Из глубины в зенит
Как Заводоуковск связан с космонавтикой
Далекая от космических трасс сибирская глубинка неразрывно связана с победами отечественной космонавтики. Вклад земляков в освоение космоса стал главной темой конференции «Наше наследие», состоявшейся в Заводоуковске.
Мероприятие проводится уже четвертый раз, а первая конференция прошла в год 20-летия местного музея. Заводоуковск оказался связан с космосом через воспитанников Первой Московской школы ВВС, которая была эвакуирована сюда в годы Великой Отечественной войны. Среди них космонавты Владимир Комаров и Лев Демин, о которых участникам конференции рассказал их товарищ по отряду космонавтов Александр Скворцов.
– Приятно видеть в зале молодежь, – отметил глава Заводоуковского городского округа Александр Анохин, – в обыденной жизни часто не замечаем того, что впоследствии становится нам очень дорого. Особенно ценно, что молодежь услышала информацию из первых уст, от непосредственных участников исторических событий. В истории страны существовал период, когда связь времен прерывалась, и хорошо, что сейчас появилась мода на знание своих корней.
Как сообщил директор Заводоуковского краеведческого музея Леонид Басов, основная цель конференции – глубокое изучение истории края. В год 225-летия Заводоуковской волости сотрудники музея планируют обратить внимание на становление местных органов государственной власти. В рамках освещения роли Сибири и Урала в развитии авиации и космонавтики музей планирует опубликовать переданные в его архивы материалы о директоре авиазавода № 499 Александре Москалеве. Именно этот завод, эвакуированный из Воронежа, стал первым предприятием, выпустившим серию ракетных истребителей БИ-2, так что Заводоуковску по праву приналежит звание родины отечественной реактивной авиации.
Герои космоса
Поблагодарив жителей Заводоуковска за сохранение исторической памяти, Александр Скворцов рассказал о своей «космической» судьбе. Молодому летчику в 23 года посчастливилось войти в состав третьего отряда космонавтов, пройдя жесточайший отбор. Достаточно сказать, что из полутора тысяч претендентов было отобрано 22 человека, но далеко не все из них совершили свой полет в космос. Тем не менее, весь отряд космонавтов участвовал в обеспечении космических полетов.
– Когда Владимир Комаров совершал свой роковой полет, мне доверили работать на пункте управления связью в Алма-Ате, – рассказал Александр Александрович, – его посадка состоялась как раз в мое дежурство. Тормозной парашют не вышел из контейнера, так как его сжало из-за высокого давления в кабине спускаемого аппарата. Кроме того, не отстрелилась теплозащита кораб-ля из-за того, что не сработали датчики. Комаров вышел на связь и доложил о ситуации. Он хорошо понимал, что его ждет, перегрузка при ударе о землю превысила 200 единиц.
Еще с одним ялуторовским выпускником Первой Московской школы ВВС Львом Деминым Александр Скворцов встречался на занятиях по теоретической подготовке. Следует отметить, что первых космонавтов капитально готовили и в таких дисциплинах, как геофизика. Сам Александр Александрович специализировался по геологии твердых ископаемых, Лев Степанович занимался океанографией. Кстати, его полет тоже был сопряжен с трудностями и он вернулся, не выполнив до конца задание. Космонавтика была и остается опасной профессией – из первого отряда космонавтов в живых осталось всего пять человек.
Связь с небом
Оказалось, что ее имеет сугубо земная и даже «подземная» Тюмень. Помимо широко известного участия авиаторов в освоении Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, через территорию области проходит самая настоящая космическая трасса.
При взлете ракет с космодрома Байконур их первые ступени приземляются в Уватском районе. До 90-х годов в районе поселка Богандинский размещались межконтинентальные ракеты, а основной продукцией моторного завода являлись авиационные и ракетные двигатели. Хотя былая слава авиационно-космической отрасли померкла, но помнить о ее достижениях необходимо – это наша гордость.
Кандидат исторических наук Татьяна Исламова рассказала на конференции о создании зала истории космонавтики, моторо- и ракетостроения в музее истории науки и техники Зауралья Тюменского нефтегазового университета. Его открытие состоялось 3 июля и было посвящено 50-летию создания моторного завода и 100-летию первого полета аэроплана над Тюменью. Значительную часть экспозиции, разместившейся в главном корпусе университета, составляют настоящие авиационные и ракетные двигатели, подаренные тюменскими моторостроителями.
Уникальные экспонаты предоставил музею энтузиаст истории космонавтики Павел Граков – собранные им в летопись документы включают более 60 тысяч страниц.
Но небесный контакт был не только мирным, о чем в своем докладе «Заводоуковск и ракеты «холодной войны» рассказал Леонид Басов. Оказывается, на заводе «Тюменьсельмаш» создавались кабины управления противовоздушных ракет С-75, одной из которых сбили под Свердловском в 1960 году самолет-шпион U-2 Френсиса Пауэрса. Кроме того, уроженцы Заводоуковска сбивали этими ракетами американские «Фантомы» в феврале и марте 1970 во время войны между Израилем и Египтом. Ручка управления одного из американских истребителей хранится в местном музее.
В этом году отмечается сразу несколько дат, связанных с
отечественной авиацией. 70 лет назад совершил первый полет ракетный истребитель БИ-2, тот самый, который во время войны строился в Заводоуковске.
75 лет назад состоялись три рекодных перелета через Северный полюс, которые связали нашу страну с Америкой и прославили на весь мир имена русских летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова. Об этом на конференции рассказал историк авиации Николай Чупиро, а сотрудник Заводоуковского музея Алексей Севостьянов напомнил о судьбе авиаконструктора Александра Москалева, работавшего здесь во время войны. В числе его достижений первый в мире самолет с дельтавидным крылом.
Встреча в редакции
Более подробный разговор об участии Александра Скворцова в космических программах состоялся в редакции газеты «Тюменская область сегодня». Поблагодарив сибиряков за сохранение исторической памяти, он обратил внимание на необходимость сохранения здания Первой Московской школы ВВС в Заводоуковске. Этот объект имеет ценность не только как региональный, но и как всероссийский памятник научно-технической истории. На примере учившихся там «спецов», многие из которых стали не только космонавтами, но военачальниками, разведчиками и просто достойными гражданами своей страны, нужно воспитывать подрастающее поколение. Да и туристы, узнав о «связи» Заводоуковска с космосом, наверняка решат завернуть сюда с федеральной трассы.
Говоря об отборе в космонавты, Александр Скворцов привел такие подробности медицинской комиссии, от которых становилось просто не по себе. Первых кандидатов в отряд «мучили» по полной, ведь у врачей тогда было мало информации о том, какие сюрпризы может приподнести космос. Представьте себе эксперимент «Большой корио-лис», представляющий собой получасовое вращение кресла в разные стороны с наклонами. Или вращение в центрифуге с 12-кратным ускорением – врачи потом извинялись перед первыми космонавтами за то, что «так их мучили». Время было суровое и вместе с тем между космонавтами царили по-настоящему дружеские отношения вне зависимости от того, удалось кому-то слетать в космос или нет.
По стопам отца пошли и его сыновья – космонавт Александр Скворцов и его брат Юрий, названный так в честь Гагарина, который стал военным летчиком. На просьбу раскрыть «тайну космического воспитания» Александр Александрович сказал: «Всегда был сторонником строгого воспитания на основе любви. Мать должна воспитывать в ребенке нежность и заботу, отец – смелось и готовность к самопожертвованию». Будем надеяться, что воспитанные так мальчишки долетят до Марса уже в этом столетии!
[gallery link="file" columns="8"]