×
В социальных сетях
В печатной версии

Дети, в школу собирайтесь...

31.10.2012
00:01
Дети, в школу собирайтесь... .Те, кто вспомнит из полотен на школьную тему только одну картину «Опять двойка!», репродукция которой публиковалась в учебниках прошлых лет, могут поставить себе эту самую оценку – на протяжении всей истории человечества, во всяческих техниках и материалах художники изображали процесс получения знаний. В фондах музея изобразительных искусств хранятся парные гравюры, напечатанные в Англии в 1790 году. В Тюмень они попали в 1958-м из Государственного Эрмитажа. Первая носит не очень оптимистичное название – «Черный понедельник, или Проводы в школу». В комнате много народа и все суетятся, собирая в дорогу двух мальчиков. Тот, что постарше, утешает себя мыслью о встрече с друзьями, зато младшего от горьких слез не спасает даже гостинец, собранный на дорогу сестрой – корзинка с яблоками и сладкий пирог. Ведь его забирают от мамы! Старшего наставляет нянька или бабушка: мол, невежда не сможет обладать хорошей репутацией. Слуга помогает запаковывать дорожный сундучок. И высокие чепцы на дамских головах, и самовар, по форме напоминающий античную вазу, и поднос со снедью на столике у окна – олицетворение домашнего уюта и теплого мирка, который приходится покидать школярам. Вторая гравюра, «Возвращение из школы», демонстрирует радостную встречу после долгой разлуки. Те же домочадцы вышли на улицу, толпятся в дверном проеме и на крыльце. Малыш прижался к маме, пока старшая сестра, нагнувшись, осыпает его мордашку поцелуями. В порыве он не обращает внимания на упавшую с головы шляпку. Зато старший степенно подходит к дому навстречу протянутой для приветствия материнской руке, он уже «английский денди», сдержан и благовоспитан. Зато лохматый пес задорно скачет у его ног. Кучер, еще не расставшийся с кнутом, несет к дому уже знакомый сундучок и связку книг. На мальчиках школьная форма, строгие камзолы контрастно смотрятся на фоне пышных дамских платьев и париков. И все же их лица и движения немного похожи на «кукольных» фарфоровых собратьев, что выпускала Мейсенская мануфактура в Германии. Они все еще во власти галантного ХVIII века, но уже предвосхищают романтическое новое столетие. Поэтому их образы так искренни, взволнованно облагорожены, отчего вся сцена, по сути обыденно-семейная, превращается в значимое событие. Это ощущает в день 1 сентября любая семья, в которой есть дети школьного возраста, особенно первоклашки.История сохранила имя одного из таких печатников. Работая в партнерстве с Биггом, Джон (Джонатан) Джонс (1745–1797) в технике меццо-тинто (черная манера) кропотливо воспроизводит каждый участок работы, чтобы градации света и тени, напоминающие черно-белую фотографию, точно отобразили первоначальный замысел. Колдуя над медной доской, подвергая ее механическому и кислотному воздействию, выглаживанию, он словно предвидел результат в контрастном варианте, как будет выглядеть оттиск на бумаге. Давление пресса во время печатания тиража постепенно портило доску, и хотя гравюра – произведение тиражное, стоимость такой вещи на аукционах в настоящее время доходит до двух тысяч евро в силу редкости подобных листов. Существуют как черно-белые, классические листы, так  и подсвеченные с помощью акварели. К сожалению, и сама бумажная основа – очень хрупкий и нежный материал, она разрушается даже от действия света. Поэтому большую часть времени старые гравюры проводят в запасниках музея.

Те, кто вспомнит из полотен на школьную тему только одну картину «Опять двойка!», репродукция которой публиковалась в учебниках прошлых лет, могут поставить себе эту самую оценку – на протяжении всей истории человечества, во всяческих техниках и материалах художники изображали процесс получения знаний.

В фондах музея изобразительных искусств хранятся парные гравюры, напечатанные в Англии в 1790 году. В Тюмень они попали в 1958-м из Государственного Эрмитажа.

Первая носит не очень оптимистичное название – «Черный понедельник, или Проводы в школу». В комнате много народа и все суетятся, собирая в дорогу двух мальчиков. Тот, что постарше, утешает себя мыслью о встрече с друзьями, зато младшего от горьких слез не спасает даже гостинец, собранный на дорогу сестрой – корзинка с яблоками и сладкий пирог. Ведь его забирают от мамы! Старшего наставляет нянька или бабушка: мол, невежда не сможет обладать хорошей репутацией. Слуга помогает запаковывать дорожный сундучок.

И высокие чепцы на дамских головах, и самовар, по форме напоминающий античную вазу, и поднос со снедью на столике у окна – олицетворение домашнего уюта и теплого мирка, который приходится покидать школярам.

Вторая гравюра, «Возвращение из школы», демонстрирует радостную встречу после долгой разлуки. Те же домочадцы вышли на улицу, толпятся в дверном проеме и на крыльце. Малыш прижался к маме, пока старшая сестра, нагнувшись, осыпает его мордашку поцелуями. В порыве он не обращает внимания на упавшую с головы шляпку. Зато старший степенно подходит к дому навстречу протянутой для приветствия материнской руке, он уже «английский денди», сдержан и благовоспитан. Зато лохматый пес задорно скачет у его ног. Кучер, еще не расставшийся с кнутом, несет к дому уже знакомый сундучок и связку книг.

На мальчиках школьная форма, строгие камзолы контрастно смотрятся на фоне пышных дамских платьев и париков. И все же их лица и движения немного похожи на «кукольных» фарфоровых собратьев, что выпускала Мейсенская мануфактура в Германии. Они все еще во власти галантного ХVIII века, но уже предвосхищают романтическое новое столетие. Поэтому их образы так искренни, взволнованно облагорожены, отчего вся сцена, по сути обыденно-семейная, превращается в значимое событие. Это ощущает в день 1 сентября любая семья, в которой есть дети школьного возраста, особенно первоклашки.
История сохранила имя одного из таких печатников.

Работая в партнерстве с Биггом, Джон (Джонатан) Джонс (1745–1797) в технике меццо-тинто (черная манера) кропотливо воспроизводит каждый участок работы, чтобы градации света и тени, напоминающие черно-белую фотографию, точно отобразили первоначальный замысел. Колдуя над медной доской, подвергая ее механическому и кислотному воздействию, выглаживанию, он словно предвидел результат в контрастном варианте, как будет выглядеть оттиск на бумаге.

Давление пресса во время печатания тиража постепенно портило доску, и хотя гравюра – произведение тиражное, стоимость такой вещи на аукционах в настоящее время доходит до двух тысяч евро в силу редкости подобных листов.

Существуют как черно-белые, классические листы, так  и подсвеченные с помощью акварели. К сожалению, и сама бумажная основа – очень хрупкий и нежный материал, она разрушается даже от действия света. Поэтому большую часть времени старые гравюры проводят в запасниках музея.

534Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Мероприятие состоится 20 июня в Литературно-краеведческом центре Тюмени.
Короткометражка «Хэллоу, Грозный» расскажет о европейце, попавшем в Чечню.
Четвертому уличному фестивалю литературы и искусства повезло с погодой.
Традиционный музыкальный фестиваль дарит зрителям возможность провести время на свежем воздухе в Тобольске, наслаждаясь прекрасными голосами оперных исполнителей и завораживающей музыкой.
Это уникальные столовые наборы, самовары из бересты, поделки, вырезанные из дерева, керамика, вышивка.
Здесь каждый смог попробовать себя в звонарном искусстве.
Молодой режиссер Юлия Вологжанина представила новый спектакль по Яну Фабру.
Премьера «Испанская баллада» под финиш сезона – современная, многоярусная, страстная.
Опрос
Сколько времени вам необходимо для полноценного отдыха?
Одна неделя
Две недели
Один месяц
Два месяца
Я могу трудиться без отпуска
Для меня отдых — это работа
Я все время отдыхаю

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное