Чтобы ровными были дороги
21 октября – День работников дорожного хозяйства
При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославич приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам. Это лишь один из любопытных фактов, связанных с историей развития дорог. Постоянный автор газеты Юрий Лысков выбрал самые интересные из них.
> В 1817 году все дороги России в соответствии с их важностью были разделены на четыре разряда, к первому разряду была отнесена дорога от Москвы до Санкт-Петербурга. Шоссе Москва – Санкт-Петербург было шириной в четыре сажени (сажень равнялась 2,13 метра).
> Борис Луцкой (1865–1920), русский конструктор, разработал в Германии «бензиновые моторы его системы с электромагнитным воспламенением». Им был создан автомобиль с небольшим, компактным и надежным двухцилиндровым двигателем собственной конструкции.
> Первый в России «самодвижущийся экипаж» построен фирмой Яковлева летом 1896 года. Это был автомобиль фирмы «Бенц».
> Первый чешский автомобиль, который сейчас называется «Татра», прежде именовался «Президент».
> Первые электромобили в России построили в 1899–1901 годах.
> Средство передвижения под названием кеб представляло из себя четырехколесное шасси с передними приводными колесами. Задние колеса управлялись с места водителя, сидящего за экипажной частью на ящике для аккумуляторных батарей.
> Первый советский автомобиль был собран 8 октября 1922 года. Он назывался «Руссо-Балт».
> Заводы, которые давали стране машины в 1928–1929 годах, назывались АМО, «Спартак» и ЯГАЗ.
> Первые два автомобиля ГАЗ-А создавались на пятиместном четырехдверном кузове типа фаэтон.
> Конструктора первых кузовов автобусов звали Эдвард Уильям Бок.
> Миусский завод (г. Москва) с 1926 по 1929 год выпустил 145 пожарных машин.
> Автомобильный дизель в стране был спроектирован в 1931 году. В 1932-м первые пять образцов изготовил завод «Возрождение» в городе Марксштадте (ныне Энгельс).
> Пионером работ по автомобильным газогенераторам был ленинградский профессор Валентин Наумов: в 1927 году он построил установку и испытал ее на грузовом автомобиле «Фиат-15-тер».
> Первыми моделями отечественных легковых автомобилей с несущими кузовами стали ГАЗ-20 и «Москвич-400».
> В 1950 году по сране курсировали модели автобусов ГАЗ-03-30-1373, ЗИС-8-16-2087, ЗИС-154-994, ЗИС-155-2 и 114 иномарок.
> В 1950 году была введена в эксплуатацию автомагистраль Москва – Симферополь.
> В период 1960–1965 годов перевозки грузов возросли в 1,9 раза, а грузооборот – в 1,85 раза. Автозаводы приступили к выпуску новых автомобилей более совершенной конструкции: ЗИЛ-130, ГАЗ-53, «Урал-375», МАЗ-500, КрАЗ-219.
> В январе 1969 года был утвержден Устав автомобильного транспорта РСФСР. Были учреждены отраслевые знаки «Отличник автомобильного транспорта» и «Почетный автотранспортник».
> С 1976 года к производству автомобилей приступил новый автозавод КамАЗ.
> Запуск завода в Тольятти и массовый в масштабах страны выпуск автомобилей «Жигули» не решили проблему острого дефицита личных автомобилей, потому что 90 процентов машин уходило за границу в обмен на поступающие оттуда товары.
> К 1980 году на карте России появились новые магистральные дороги: Москва – Волгоград – Астрахань, Астрахань – Элиста, Волгоград – Элиста, Вологда – Ленинград, Москва – Киев (через Брянск), Куйбышев – Уфа – Челябинск – Курган, Иркутск – Улан-Удэ – Чита и многие другие.
> Строительство дороги Свердловск – Тюмень завершилось к 1990 году.
> Первый автомобиль появился в Тюмени в 1913 году. Его привез из Англии Степан Колокольников.
> В Нижнем Тагиле в музее хранится велосипед конструктора Артамонова. Он знаменит тем, что в 1801 году Артамонов приехал с Урала в Санкт-Петербург на этом велосипеде на коронацию Александра I.
> В 1605 году Артемий Бабинов изыскал дорогу из Соликамска на реку Туру, сократив путь в Сибирь почти на 1000 км. Эта дорога около двухсот лет служила единственным путем из России в Сибирь, по которому ходила «соболиная и денежная казна и хлебные заказы».
> В 1902 году в России начал выходить журнал «Автомобиль». Его редактором стал Андрей Нагель, в прошлом фигурист и участник первой русской гонки моторов в 1898 году.