Ишимские искусницы
Глубокая осень. Непогодь берет верх над безмятежной благодатью, ласкающей взор своей солнечно-охристой палитрой красок. Самое время бывалым рукодельницам заготавливать теплые вещицы впрок, а молодым – перенимать опыт нехитрого на первый взгляд рукотворья.
Мастерица ковровой вышивки
Теплые шерстяные ковры уже много лет вышивает жительница Ишима Валентина Желтышева. Творчество придает ей здоровья и сил. Никто не верит, что рукодельница девятый десяток уже разменяла. Впрочем ее приятная внешность – результат здорового образа жизни, позитивного настроя и отличной трудовой закалки. Военное детство, по воспоминаниям Валентины Андреевны, было насыщено «работой до седьмого пота»:
– Папа прошел всю войну. Был связистом. Часто в мирное время вспоминал, как особенно тяжело им пришлось налаживать связь под Старой Руссой... Вернулся он летом сорок пятого в звании ефрейтора. Думаю, его мамина любовь спасла. Вместе они прожили шестьдесят три года. Во время войны мама работала строгальщиком на механическом заводе, а мы были под присмотром бабушки Анастасии. Она и научила нас рукоделию. День начинался в пять утра. Корову подоим и по ягоды пешком пойдем. Ох, и вкусной клубники в дом приносили! Лепешки с ароматной ягодой стряпали. Наша семья никогда не голодала: сажали много картошки, солили двенадцативедерные кадки огурцов, заливая их для похрустывания колодезной водой. Еще солили впрок грузди, капусту.
В чем секрет долголетия собеседницы? Оказывается, с детских лет в ее рационе присутствуют разнообразные травы: тысячелистник, пижма, лабазник, душица...
С шестнадцати лет Валентина начала трудиться белошвейкой в артели Крупской.
– Шей! И кусок хлеба будет! – наставляла ее мама, передавая свое умение.
Работала девушка кропотливо и честно. Начинала ученицей мастера по пошиву верхнего платья и пальто, а свою 35-летнюю трудовую деятельность завершила в должности бригадира пятого разряда в одном из ишимских ателье.
Создав семью, шила для двух сыновей и мужа, успевала вышивать крестиком и вязать. Искусство ковровой вышивки освоила с легкой руки свекрови Анны Алексеевны. Уж очень увлекательным дело оказалось!
Тогда крепкий ковровый холст получается равномерно растянутым для ровного прокладывания стежков.
Уже девять чудо-ковров крестиком расшила Валентина Андреевна. Разлетелись они по Ишиму, Тюмени, Сочи.
Самобытная сибирская мастерица выполняет ковры в соответствии с общими особенностями, присущими данному виду декоративно-прикладного искусства. Во всех ее работах – заполненность рисунком, узорная разработка фона и его включение в общий орнамент. Для рукотворья использует только шерстяные нитки.
Три ковровых изделия украшают горницу мастерицы и по сей день. Ее творческий огонек с годами только разгорается. Сколько замечательных цветов с помощью крючка выполнила умелица. Развешанные по чисто выбеленным стенам смотрятся они настоящими мотыльками-бабочками.
Две ишимские правнучки Кристина и Арина от любимой бабули ни на шаг. Она для них фея и кудесница. Из Франкфурта-на-Майне сын со снохой, внучкой Аней и правнучкой Алисой ко всем праздникам дорогому и любимому человеку весточки шлют, звонят и всякий раз новой встречи ждут.
Не сидит Валентина Андреевна без дела. То по хозяйству хлопочет, заготавливая по стародавним рецептам соленье-варенье, на зиму приусадебный участок прибирает, с лесными дарами природы лихо управляется. И каждый день обязательно минутку для творчества улучает. Мастер золотые руки, снискавшая массу дипломов на областных конкурсах декоративно-прикладного творчества, руко-творьем гордится, людей уважает да и себя в обиду не дает. А значит, много ковровых полотен еще расцветит она добротой, мудростью, тонкими витиеватыми изгибами четких линий и сказочными цветовыми решениями.
Рушник на счастье
Тем, кто затевает свадебное пиршество осенней порой (по русским традициям), небезынтересно познакомиться с ишимской рукодельницей Людмилой Яценовой. От души с чистыми светлыми помыслами творит она незаменимые атрибуты торжеств, украшая полотенечное белоснежье тончайшими орнаментальными мотивами. Выполняет их по канве мельчайшим крестиком, используя исключительно мулине. Цветовое решение работ – самое разнообразное. Преобладают, разумеется, традиционные для рушников красно-черные тона, но творит и охристыми, и лиловыми.
Мечтает мастерица излюбленные маки в новую работу «поселить». Нет еще вышитых вьюнков в полувоздушном обрамлении. Все еще будет! Замыслов, желания и заготовленных мотивов из специальных журналов – хоть отбавляй.
Людмила Ивановна основательно подходит к выбору всего рушникового узорья, тщательно выбирает и выстраивает фрагменты, чтобы сохранить легкость и изящность вышитого рисунка. Обрамляет изделие вязаным кружевом. Причем кружевной рисунок в работах органично дополняет или повторяет какой-либо фрагмент вышитого. И получаются у ишимской мастерицы настоящие произведения искусства! Ценят их не только тюменцы. Рушники Людмилы Ивановны украшают быт немцев и поляков.
Расцвет ее творчества пришелся на период заслуженной пенсии. Штукатур-маляр отделочник (по основной своей профессии) улучала минутки для вязания крючком, вышивки скатертей, воспитывая сына с дочерью. Навыкам шитья обучилась еще в родительской семье, в коей шестеро деток росли. Старшая Нина всех обшивала и сестер к рукотворью пристрастила.
Стены родного дома, в котором мастерица живет и по сей день, помогают. Ежедневно после домашних хлопот стремится заняться любимой вышивкой. Иначе, считает, день зря прошел. Вышивает не в суете: ни тебе больших спешных стежков, ни резких поворотов в работе. Даже обратная сторона изделия исключительно чистой получается. В каждом рушнике с обеих сторон рисунок одновременно высчитывает и крестиком заполняет. Одаривает искусница рушниками знакомых и близких, выполняет и на заказ.
В Доме национальных культур и ремесел участвует во всех выставках прикладного творчества, была и персональная. Третьеклассница Настенька, внучка искусницы, мечтает всеми секретами волшебной вышивки овладеть.
Неумолимо бежит время, но над многовековыми ценностями русского народа не властны годы. Исконно русское рукоделие всегда свежо, молодо и устремлено в будущее.