Вадим Кузнецов: «Человек – главная ценность»
У директора филиала НИИ кардиологии Сибирского отделения РАМН «Тюменский кардиологический центр», заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора Вадима Кузнецова большой послужной список, к которому недавно добавился приз общественного признания «Ника». Он вошел в «Топ-50 выдающихся людей Тюмени», а в минувшем месяце на Национальном конгрессе кардиологов Украины ему вручили редкую медаль. Пожалуй, серьезный повод для разговора с человеком, который несколько лет назад был гостем редакции газеты «Тюменская область сегодня».
– Вадим Анатольевич, три года назад вы приняли участие в заседании редакционного клуба «От первого лица». Какие вехи вы бы отметили с тех пор?
– Последние несколько лет ознаменованы многими трудовыми победами. В частности, в прошлом году наше учреждение было признано лучшей кардиологической клиникой России. В результате тайного электронного голосования экспертов Российского кардиологического общества мы получили национальную премию «Пурпурное сердце». Были и другие, тоже значимые достижения. Кардио-центр стабильно добивается успехов по качеству и количеству выполняемой научной, клинической, педагогической работы. То есть в целом все складывается позитивно.
– Вы недавно побывали на Национальном конгрессе кардиологов Украины. Расскажите, кто принимал участие в форуме?
– Подобные мероприятия всегда являются значимыми событиями. В Киеве собралось более трех тысяч украинских и зарубежных специалистов. Конгресс отличался тем, что в нем приняли участие ведущие, именитые кардиологи мирового уровня.
– Вам вручили редкую, престижную для медицинских специалистов награду. Говорят, ее получили всего несколько россиян. Чем она примечательна?
– На церемонии открытия конгресса состоялось вручение награды Национальной академии медицинских наук Украины – медали имени академика Николая Стражеско «За заслуги в охране здоровья». Медаль вручили президенту-элект Европейского общества кардиологов, профессору Фаусто Пинто из Лиссабона и мне. Профессор Пинто – наш давний друг, приезжал в Тюмень несколько раз.
Присуждение этой награды является символом укрепления отношений кардиологов России и Украины, ведущего украинского Института кардиологии имени Стражеско и Тюменского кардио-центра. Достигнута предварительная договоренность о том, что в рамках международного конгресса, который мы проведем в мае будущего года, состоится российско-украинский кардио-логический симпозиум. Надеемся, что связи с украинскими кардиологами будут укрепляться и дальше.
Добавлю, что в начале октября в Москве завершил работу Российский национальный конгресс кардиологов, на котором заслуженному деятелю науки РФ, заведующей научным отделом клинической кардиологии нашего кардиоцентра, профессору Людмиле Гапон присудили премию имени Николая Короткова за выдающиеся достижения в области профилактики и лечения артериальной гипертонии. Интересно, что мне вручили награду в Киеве, а ее, украинку по национальности, наградили в Москве. Замечу, что научное сообщество выбирало претендентов на награждение также путем тайного электронного голосования.
– Можно говорить о тюменской школе кардиологии?
– Считаю, школа сложилась. К примеру, под руководством Людмилы Ивановны защищено 9 докторских и 45 кандидатских диссертаций.
Подготовка, воспитание кадров, обучение молодежи является важнейшей частью работы в кардиоцентре. Делаем это постоянно, уже не один десяток лет. Горжусь своими учениками, в их числе, например, доктор медицинских наук, профессор Александр Осиев (Новосибирский НИИ патологии кровообращения имени академика Мешалкина). Мои ученики работают в Сургуте, Ханты-Мансийске, за границей, занимаются высокими технологиями.
– По форме Тюменский регион напоминает сердце, его и называли «энергетическим сердцем» страны. Часто ли беспокоят сибиряков сердечные проблемы? Какова динамика заболеваний?
– Ситуация с сердечно-сосудистыми заболеваниями в стране и в том числе Сибири неблагоприятная. К сожалению, являемся здесь лидером с отрицательным знаком. В Сибири картина сердечно-сосудистой патологии отягощается социально-природными факторами: образом жизни северян, питанием, небольшой двигательной активностью, алкоголем, стрессами, курением.
Что касается динамики, то в последние 3–4 года наметилась тенденция к снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В Тюменской области она очень существенна. Считаю, что кардиоцентр тоже внес в этот процесс свою лепту. Значительную роль сыграли высокие технологии и внедрение круглосуточных неотложных операций, которые в разы снизили смертность от острогоинфаркта миокарда.
В целом государство стало больше уделять внимания здравоохранению, чем 8–10 лет назад, достаточно напомнить приоритетный национальный проект «Здоровье». И областное правительство, и губернатор региона держат в фокусе вопросы охраны здоровья сибиряков. При губернаторе действует Общественный совет по здравоохранению, в который входят главы муниципальных образований и представители медицины. На совете обсуждаются проблемы данной сферы, решаются вопросы улучшения качества медицинского обслуживания.
Будучи в Москве, я ознакомился с докладом академика Евгения Чазова, где был представлен график рождаемости и смертности населения России. В 90-х годах его линии образовали так называемый «русский крест», когда кривая смертности шла вверх, а рождаемость падала. В настоящее время линии стали сближаться. Есть надежда, что через несколько лет отрицательная динамика прекратится и линии сольются. Тем не менее, угроза депопуляции реально существует. Да, мы развиваем промышленность и сельское хозяйство, вкладываем деньги в оборону, но если не повышать рождаемость, то охранять будет некого. Все-таки приоритетной ценностью является человек.
– В начале октября вы принимали участие в работе Российского национального конгресса кардиологов и на одной из секций рассказали о различиях клинических проявлений ишемической болезни сердца и коронарного атеросклероза у этносов с христианской и мусульманской культурой в регионе. Расскажите, пожалуйста, о них.
– Наша база данных позволяет сделать вывод, что у мусульман (называю так для краткости) ишемическая болезнь сердца развивается в более молодом возрасте, в то же время у христиан более тяжело протекает коронарный атеросклероз и ишемическая болезнь.
– Какие традиции сложились в кардиоцентре при лечении больных? Говорят, ваши прооперированные пациенты даже играют в футбол.
– Это все-таки акция, направленная на привлечение внимания потенциальных пациентов. Она демонстрирует эффективность современных методов лечения ишемической болезни сердца, возможность продлевать людям жизнь, улучшать их функциональное состояние.
– Чем живет коллектив помимо работы?
– Корпоративной культуре уделяем большое внимание, стараемся сделать комфортной работу сотрудников. Это касается различных аспектов: и материальных, и моральных. У нас отличная, дешевая столовая, сотрудники занимаются танцами, поют (есть вокально-инструментальный ансамбль), специальные сотрудники занимаются организацией досуга и привлекают детей, до недавнего времени существовал театральный коллектив.
Выпускаем газету «КардиоВерсия», которая пару лет назад стала лучшим корпоративным изданием России. Кардиоцентр также активно присутствует в социальных сетях. Сложились традиции совместного проведения досуга, выезжаем с сотрудниками на природу, проводим конкурсы (недавно состоялись конкурсы фотографий любимых животных, «Фотокоролева кардиоцентра», музыкальный ринг с областной больницей).
– Значит, текучести кадров нет?
– Как правило, высококвалифицированные специалисты работают долго, более двадцати лет. К сожалению, текучесть кадров существует среди неквалифицированного персонала. Правда, этот процесс объективно присутствует практически везде.
– К вам сложно устроиться на работу?
– С высокой квалификацией – трудно. Специалисты среднего звена востребованы в любой отрасли, в том числе и у нас.
– Вадим Анатольевич, когда решили стать врачом – в детстве? Кто повлиял на ваш выбор?
– На мое воспитание, становление большое влияние оказали книги. Среди них назову «Открытую книгу» Вениамина Каверина. Потрясающий роман, который он написал о своем родном брате, академике Льве Зильбере. Этот человек до сих пор является для меня образцом для подражания. С ним связана особая история.
Когда был мальчишкой, решил, что должен стать ученым, но в медицину не стремился. Очень интересовался биологией, вирусологией. Кстати, Лев Зильбер открыл вирус клещевого энцефалита, создал вирусную теорию рака. Однажды в санатории я оказался за одним столом с человеком, который был правой рукой Зильбера в течение долгого времени. Мне тогда исполнилось всего 18 лет. Такие знаковые переплетения, думаю, произошли не случайно.
И все-таки меня влекла именно наука, вирусология, однако волею судьбы стал работать в практическом здравоохранении. Пытаясь вновь вернуться в науку, стал заниматься кардиологией, эхокардиографией – и не жалею.
– Когда в вашей жизни появилась Тюмень?
– В 1988 году. С тех пор кардио-центр стал частью меня.
– Каким видите его через десяток лет?
– Стараюсь не заглядывать вперед. Как говорят психологи, жить надо в отсеке сегодняшнего дня. Это не фатализм – считаю, что настоящий день должен закладывать базис следующего дня. Необходимо ценить настоящее, а вдруг ты завтра не проснешься...
– Говорят, лучше предупредить, чем лечить. Что делать, чтобы не попадать к вам как можно дольше? Пожалуйста, подробнее, так как формула «не пить – не курить» известна всем и несколько надоела, пожалуй.
– Тем не менее, ничего нового не скажу. Существует концепция факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. На примере разных стран многократно доказано, что там, где боролись с этими факторами, продолжительность жизни увеличивалась. Наверняка многие слышали о проекте Финляндии – за 20 с лишним лет там удалось почти в два раза снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний только за счет уменьшения употребления алкоголя и отказа от курения. Поэтому борьба с факторами риска на социальном уровне необходима. Государственная политика, направленная на ограничение потребления спиртных напитков и табакокурения, безусловно, важна.
Однако никакая политика не сможет добиться результатов на уровне конкретной личности, и потому здесь требуется разъяснительная, профилактическая работа, беседа врача с конкретным пациентом. К слову, на недавнем Первом Национальном съезде врачей в Москве министру задали вопрос: если на прием пациента запланировано
12 минут, то о какой профилактической работе может идти речь? Министр твердо пообещала, что в следующем году нормативы будут пересмотрены.
Человеку важно объяснить, что нужно двигаться, правильно питаться, следить за весом. Необходимо обретение эмоциональной гармонии, правильное отношение к жизни, стрессам. Говорят, если ты не можешь изменить окружающий мир, измени к нему свое отношение. На мой взгляд, здоровый образ жизни приобретает все больше последователей.
– Советовать легко. А вы сами соблюдаете эти рекомендации?
– Стараюсь, но ведь нет предела совершенству!