Нефтегазовые мифы и действительность
В областном центре состоялось десятое заседание цикла «Губернаторские чтения»
Юбилейные, десятые по счету Губернаторские чтения, состоявшиеся на этой неделе в областной научной библиотеке, были посвящены родной, нефтегазовой тематике. Разбуженный в 60-х годах прошлого века Тюменский регион буквально на глазах превращался в мощный нефтегазовый комплекс, в «энергетическое сердце» страны. Тогда и речи не было о том, что богатейшие углеводородные ресурсы могут мешать экономическому развитию страны. Гость и основной докладчик чтений, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов шаг за шагом развенчал теорию о «ресурсном проклятии» страны.
– Данная тема близка региону: с открытием и эксплуатацией первого месторождения экономика Тюменской области оказалась связанной с разработкой природных ресурсов, – отметил во вступительном слове губернатор Владимир Якушев. – На мировом рынке держатся высокие цены на углеводородное сырье. Доход от разработки месторождений иногда называют «легким» путем повышения доходов государства, хотя не скажу, что работа на нефтегазопромыслах Западной Сибири является легкой.
По мнению главы региона, опасность стагнации экономики может стать реальностью вследствие самоуспокоения общества из-за получения высоких нефтегазовых доходов. В свою очередь модератор чтений, главный редактор журнала «Полития» и профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ добавил, что изобилие ресурсов не избавляет от выбора, а требует его. Любой дар можно превратить во благо или зло, и потому важно не только разоблачить сторонников теории «ресурсного проклятия», но и представить программу конвертации природных ресурсов в ресурс развития.
Ресурсы: зло или благо
В своем докладе Константин Симонов обозначил позиции зарубежных и отечественных сторонников «ресурсного проклятия» и подверг их аргументированной критике. Итак, по их мнению, сырьевая зависимость консервирует экономическую и технологическую отсталость страны, парализует стремление к инновациям. Она приводит к «голландской болезни», то есть подрывает сектор несырьевого экспорта. Кроме того, сырьевая зависимость порождает риск экономических кризисов из-за возможного падения цен на нефть. И наконец, она якобы препятствует развитию демократии.
– Такой подход появился не сейчас, он успел отразиться в нескольких волнах недавней российской истории: например, на заре перестройки была популярна идея конверсии (перехода военно-промышленного комплекса на мирные рельсы), – напомнил докладчик. – Откуда взять деньги на конверсию, не скрывали: из нефтегазовой промышленности. Добавлю, что идея не оказалась успешной.
Сторонники теории «проклятия» также рекомендуют увеличивать налоги на нефтегазовую промышленность, за счет чего можно уменьшить налоги на обрабатывающее производство. Можно проследить эффективность данной идеи, поскольку прошло достаточно времени.
– Налоги на нефтегазовый комплекс выросли, действует налог на добычу полезных ископаемых, – продолжил аргументацию Константин Симонов. – Но почему не произошло расцвета обрабатывающей промышленности? Почему нет производителей, способных конкурировать на мировом рынке? Более того, нефтегазовые компании сами выходят с инициативами, потому что существующая система налого-обложения не позволяет развивать отрасль.
Адепты теории также предлагают сократить производство нефти и газа ради развития демократических институтов и, наконец, решительно отказаться от проектов запуска новых нефтегазовых провинций в стране, делая акцент, к примеру, на энергоэффективность.
– Тюменцы наверняка помнят, что и в советский период вопрос о создании нефтегазовой провинции в Западной Сибири решался непросто, а теперь приходится доказывать необходимость проектов в других регионах, – отметил выступающий.
Однако «нефтегазовое проклятие» действует почему-то не на все страны, богатые углеводородным сырьем. Напротив, во многих развитых государствах основой экономики является именно сырьевой комплекс. Например, только благодаря нефти Норвегия утратила статус отсталой сельской глубинки. США, мощная сырьевая держава, имеет давние традиции добычи углеводородов, что не помешало ей диверсифицировать экономику. К слову, там добывают даже больше угля, чем мы – нефти. Так что совсем необязательно уничтожать ТЭК, чтобы успешно развивать другие отрасли. Более того, нефтегазовый комплекс является одним из важнейших мультипликаторов, так как создает спрос в смежных отраслях.
Доказав несостоятельность теории «ресурсного проклятия», Константин Симонов дал ответы на классический вопрос «что делать?». По его мнению, нефтегазовые компании должны выйти из «интеллектуального гетто» и обратить внимание на репутацию, которую создают им приверженцы «нефтегазового проклятия». Также следует обратить внимание на проблемы самой нефтегазовой промышленности и провести реформу налогообложения этой отрасли.
Нет энергии – нет страны
Тюменский взгляд на затронутые проблемы представил первый содокладчик – член-корреспондент РАН, директор научно-образовательного центра «Геология нефти и газа» Иван Нестеров.
– Развитие любой страны, ее благосостояние и благосостояние прежде всего человека зависит от энергии: нет энергии – нет страны, – подчеркнул Иван Иванович и для лучшего понимания его слов предложил противникам нефтегазовых комплексов пересесть с современных автомобилей на ослов.
Он рассказал о создании «новой геологии нефти и газа», в которой главной целью является разработка нетрадиционных инновационных технологий на базе изучения природных геологических и космических процессов; использование квантовой физики при описании дискретных геологических процессов; их опробование на научно-производственных полигонах на
пробуренных, но простаивающих, законсервированных и ликвидированных скважинах с обучением топ-менеджеров, менеджеров, инженеров и других специалистов по освоению нетрадиционных методов работы в нефтегазовом производстве.
– У нас 80 тысяч простаивающих скважин, но мы готовы на каждой получить необходимое количество нефти, при этом ее стоимость уменьшится. Разведочный этап не планируется, его задачи выполняет опережающее бурение эксплуатационных скважин с получением информации о составе и свойствах рассеянного органического вещества, условиях его концентрации в водных бассейнах, его молекулярной энергии, – пояснил выступающий.
Что касается модернизации нефтегазового производства, то она производится за счет многоствольного веерного ракетного или турбинного бурения горизонтальных стволов с последующим гидроразрывом пластовых систем, созданием забойных сепараторов с раздельным подъемом жидкостей (нефть, конденсат) и газа на поверхность.
Второй содокладчик – гендиректор Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики, член-корреспондент РАЕН Игорь Шпуров рассказал об инновациях и освоении трудноизвлекаемых запасов, впервые на чтениях проиллюстрировав доклад фильмом. Он отметил, что нефтяные компании не создают инновационные технологии – они являются их заказчиками и потребителями. Такими технологиями занимаются сервисные компании (или научно-исследовательские технологические центры), а вот с ними в стране проблема. Да, нишу в определенной степени занимают зарубежные фирмы, но в задачи государства должно входить стимулирование развития отечественных сервисных центров.
– Это и есть инновации, которые ожидаются и в «нефтянке», и в смежных отраслях, – добавил докладчик и предложил разрабатывать проекты, пре-дусматривающие международную интеграцию в сфере технологий, чтобы не изобретать велосипед.
Третий содокладчик, профессор ТюмГНГУ, доктор исторических наук Виктор Карпов рассказал об основных тенденциях развития нефтегазового комплекса страны, подчеркнув, что природные ресурсы оказали существенное влияние на выработку промышленной политики государства в ХХ веке.
– В обозримой перспективе нефть и газ сохранят важнейшую роль в народно-хозяйственном комплексе страны, в мировой экономике и геополитике, – уверен выступающий. – Историческое и природное наследство России таково, что благополучие страны опиралось и будет опираться в будущем на сырьевые ресурсы и территории, и одно из подтверждений тому – мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный».
Он добавил, что проблема заключается не в «нефтегазовом проклятии», а в неэффективном управлении. При умелом руководстве нефтегазовая отрасль является локомотивом, который тянет за собой другие отрасли.
Подводя итоги заседания, глава региона Владимир Якушев отметил, что дискуссии о роли нефтегазового комплекса в развитии страны не устраняют бесспорного факта – Россия обладает огромными природными ресурсами и отказываться от такого богатства по меньшей мере неразумно.
– Главное – рационально и на благо страны использовать средства, полученные от разработки природных запасов, – подчеркнул губернатор.
мнения
Алексей САННИКОВ,
председатель комитета по инновациям Тюменской области:
– Интересны вопросы инноваций в нефтегазовом комплексе – это важно для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, налогового законодательства в нефтегазовой сфере, стимулирования выхода компаний на новые месторождения, в том числе и Уватской группы. Все понимают, что вокруг нефтяного комплекса есть тот самый мультипликативный эффект, о котором говорил докладчик. Это обустройство месторождений и утилизация шламов, экологические вопросы и производство новых строительных материалов, применимых при обустройстве месторождений, социальная сфера, которая развивается с началом эксплуатации месторождений. Безусловно, это большие задачи, которые должны решаться с использованием средств и возможностей нефтегазовой сферы.
Николай ЯШКИН,
первый заместитель председателя Законодательного собрания ЯНАО, г. Салехард:
– Тема так называемого ресурсного проклятья актуальна не только для Тюменского региона и автономных округов, но и в целом для России. Думаю, собравшиеся в итоге придут к единому мнению, что нефтегазовый комплекс Западной Сибири – это фундамент, перспектива будущего России, возможность стабильного развития других отраслей экономики. Нельзя переносить изыски западных и некоторых российских политиков и экономистов на жизнь и на практику. Полезные ископаемые – наше достояние, и мы должны грамотно распоряжаться тем, что дано природой.
Олег ЧЕМЕЗОВ,
вице-президент ТНК-ВР:
– Развитие нефтегазовой отрасли – шанс для страны создать новую экономику, совершить прорыв в инновационной сфере, возможность укрепить позиции государства на мировом рынке. Не стоит расценивать природные богатства как негативный фактор. Всегда найдутся любители покритиковать, однако не подлежит сомнению факт, что нефтегазовая промышленность была и останется в числе важнейших для государства. Она положительно влияет на развитие других отраслей экономики. Скажем, реализация Уватского проекта на территории Тюменского региона привела к созданию новых производств, способствовала возрождению машиностроительного комплекса, обеспечила несколько тысяч дополнительных рабочих мест.
Анатолий КИРЕЕВ,
генеральный директор компании «Югсон-Сервис»:
– Утверждения так называемых «проклятистов» можно было бы назвать смешными, если бы это не вело к серьезным последствиям. Ясно, что без нефтегазового комплекса пути развития для России нет. Вместе с тем должны соблюдаться определенные пропорции с другими отраслями. Развитие нефтегазового комплекса дает импульс инновационному развитию в других отраслях, это действительно так. В России этого не происходит из-за издержек организации производства. Зачастую нефтяные компании приобретают оборудование импортного производства в десятки раз дороже отечественного, примерно одинакового по функциональному назначению. В Норвегии есть механизм защиты отечественного производителя. Они защищают национальные интересы и не обращают внимания на то, что мировому сообществу это может не понравиться. Для нас подобный вариант был бы идеальным!
Лариса НЕВИДАЙЛО,
председатель Тюменского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
– С одной стороны – тема узкопрофессиональная и сложная для восприятия, но с другой – необычайно интересная. Докладчик рассказывал о проблемах восприятия нефтегазовой сферы простым и понятным языком, с цифрами и фактами. Тема, поднятая Константином Симоновым, актуальна для Тюменского региона: нефтегазовый комплекс способствует развитию страны. Добыча нефти и газа может влиять и на другие сферы экономики. Например, «Деловая Россия» объединяет предпринимателей несырьевого бизнеса.
Тамара ТРУНИЛОВА,
председатель Тюменской областной общественной организации «Общество русской культуры»:
– Полезные ископаемые – это не проклятье, а богатство страны. На мой взгляд, нужно развивать ресурсодобывающие отрасли, но делать это разумно. В экономике на данный момент существует какой-то перекос: вывозим невосполнимые ресурсы, ввозим восполнимые. «Проклятисты» – это те, кто предупреждает о необходимости выравнивания нарушенного баланса. Если сейчас все извлечем из недр, что останется детям? Может быть, где-то притормозить использование ресурсов, развивать другие направления?
Сергей КОПУСОВ,
студент пятого курса ТюмГНГУ:
– Тема, вынесенная на обсуждение, интересна и студентам: мы представляем молодежное движение инженеров-нефтяников, наша дальнейшая трудовая деятельность будет связана с этой отраслью. Считаю, богатые природные ресурсы – благо для державы, но эти запасы должны находиться под жестким контролем, так как существуют различные нелегальные способы транспортировки нефти и ее сбыта. Природные богатства надо использовать рационально. В дальнейшем эта задача ляжет на плечи молодого поколения.