Денежная реформа Сокольникова
Денежная реформа наркома финансов Григория Сокольникова вызвала живой читательский интерес, о чем свидетельствуют поступающие в редакцию вопросы. В связи с этим имеется необходимость несколько подробнее осветить эту тему, тем более что совсем рядом находятся две даты: 11 октября, 90 лет назад, началась денежная реформа, а 27 ноября исполняется 90-летие со дня выпуска золотого червонца.
11 октября 1922 года Совнарком РСФСР издал Декрет «О предоставлении Госбанку права выпуска банковых билетов», согласно которому достоинство новых билетов, выпускаемых в золотом исчислении, выражалось в червонцах. Государственному банку давалось право выпускать в обращение банковые билеты (червонцы) номиналами в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Эти бумажные червонцы выпускались для нужд хозяйственного оборота в целях урегулирования денежного обращения. Один червонец приравнивался к 10-рублевой монете дореволюционного чекана и содержал 1 золотник 78,24 доли чистого золота (7,74234 грамма).
Золотые червонцы вводились в обращение параллельно с обесценивающимися совзнаками. Нарком финансов объяснял это так: «Падающая валюта (совзнаки) служит исключительно средством обращения (циркуляции). Валюта устойчивая одновременно выполняет функции накопления и дает возможность образования кассовых резервов, задерживается, выходит из обращения и снова вступает в него в определенный момент…»
Конкретные меры по стабилизации денежного хозяйства сопровождались ожесточенными дискуссиями, что нашло отражение даже в «финэпиграмме» пролетарского поэта Демьяна Бедного: «Рубль очень нервенный у нас». Сам Григорий Сокольников неустанно разъяснял в печати необходимость и суть принимаемых мер.
Только в октябре 1922 года нарком финансов выступал в печати трижды – 3, 6 и 15 октября, в том же месяце – с инструктивным докладом для ответственных работников, на II Всероссийском съезде финработников.
Постоянные нападки не смущали его, он производит впечатление врача, который знает, что делать, чтобы больной выздоровел. Суть реформы Сокольников выразил в одной из своих статей: «Государство может реально влиять на рыночный курс золота, бороться против капризов золотого курса мерами валютной политики (организация фондовых бирж, регулирование валютных операций, кредит) и прямой валютной интервенцией. При этом государство должно опираться на материалы, данные ему статистическим исследованием рыночной конъюнктуры…
Навязать рынку декретным путем официальный курс расценки бумажных денег – вещь невозможная; тот, кто это предлагает, показывает, что не понял разницы между эпохой красного экономического террора по отношению к рынку («военный коммунизм») и эпохой государственного капитализма, исходящего из факта товарного рынка…»
Оценивая позицию тех, кто выступал за расширение эмиссии, он говорил: «Надо выбирать: либо мы хотим дальше вести совершенно беспрепятственно процесс ликвидации нашей государственной промышленности, и тогда мы можем сколько угодно пошаливать по эмиссионной части, либо мы должны, ясно отдавая себе отчет, к каким последствиям это ведет, бороться за максимально возможную стабилизацию рубля».
Сам Сокольников вспоминал, что «еще несколько месяцев назад, когда мы говорили о возможности стабилизации бумажного рубля, это не встречало ничего, кроме весьма веселого к себе отношения». Даже дизайн появившихся в ходе реформы денег выгодно отличается от тех дензнаков, что до этого наводнили рынок. 26 октября 1922 года вышло постановление Совнаркома РСФСР, которое предписывало выпускать Наркомату финансов золотые монеты, номинал которых выражался в червонцах, но их чекан начался только в следующем году. Золотые червонцы РСФСР чеканились в 1923–1924 годах, хотя все они датированы 1923 годом. Всего было изготовлено 2 751 200 штук монет. Именно с этого времени за денежными знаками в 10 рублей закрепилось название «червонец», которое распространилось и на выпуски дореволюционных денежных знаков.
В газетах (в том числе и Тюменской губернии) стали привычными сообщения о котировке золотой монеты. Там, где еще недавно и не помышляли ни о чем, кроме товарного обмена, экономическая жизнь показывала все симптомы к выздоровлению.