Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Первая ступенька к знаниям

Слушать новость
Первая ступенька к знаниям. .

Образование – ключ к успеху. Ребенок начинает познавать мир еще в младенчестве, но период активной любознательности, по мнению психологов, начинается примерно в трехлетнем возрасте. Именно этот период считается наиболее благоприятным для начала пребывания малыша в детском саду. Как сделать дошкольное образование эффективным, объединив усилия педагогов и родителей, рассказал директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.


– Алексей Владимирович, сколько в Тюмени и Тюменской области дошкольных образовательных учреждений?

– В Тюменской области 634 учреждения, оказывающих услуги дошкольного образования. Если раньше под этим термином подразумевался лишь детский сад, то сегодня границы его расширились: услуги дошкольного образования могут предоставлять школы, учреждения дополнительного образования детей, любое другое образовательное учреждение, имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности и работающее по аккредитованным государственным программам. Все 634 учреждения области реализуют программу дошкольного образования детей, помогая обеспечить полноценный охват этой услугой.

– Насколько широко в регионе используется практика объединения детского сада со школой? В каких случаях это уместно и какие дает преимущества?

– В сельской местности содержание детского сада как отдельно взятого юридического лица нерационально, поэтому там практикуется объединение со школой. В детских садах, где свыше трехсот детей, объем финансирования позволяет содержать еще  и штат управленцев, а вот в небольших дошкольных учреждениях эти затраты ощутимо бьют по образовательному процессу: деньги, которые могли бы пойти на развивающие пособия, игры, зарплату воспитателей, вынуждены направлять на оплату работы административно-управленческого персонала. Что касается городов, то  в них есть тенденция укрупнения детских садов, когда рядом располагаются сразу два учреждения, причем такое слияние не влияет негативно на качество учебного процесса.

– Если вспомнить советские времена, то тогда дошкольное образование преимущественно сводилось к тому, что дети просто находились под присмотром воспитателей. Изменилась ли обстановка в садах сейчас?

– Действительно, в советское время была распространена так называемая прусская система воспитания: детям просто предоставляли возможность расти самостоятельно, воспитатели же осуществляли лишь элементарный уход за ними, а образованием занималась уже школа. Теперь мы наблюдаем принципиально иной подход к этому вопросу: в образовательный процесс ребенок включается уже в детском саду.

Однако некоторые родители склонны переусердствовать, добиваясь, чтобы ребенок уже в саду освоил чтение, письмо и даже иностранный язык, да еще секциями разными загружают. Сразу скажу: таких требований при приеме в школу нет! Родители тем самым могут навредить дальнейшему планомерному развитию малыша, в том числе и физиологическому. И при учебе в школе это накладывает отпечаток: ребенок может просто-напросто потерять интерес к учебному процессу.
В целом сотрудники детских садов понимают, к чему они должны подготовить ребенка. Но увы, пока не все дошкольные учреждения способны вести открытый обоюдный разговор с родителями. Между тем польза от совместной работы очевидна: методист, воспитатель, заведующий детским садом должны быть заинтересованы в том, чтобы максимально доходчиво донести до родителей требования к содержанию образовательной программы, потому что образовательный процесс ребенка не заканчивается при выходе из здания сада, он продолжается и дома.

– В таком случае существуют ли единые требования к образованию дошкольников? Что служит критерием для оценки качества дошкольного образования?

– Ранее дошкольное образование по своему содержанию не было четко регламентировано. Сегодня разрабатываются новые федеральные стандарты для школьного образования, а значит, предъявляются и новые требования к ребенку, который приходит в первый класс. В 2008 году Министерством образования и науки РФ утверждены требования к структуре и содержанию образовательных программ для дошкольников. Кроме того, меняется материальная составляющая дошкольных учреждений: в садах от вручную сделанных воспитателями карточек переходят к принципиально иным средствам обучения – современным пособиям, использованию интерактивных технологий. В Тюменской области уже третий год реализуется проект единой диагностики воспитанников дошкольных учреждений. Ребенок выполняет определенные задания, демонстрируя уровень освоения программы дошкольной подготовки и готовности к школьному обучению.

– Есть ли  у родителей возможность контролировать качество услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?

– Я бы перешел от термина «контроль» к термину «участие». Без непосредственного заинтересованного участия родителей качество образования ребенка не выйдет на должный уровень. Уверяю вас, контролеров в сфере дошкольного образования более чем достаточно. Нужна родительская душа в этом процессе, и хорошо, когда руководство детского сада активно вовлекает мам  и пап, выбирая неформальные формы общения, проводя, к примеру, дни открытых дверей. Если родитель удовлетворен услугами, которые получают дети в саду, желание контролировать процесс точно отойдет на второй план.

– Кто сегодня работает с детьми: это квалифицированные педагоги с высшим образованием, со средним специальным или вообще случайные люди?

– Без соответствующего образования или хотя бы профессио-нальных курсов по повышению квалификации сегодня в дошкольном образовании специалистов нет. Считается, что для педагога дошкольного учреждения достаточно среднего образования. В Тюменском регионе подготовкой квалифицированных кадров занимается Тобольский педколледж, в Тюмени продолжает работу в этом направлении педколледж № 1, успешно справляется с задачами Ишимский педагогический институт. Дефицита в специалистах этой сферы в регионе нет. Тем более что эта профессия становится все более привлекательной в материальном и социальном плане, так что спрос на нее большой. Подтверждением может служить факт, что на сегодня вакансий в действующих детских садах нет.

– У многих родителей возникает вопрос, какой сад лучше выбрать – частный или муниципальный? Способны ли частные детские сады стать альтернативой муниципальным дошкольным учреждениям? Насколько качество образования там соответствует государственным стандартам?

– Действительно, это решение могут принять только родители, советчиков в этом вопросе быть не может. В каждом учреждении есть преимущества: к примеру, негосударственные сады предоставляют большую вариативность услуги, возможно, проявляют большую активность в сотрудничестве с родителями, зато условия содержания и образования ребенка в муниципальном дошкольном учреждении тщательно контролируются государством, тогда как эти же аспекты в частном саду полностью ложатся на плечи родителей.

– Как обстоят дела с очередями в дошкольные учреждения в Тюмени и других муниципальных образованиях региона?

– В три с половиной раза за последние четыре года в Тюменской области сократилась очередь в детские сады. Более того, введя нынче осенью в эксплуатацию новые детские сады, полностью сняли вопрос очередности детей от трех до семи лет (а это тот возраст, который обязан получать дошкольные образовательные услуги). В очереди остается чуть более трех тысяч детей, но это малыши до трех лет. В 2013 году вопрос очередности в детских садах будет полностью решен, в том числе и в областном центре. К слову, за последние четыре года приросли более чем на 20 тысяч мест в сфере дошкольного образования.

– Могут ли родители сменить дошкольное учреждение, если их не устраивает то, к которому они относятся по месту жительства?

– В теории такое не исключено. Единственная трудность, которая может возникнуть: нехватка оперативных мест, которые могли бы быть доступны для маневра. Такие примеры есть, но, как правило, приходится действовать по принципу обмена, то есть найти в другом детском саду ребенка, которого родители согласятся перевести на ваше место. Хотя из практики знаю, что органы образования эти вопросы решают положительно, главное, чтобы в переводе ребенка была реальная необходимость, а не просто прихоть родителей.

– Как в целом оцениваете качество дошкольного образования в Тюменской области?

– Я как отец двоих детей доволен качеством дошкольного образования в регионе. Причем должен отметить, что уровень подготовки дошколят высок не только в городских садах, но и в сельской местности. Считаю, что в сфере дошкольного образования трудятся уникальные люди, ведь работа с детьми – это огромная нагрузка и степень ответственности. Современные родители стали более осведомленными в вопросах воспитания, психологи и педагоги совершенствуют профессиональные навыки, чтобы по-прежнему быть востребованными.

– Большое спасибо за интервью!

Образование – ключ к успеху. Ребенок начинает познавать мир еще в младенчестве, но период активной любознательности, по мнению психологов, начинается примерно в трехлетнем возрасте. Именно этот период считается наиболее благоприятным для начала пребывания малыша в детском саду. Как сделать дошкольное образование эффективным, объединив усилия педагогов и родителей, рассказал директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.


– Алексей Владимирович, сколько в Тюмени и Тюменской области дошкольных образовательных учреждений?

– В Тюменской области 634 учреждения, оказывающих услуги дошкольного образования. Если раньше под этим термином подразумевался лишь детский сад, то сегодня границы его расширились: услуги дошкольного образования могут предоставлять школы, учреждения дополнительного образования детей, любое другое образовательное учреждение, имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности и работающее по аккредитованным государственным программам. Все 634 учреждения области реализуют программу дошкольного образования детей, помогая обеспечить полноценный охват этой услугой.

– Насколько широко в регионе используется практика объединения детского сада со школой? В каких случаях это уместно и какие дает преимущества?

– В сельской местности содержание детского сада как отдельно взятого юридического лица нерационально, поэтому там практикуется объединение со школой. В детских садах, где свыше трехсот детей, объем финансирования позволяет содержать еще  и штат управленцев, а вот в небольших дошкольных учреждениях эти затраты ощутимо бьют по образовательному процессу: деньги, которые могли бы пойти на развивающие пособия, игры, зарплату воспитателей, вынуждены направлять на оплату работы административно-управленческого персонала. Что касается городов, то  в них есть тенденция укрупнения детских садов, когда рядом располагаются сразу два учреждения, причем такое слияние не влияет негативно на качество учебного процесса.

– Если вспомнить советские времена, то тогда дошкольное образование преимущественно сводилось к тому, что дети просто находились под присмотром воспитателей. Изменилась ли обстановка в садах сейчас?

– Действительно, в советское время была распространена так называемая прусская система воспитания: детям просто предоставляли возможность расти самостоятельно, воспитатели же осуществляли лишь элементарный уход за ними, а образованием занималась уже школа. Теперь мы наблюдаем принципиально иной подход к этому вопросу: в образовательный процесс ребенок включается уже в детском саду.

Однако некоторые родители склонны переусердствовать, добиваясь, чтобы ребенок уже в саду освоил чтение, письмо и даже иностранный язык, да еще секциями разными загружают. Сразу скажу: таких требований при приеме в школу нет! Родители тем самым могут навредить дальнейшему планомерному развитию малыша, в том числе и физиологическому. И при учебе в школе это накладывает отпечаток: ребенок может просто-напросто потерять интерес к учебному процессу.
В целом сотрудники детских садов понимают, к чему они должны подготовить ребенка. Но увы, пока не все дошкольные учреждения способны вести открытый обоюдный разговор с родителями. Между тем польза от совместной работы очевидна: методист, воспитатель, заведующий детским садом должны быть заинтересованы в том, чтобы максимально доходчиво донести до родителей требования к содержанию образовательной программы, потому что образовательный процесс ребенка не заканчивается при выходе из здания сада, он продолжается и дома.

– В таком случае существуют ли единые требования к образованию дошкольников? Что служит критерием для оценки качества дошкольного образования?

– Ранее дошкольное образование по своему содержанию не было четко регламентировано. Сегодня разрабатываются новые федеральные стандарты для школьного образования, а значит, предъявляются и новые требования к ребенку, который приходит в первый класс. В 2008 году Министерством образования и науки РФ утверждены требования к структуре и содержанию образовательных программ для дошкольников. Кроме того, меняется материальная составляющая дошкольных учреждений: в садах от вручную сделанных воспитателями карточек переходят к принципиально иным средствам обучения – современным пособиям, использованию интерактивных технологий. В Тюменской области уже третий год реализуется проект единой диагностики воспитанников дошкольных учреждений. Ребенок выполняет определенные задания, демонстрируя уровень освоения программы дошкольной подготовки и готовности к школьному обучению.

– Есть ли  у родителей возможность контролировать качество услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?

– Я бы перешел от термина «контроль» к термину «участие». Без непосредственного заинтересованного участия родителей качество образования ребенка не выйдет на должный уровень. Уверяю вас, контролеров в сфере дошкольного образования более чем достаточно. Нужна родительская душа в этом процессе, и хорошо, когда руководство детского сада активно вовлекает мам  и пап, выбирая неформальные формы общения, проводя, к примеру, дни открытых дверей. Если родитель удовлетворен услугами, которые получают дети в саду, желание контролировать процесс точно отойдет на второй план.

– Кто сегодня работает с детьми: это квалифицированные педагоги с высшим образованием, со средним специальным или вообще случайные люди?

– Без соответствующего образования или хотя бы профессио-нальных курсов по повышению квалификации сегодня в дошкольном образовании специалистов нет. Считается, что для педагога дошкольного учреждения достаточно среднего образования. В Тюменском регионе подготовкой квалифицированных кадров занимается Тобольский педколледж, в Тюмени продолжает работу в этом направлении педколледж № 1, успешно справляется с задачами Ишимский педагогический институт. Дефицита в специалистах этой сферы в регионе нет. Тем более что эта профессия становится все более привлекательной в материальном и социальном плане, так что спрос на нее большой. Подтверждением может служить факт, что на сегодня вакансий в действующих детских садах нет.

– У многих родителей возникает вопрос, какой сад лучше выбрать – частный или муниципальный? Способны ли частные детские сады стать альтернативой муниципальным дошкольным учреждениям? Насколько качество образования там соответствует государственным стандартам?

– Действительно, это решение могут принять только родители, советчиков в этом вопросе быть не может. В каждом учреждении есть преимущества: к примеру, негосударственные сады предоставляют большую вариативность услуги, возможно, проявляют большую активность в сотрудничестве с родителями, зато условия содержания и образования ребенка в муниципальном дошкольном учреждении тщательно контролируются государством, тогда как эти же аспекты в частном саду полностью ложатся на плечи родителей.

– Как обстоят дела с очередями в дошкольные учреждения в Тюмени и других муниципальных образованиях региона?

– В три с половиной раза за последние четыре года в Тюменской области сократилась очередь в детские сады. Более того, введя нынче осенью в эксплуатацию новые детские сады, полностью сняли вопрос очередности детей от трех до семи лет (а это тот возраст, который обязан получать дошкольные образовательные услуги). В очереди остается чуть более трех тысяч детей, но это малыши до трех лет. В 2013 году вопрос очередности в детских садах будет полностью решен, в том числе и в областном центре. К слову, за последние четыре года приросли более чем на 20 тысяч мест в сфере дошкольного образования.

– Могут ли родители сменить дошкольное учреждение, если их не устраивает то, к которому они относятся по месту жительства?

– В теории такое не исключено. Единственная трудность, которая может возникнуть: нехватка оперативных мест, которые могли бы быть доступны для маневра. Такие примеры есть, но, как правило, приходится действовать по принципу обмена, то есть найти в другом детском саду ребенка, которого родители согласятся перевести на ваше место. Хотя из практики знаю, что органы образования эти вопросы решают положительно, главное, чтобы в переводе ребенка была реальная необходимость, а не просто прихоть родителей.

– Как в целом оцениваете качество дошкольного образования в Тюменской области?

– Я как отец двоих детей доволен качеством дошкольного образования в регионе. Причем должен отметить, что уровень подготовки дошколят высок не только в городских садах, но и в сельской местности. Считаю, что в сфере дошкольного образования трудятся уникальные люди, ведь работа с детьми – это огромная нагрузка и степень ответственности. Современные родители стали более осведомленными в вопросах воспитания, психологи и педагоги совершенствуют профессиональные навыки, чтобы по-прежнему быть востребованными.

– Большое спасибо за интервью!



Ученый Хорошавин назвал причины аномально теплой погоды в Тюмени

22 ноября

Уровень безработицы в Тюменской области снизился до 0,23%

22 ноября