Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Дети, в школу собирайтесь...

Культура, 00:01, 31 октября 2012, Оксана КОСТКО
Слушать новость
Дети, в школу собирайтесь... . .

Те, кто вспомнит из полотен на школьную тему только одну картину «Опять двойка!», репродукция которой публиковалась в учебниках прошлых лет, могут поставить себе эту самую оценку – на протяжении всей истории человечества, во всяческих техниках и материалах художники изображали процесс получения знаний.

В фондах музея изобразительных искусств хранятся парные гравюры, напечатанные в Англии в 1790 году. В Тюмень они попали в 1958-м из Государственного Эрмитажа.

Первая носит не очень оптимистичное название – «Черный понедельник, или Проводы в школу». В комнате много народа и все суетятся, собирая в дорогу двух мальчиков. Тот, что постарше, утешает себя мыслью о встрече с друзьями, зато младшего от горьких слез не спасает даже гостинец, собранный на дорогу сестрой – корзинка с яблоками и сладкий пирог. Ведь его забирают от мамы! Старшего наставляет нянька или бабушка: мол, невежда не сможет обладать хорошей репутацией. Слуга помогает запаковывать дорожный сундучок.

И высокие чепцы на дамских головах, и самовар, по форме напоминающий античную вазу, и поднос со снедью на столике у окна – олицетворение домашнего уюта и теплого мирка, который приходится покидать школярам.

Вторая гравюра, «Возвращение из школы», демонстрирует радостную встречу после долгой разлуки. Те же домочадцы вышли на улицу, толпятся в дверном проеме и на крыльце. Малыш прижался к маме, пока старшая сестра, нагнувшись, осыпает его мордашку поцелуями. В порыве он не обращает внимания на упавшую с головы шляпку. Зато старший степенно подходит к дому навстречу протянутой для приветствия материнской руке, он уже «английский денди», сдержан и благовоспитан. Зато лохматый пес задорно скачет у его ног. Кучер, еще не расставшийся с кнутом, несет к дому уже знакомый сундучок и связку книг.

На мальчиках школьная форма, строгие камзолы контрастно смотрятся на фоне пышных дамских платьев и париков. И все же их лица и движения немного похожи на «кукольных» фарфоровых собратьев, что выпускала Мейсенская мануфактура в Германии. Они все еще во власти галантного ХVIII века, но уже предвосхищают романтическое новое столетие. Поэтому их образы так искренни, взволнованно облагорожены, отчего вся сцена, по сути обыденно-семейная, превращается в значимое событие. Это ощущает в день 1 сентября любая семья, в которой есть дети школьного возраста, особенно первоклашки.
История сохранила имя одного из таких печатников.

Работая в партнерстве с Биггом, Джон (Джонатан) Джонс (1745–1797) в технике меццо-тинто (черная манера) кропотливо воспроизводит каждый участок работы, чтобы градации света и тени, напоминающие черно-белую фотографию, точно отобразили первоначальный замысел. Колдуя над медной доской, подвергая ее механическому и кислотному воздействию, выглаживанию, он словно предвидел результат в контрастном варианте, как будет выглядеть оттиск на бумаге.

Давление пресса во время печатания тиража постепенно портило доску, и хотя гравюра – произведение тиражное, стоимость такой вещи на аукционах в настоящее время доходит до двух тысяч евро в силу редкости подобных листов.

Существуют как черно-белые, классические листы, так  и подсвеченные с помощью акварели. К сожалению, и сама бумажная основа – очень хрупкий и нежный материал, она разрушается даже от действия света. Поэтому большую часть времени старые гравюры проводят в запасниках музея.

Те, кто вспомнит из полотен на школьную тему только одну картину «Опять двойка!», репродукция которой публиковалась в учебниках прошлых лет, могут поставить себе эту самую оценку – на протяжении всей истории человечества, во всяческих техниках и материалах художники изображали процесс получения знаний.

В фондах музея изобразительных искусств хранятся парные гравюры, напечатанные в Англии в 1790 году. В Тюмень они попали в 1958-м из Государственного Эрмитажа.

Первая носит не очень оптимистичное название – «Черный понедельник, или Проводы в школу». В комнате много народа и все суетятся, собирая в дорогу двух мальчиков. Тот, что постарше, утешает себя мыслью о встрече с друзьями, зато младшего от горьких слез не спасает даже гостинец, собранный на дорогу сестрой – корзинка с яблоками и сладкий пирог. Ведь его забирают от мамы! Старшего наставляет нянька или бабушка: мол, невежда не сможет обладать хорошей репутацией. Слуга помогает запаковывать дорожный сундучок.

И высокие чепцы на дамских головах, и самовар, по форме напоминающий античную вазу, и поднос со снедью на столике у окна – олицетворение домашнего уюта и теплого мирка, который приходится покидать школярам.

Вторая гравюра, «Возвращение из школы», демонстрирует радостную встречу после долгой разлуки. Те же домочадцы вышли на улицу, толпятся в дверном проеме и на крыльце. Малыш прижался к маме, пока старшая сестра, нагнувшись, осыпает его мордашку поцелуями. В порыве он не обращает внимания на упавшую с головы шляпку. Зато старший степенно подходит к дому навстречу протянутой для приветствия материнской руке, он уже «английский денди», сдержан и благовоспитан. Зато лохматый пес задорно скачет у его ног. Кучер, еще не расставшийся с кнутом, несет к дому уже знакомый сундучок и связку книг.

На мальчиках школьная форма, строгие камзолы контрастно смотрятся на фоне пышных дамских платьев и париков. И все же их лица и движения немного похожи на «кукольных» фарфоровых собратьев, что выпускала Мейсенская мануфактура в Германии. Они все еще во власти галантного ХVIII века, но уже предвосхищают романтическое новое столетие. Поэтому их образы так искренни, взволнованно облагорожены, отчего вся сцена, по сути обыденно-семейная, превращается в значимое событие. Это ощущает в день 1 сентября любая семья, в которой есть дети школьного возраста, особенно первоклашки.
История сохранила имя одного из таких печатников.

Работая в партнерстве с Биггом, Джон (Джонатан) Джонс (1745–1797) в технике меццо-тинто (черная манера) кропотливо воспроизводит каждый участок работы, чтобы градации света и тени, напоминающие черно-белую фотографию, точно отобразили первоначальный замысел. Колдуя над медной доской, подвергая ее механическому и кислотному воздействию, выглаживанию, он словно предвидел результат в контрастном варианте, как будет выглядеть оттиск на бумаге.

Давление пресса во время печатания тиража постепенно портило доску, и хотя гравюра – произведение тиражное, стоимость такой вещи на аукционах в настоящее время доходит до двух тысяч евро в силу редкости подобных листов.

Существуют как черно-белые, классические листы, так  и подсвеченные с помощью акварели. К сожалению, и сама бумажная основа – очень хрупкий и нежный материал, она разрушается даже от действия света. Поэтому большую часть времени старые гравюры проводят в запасниках музея.



В Тюмени выступила популярная певица Марина Бриз

16 апреля

Фестиваль «Студенческая весна» в Тюмени завершился ярким гала-концертом

16 апреля