Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

К 175-летию железных дорог России

30.10.2012
00:04
К 175-летию железных дорог России. None. В этом году железные дороги России отмечают 175-летие. Вспомним малоизвестные факты из истории отечественных железных дорог. > Первые сведения о рассмотрении в России проектов железных дорог относятся к самому началу XIX века. 19 сентября 1804 года англичанин Фауген привез из Лондона и передал заместителю министра морских сил России вице-адмиралу Павлу Чичагову проект чугунных дорог для перевозки тяжестей. К проекту были приложены модель чугунной дороги с повозками и чертежи дороги в натуральную величину. > 9 марта 1835 года Франц-Антон Герстнер, профессор геометрии и землемерного искусства, прибывший в Россию по приглашению начальника штаба корпуса горных инженеров Константина Чевкина для ознакомления с уральскими горными заводами, просит разрешить ему учредить общество с капиталом три миллиона рублей для сооружения железной дорог от Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска. Летом 1835 года разрешение было получено. > 15 апреля 1836 года вышли императорский Указ Сенату, Положение об учреждении общества для сооружения железной дороги от Петербурга до Царского Села и Павловска, а также Устав общества. СтроительствоЦарскосельской железной дороги началось. > Работы по строительству магистрали велись очень интенсивно. 30 октября 1837 года в 12 часов 45 минут ударил станционный колокол и поезд плавно отошел от платформы, а через 35 минут под аплодисменты и крики «ура» прибыл в Царское Село. Таким образом, торжественно открыли первую железную дорогу. > 1 мая 1820 года последовало высочайшее утверждение проекта об образовании школы кондукторов путей сообщения в Санкт-Петербурге, которая должна была готовить производителей работ, мастеров, а также писцов для департамента. > 16 июня 1865 года именным высочайшим Указом, данным правительствующему Сенату, главноуправляющему путями сообщения было присвоено название министра путей сообщения, а подведомственное ему управление стало именоваться Министерством путей сообщения. > 17 апреля 1869 года при мастерских Орловско-Грязской железной дороги было открыто первое ремесленное железнодорожное училище. > Первую пассажирскую линию конно-железной дороги соорудило Военное ведомство в 1872 году на участке Политехнической выставки по Неглинной, Тверской до Смоленского вокзала. > В 1883 году началось и через два года закончилось строительство дороги от Екатеринбурга до Тюмени. Управляющий дорогой Николай Островский заботился о том, чтобы все станции «удивляли своим видом». Архитектор железной дороги Екатеринбург – Тюмень Фомичев заранее обговаривал с ним каждый свой проект. > 28 июля 1886 года в связи с 300-летием города Тюмени и освящением железной дороги Тюмень посетил министр путей сообщения Константин Посьет. > Кроме Посьета, в Тюмени были министры (народные комиссары) путей сообщения Дзержинский, Бещев и Фадеев. > В 1887 году закончил Александровское реальное училище г. Тюмени по ул. Республики, 7 будущий нарком путей сообщения Леонид Красин (с 30 марта 1919 г. по 20 марта 1920 г.). > Первым министром путей сообщения был Павел Мельников (16.16.1865 – 20.04.1869), последним – Вадим Морозов (7.10.2003 – 9.03.2004). Дольше всех пост министра занимал Борис Бещев (5.06.1948 – 14.01.1977) и меньше всех – Георгий Тахтамышев (11.07.1917 – 24.07.1917). > 19 марта 1891 года во Владивостоке цесаревич Николай заложил первый камень великого Сибирского пути. > 1 января 1898 года Уральская железная дорога была переименована в Пермь-Тюменс­кую. > В 1913 году закончено строительство линии Тюмень – Омск. > 4 февраля 1925 года был принят в парк локомотивов Наркомата путей сообщения тепловоз ЭЭЛ2 – этот день считают началом тепловозной тяги на дорогах страны. > 17 мая 1934 года был учрежден значок «Почетному железнодорожнику». > Работники железнодорожного транспорта Тюменского и Ишимского отделений во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выполняли ответственные задания: – перевозка военнослужащих, оборонной продукции, эвакогоспиталей;– производство оборонной продукции: минометов, мин;– в Тюмени построили поезд-баню;– в Ишиме оборудовали бронепоезд «Патриот». > Весной 1959 г. в Тюмень пришли первые тепловозы ТЭ-3. > 1 августа 1959 года железнодорожникам Виктору Алексеевичу Петухову (г. Ишим) и Виталию Федоровичу Соснину (г. Тюмень) было присвоено звание Героя Социалистического Труда. > В помещении здания локомотивного депо Тюмень помещена мемориальная доска с именами Героев Социалистического Труда – железнодорожников Тюмени: Виталия Федоровича Соснина, Геннадия Андреевича Кичина и Виталия ПетровичаТарасова. > 4 августа 1975 г. первый поезд из Тюмени отправился в Сургут, а 28 декабря 1977 г. новая линия Тюмень – Сургут была включена в состав Свердловской железной дороги. > В 1980 году началась электрификация Тюменского отделения дороги на участке Богданович – Тюмень. > В 1967 году в Тюмени был открыт музей железнодорожников, который посетили: – в 1995 году – министр путей сообщения Фадеев;– в 1999 году – заместитель министра путей сообщения Морозов – будущий министр. > Почетными гражданами города Тюмени являются железнодорожники Посьет, Тарасов, Данкин и  Киричук. > 80 лет назад в СССР была введена новая специальная форменная одежда для железнодорожников. Приказом Народного комиссариата путей сообщения установлен и знак-эмблема: металлическая звезда с изображением паровоза с красной эмалью – для головного убора, скрещенный гаечный ключ и молот – для петлиц.

В этом году железные дороги России отмечают 175-летие. Вспомним малоизвестные факты из истории отечественных железных дорог.

> Первые сведения о рассмотрении в России проектов железных дорог относятся к самому началу XIX века. 19 сентября 1804 года англичанин Фауген привез из Лондона и передал заместителю министра морских сил России вице-адмиралу Павлу Чичагову проект чугунных дорог для перевозки тяжестей. К проекту были приложены модель чугунной дороги с повозками и чертежи дороги в натуральную величину.

> 9 марта 1835 года Франц-Антон Герстнер, профессор геометрии и землемерного искусства, прибывший в Россию по приглашению начальника штаба корпуса горных инженеров Константина Чевкина для ознакомления с уральскими горными заводами, просит разрешить ему учредить общество с капиталом три миллиона рублей для сооружения железной дорог от Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска. Летом 1835 года разрешение было получено.

> 15 апреля 1836 года вышли императорский Указ Сенату, Положение об учреждении общества для сооружения железной дороги от Петербурга до Царского Села и Павловска, а также Устав общества. Строительство
Царскосельской железной дороги началось.

> Работы по строительству магистрали велись очень интенсивно. 30 октября 1837 года в 12 часов 45 минут ударил станционный колокол и поезд плавно отошел от платформы, а через 35 минут под аплодисменты и крики «ура» прибыл в Царское Село. Таким образом, торжественно открыли первую железную дорогу.

> 1 мая 1820 года последовало высочайшее утверждение проекта об образовании школы кондукторов путей сообщения в Санкт-Петербурге, которая должна была готовить производителей работ, мастеров, а также писцов для департамента.

> 16 июня 1865 года именным высочайшим Указом, данным правительствующему Сенату, главноуправляющему путями сообщения было присвоено название министра путей сообщения, а подведомственное ему управление стало именоваться Министерством путей сообщения.

> 17 апреля 1869 года при мастерских Орловско-Грязской железной дороги было открыто первое ремесленное железнодорожное училище.

> Первую пассажирскую линию конно-железной дороги соорудило Военное ведомство в 1872 году на участке Политехнической выставки по Неглинной, Тверской до Смоленского вокзала.

> В 1883 году началось и через два года закончилось строительство дороги от Екатеринбурга до Тюмени. Управляющий дорогой Николай Островский заботился о том, чтобы все станции «удивляли своим видом». Архитектор железной дороги Екатеринбург – Тюмень Фомичев заранее обговаривал с ним каждый свой проект.

> 28 июля 1886 года в связи с 300-летием города Тюмени и освящением железной дороги Тюмень посетил министр путей сообщения Константин Посьет.

> Кроме Посьета, в Тюмени были министры (народные комиссары) путей сообщения Дзержинский, Бещев и Фадеев.

> В 1887 году закончил Александровское реальное училище г. Тюмени по ул. Республики, 7 будущий нарком путей сообщения Леонид Красин (с 30 марта 1919 г. по 20 марта 1920 г.).

> Первым министром путей сообщения был Павел Мельников (16.16.1865 – 20.04.1869), последним – Вадим Морозов (7.10.2003 – 9.03.2004). Дольше всех пост министра занимал Борис Бещев (5.06.1948 – 14.01.1977) и меньше всех – Георгий Тахтамышев (11.07.1917 – 24.07.1917).

> 19 марта 1891 года во Владивостоке цесаревич Николай заложил первый камень великого Сибирского пути.

> 1 января 1898 года Уральская железная дорога была переименована в Пермь-Тюменс­кую.

> В 1913 году закончено строительство линии Тюмень – Омск.

> 4 февраля 1925 года был принят в парк локомотивов Наркомата путей сообщения тепловоз ЭЭЛ2 – этот день считают началом тепловозной тяги на дорогах страны.

> 17 мая 1934 года был учрежден значок «Почетному железнодорожнику».

> Работники железнодорожного транспорта Тюменского и Ишимского отделений во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выполняли ответственные задания:

– перевозка военнослужащих, оборонной продукции, эвакогоспиталей;
– производство оборонной продукции: минометов, мин;
– в Тюмени построили поезд-баню;
– в Ишиме оборудовали бронепоезд «Патриот».

> Весной 1959 г. в Тюмень пришли первые тепловозы ТЭ-3.

> 1 августа 1959 года железнодорожникам Виктору Алексеевичу Петухову (г. Ишим) и Виталию Федоровичу Соснину (г. Тюмень) было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

> В помещении здания локомотивного депо Тюмень помещена мемориальная доска с именами Героев Социалистического Труда – железнодорожников Тюмени: Виталия Федоровича Соснина, Геннадия Андреевича Кичина и Виталия Петровича
Тарасова.

> 4 августа 1975 г. первый поезд из Тюмени отправился в Сургут, а 28 декабря 1977 г. новая линия Тюмень – Сургут была включена в состав Свердловской железной дороги.

> В 1980 году началась электрификация Тюменского отделения дороги на участке Богданович – Тюмень.

> В 1967 году в Тюмени был открыт музей железнодорожников, который посетили:

– в 1995 году – министр путей сообщения Фадеев;
– в 1999 году – заместитель министра путей сообщения Морозов – будущий министр.

> Почетными гражданами города Тюмени являются железнодорожники Посьет, Тарасов, Данкин и  Киричук.

> 80 лет назад в СССР была введена новая специальная форменная одежда для железнодорожников. Приказом Народного комиссариата путей сообщения установлен и знак-эмблема: металлическая звезда с изображением паровоза с красной эмалью – для головного убора, скрещенный гаечный ключ и молот – для петлиц.

1361Просмотров

Читать далее
В прямом эфире программы «Литературный четверг» - ответственный секретарь Ханты-Мансийского отделения Союза писателей России Игорь Ширманов
Счастье отцовства и материнства бесценно
Соединение эффективно против устойчивых микроорганизмов
Опрос
Какой вид обучения в школе вы выбрали бы для ребенка?
Традиционный, с посещением школы
Полностью дистанционный
Оба варианта приемлемы
Домашнее обучение
Надо смотреть по ситуации с заболеваемостью
Категорически против дистанционного обучения
Против получения знаний традиционным способом
Для выпускных классов нужно подготовить особый вариант обучения
Меня в принципе не устраивает система образования