а не ждать, что изменится другой. У каждого есть позитивные и негативные качества, и если начнем работать, какие-то маленькие шаги навстречу друг другу делать, можно изменить ситуацию, добиться больших результатов.