Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тепло и красота – дар сибирского ковра

Общество, 00:07, 18 октября 2012, Марина БЕЛОВА
Слушать новость
Тепло и красота – дар сибирского ковра. .

О традициях и возрождении ковроткачества на Тюменской земле говорят искусствоведы, ремесленники и студенты


В галерее традиционных промыслов на выставке «Тюменский ковер: традиции и современность» состоялась теплая встреча музееведов, старейших мастериц коврового промысла Тюмени и студентов академии культуры, искусств и социальных технологий.

– Студенты – будущие искусствоведы, им полезно пообщаться с людьми, которые создавали историю края, – говорит Лариса Чуфистова, директор центра прикладного творчества и ремесел. – В 1950–90-е годы двадцатого века Тюменская область славилась на весь Союз ковровыми фабриками, которые работали в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и Тюмени. Сегодня действует лишь Сибирская ковровая фабрика в Ишиме. Изделия ее мастеров не раз представляли на крупных выставках в Москве, Казани, Челябинске и других городах. Искусствоведов и зрителей восхищает цветовая палитра работ ишимских умельцев и то, что они сумели возродить промысел, ведь в России подобные фабрики исчезли.

Представленные на выставке ковры сотканы мастерами Сибирской ковровой фабрики по эскизам ведущих художников Московского научно-исследовательского института художественной промышленности (аналогичные ковры ткали и тюменские мастерицы, побывавшие в гостях у музееведов). Выставка популярна. В 2011 году ее посетило более пяти тысяч человек, нынче – более четырех тысяч. Как отметила Лариса Чуфистова, благодаря поддержке правительства Тюменской области и депутатов областной Думы сегодня в коллекции центра насчитывается 44 ковра. В начале следующего года планируют обновить экспозицию, представить изделия как  в махровой, так  и ворсовой, безворсовой, паласной технологиях.

На встрече мастера ковро-ткачества вспомнили эпизоды из истории тюменской фабрики, ее становления и развития. Многие работали здесь долгие годы, фактически с момента ее образования в 1948 году. «Жили скромно, но дружно и весело. Работа ладилась, девчонки славились веселым нравом. Пели в хоре, участвовали в спортивных и общественных мероприятиях. Ковры были очень популярны и востребованы. В лучшие годы на фабрике трудилось 300 человек – рассказывает одна из старейших и опытнейших мастериц Валентина Трофимовна Долганова.

Вспоминали бывшие коллеги и Тюмень, куда многие приехали из окрестных деревень. По их словам, в начале шестидесятых город был деревянным и небольшим – заканчивался в районе сквера Немцова. Фабрика находилась на берегу Туры. Общественного транспорта не было – на работу ходили пешком даже в ночную смену.

50-е годы искусствоведы считают золотым периодом коврового промысла в Тюменской области, когда мастерицы не просто ткали, но  и привносили собственные творческие элементы в рисунок ковра. Позже фабрика оказалась в ведении Института художественной промышленности, и изделия выполняли по эскизам художников.

О традициях и возрождении ковроткачества на Тюменской земле говорят искусствоведы, ремесленники и студенты


В галерее традиционных промыслов на выставке «Тюменский ковер: традиции и современность» состоялась теплая встреча музееведов, старейших мастериц коврового промысла Тюмени и студентов академии культуры, искусств и социальных технологий.

– Студенты – будущие искусствоведы, им полезно пообщаться с людьми, которые создавали историю края, – говорит Лариса Чуфистова, директор центра прикладного творчества и ремесел. – В 1950–90-е годы двадцатого века Тюменская область славилась на весь Союз ковровыми фабриками, которые работали в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и Тюмени. Сегодня действует лишь Сибирская ковровая фабрика в Ишиме. Изделия ее мастеров не раз представляли на крупных выставках в Москве, Казани, Челябинске и других городах. Искусствоведов и зрителей восхищает цветовая палитра работ ишимских умельцев и то, что они сумели возродить промысел, ведь в России подобные фабрики исчезли.

Представленные на выставке ковры сотканы мастерами Сибирской ковровой фабрики по эскизам ведущих художников Московского научно-исследовательского института художественной промышленности (аналогичные ковры ткали и тюменские мастерицы, побывавшие в гостях у музееведов). Выставка популярна. В 2011 году ее посетило более пяти тысяч человек, нынче – более четырех тысяч. Как отметила Лариса Чуфистова, благодаря поддержке правительства Тюменской области и депутатов областной Думы сегодня в коллекции центра насчитывается 44 ковра. В начале следующего года планируют обновить экспозицию, представить изделия как  в махровой, так  и ворсовой, безворсовой, паласной технологиях.

На встрече мастера ковро-ткачества вспомнили эпизоды из истории тюменской фабрики, ее становления и развития. Многие работали здесь долгие годы, фактически с момента ее образования в 1948 году. «Жили скромно, но дружно и весело. Работа ладилась, девчонки славились веселым нравом. Пели в хоре, участвовали в спортивных и общественных мероприятиях. Ковры были очень популярны и востребованы. В лучшие годы на фабрике трудилось 300 человек – рассказывает одна из старейших и опытнейших мастериц Валентина Трофимовна Долганова.

Вспоминали бывшие коллеги и Тюмень, куда многие приехали из окрестных деревень. По их словам, в начале шестидесятых город был деревянным и небольшим – заканчивался в районе сквера Немцова. Фабрика находилась на берегу Туры. Общественного транспорта не было – на работу ходили пешком даже в ночную смену.

50-е годы искусствоведы считают золотым периодом коврового промысла в Тюменской области, когда мастерицы не просто ткали, но  и привносили собственные творческие элементы в рисунок ковра. Позже фабрика оказалась в ведении Института художественной промышленности, и изделия выполняли по эскизам художников.



Максим Кугаевский: однажды с Евгением Гараничевым встречали Новый год там, где снимали «Джеймса Бонда»

30 декабря

Медики рассказали тюменцам, как не оказаться на праздниках в травмпункте

30 декабря