Яркие грани «Рубина»
Переход игрока из одного клуба в другой всегда вызывает большой интерес со стороны болельщиков и на протяжении долгого времени остается одной из наиболее обсуждаемых тем. Начинают строиться прогнозы относительно того, на какой позиции станет играть спортсмен, сможет ли он закрепиться в основном составе. Это актуально практически для всех командных видов спорта, в том числе для хоккея.
В беседе с корреспондентом издания генеральный менеджер хоккейного клуба «Рубин» Вадим Покотило немного приоткрыл завесу тайны и рассказал, по каким критериям отбираются игроки, ждать ли в ближайшее время приезда в Тюмень хоккеистов из НХЛ и многое другое.
Работа идет каждый день
– Так сложилось, что у спортивных клубов достаточно большой руководящий состав. Есть директор, начальник, администратор, тренерский штаб. В чем основные обязанности генерального менеджера?
– Генеральный менеджер – связующее звено между директором команды, главным тренером, тренерским штабом и игроками. Представим, что выбор руководства клуба пал на определенного игрока. Моя задача – убедить его перейти в «Рубин» и уладить все нюансы, связанные с этим.
– Какими качествами должен обладать игрок, чтобы на него пал выбор тренерского штаба?
– При подборе игроков учитывается большое количество критериев. Прежде всего, оцениваются личностные и профессиональные качества спортсмена. Он должен быть порядочным человеком и по всем параметрам подходить на ту позицию, которая для него отводится в клубе.
– Есть чемпионаты, игрокам из которых отдается предпочтение?
– Если говорить в целом, то в зоне внимания все ведущие чемпионаты. Помимо России, приоритет отдаем Швеции, США и Канаде. Главный тренер Мисхат Фахрутдинов девять лет играл за шведский клуб и хорошо знает менталитет скандинавов. Хоккеисты из Северной Америки привлекают агрессивным силовым стилем игры, который хотели бы привить «Рубину».
– Расскажите подробнее про возрастные ограничения, введенные с нынешнего сезона в ВХЛ. Как они повлияли на селекционную работу?
– По новому регламенту на сезон команда должна заявить 25 игроков, из которых 15 в возрасте от 25 лет и старше, 5 – от 23 до 25 лет и 5 младше 23 лет. Из 20 игроков, заявленных на игру в обязательном порядке, 3 должны быть 1992 года и младше, а один 1991 года рождения. Таким образом, тренер вынужден либо ставить в состав четырех хоккеистов, отвечающих указанным требованиям, либо оставлять их места пустыми. Из-за этого большое количество клубов сейчас играет в три звена.
Смысл нововведения остается непонятным. Сильный спортсмен попадет в состав вне зависимости от того, сколько ему лет, притом молодых игроков нужного уровня крайне мало. Ограничение по возрасту идет на пользу только командам, являющимся фарм-клубами (резервными) представителей КХЛ. Они не ставят цели бороться за высокие места, а лишь стремятся повысить уровень молодых игроков.
Костяк команды останется прежним
– Насколько сильные коррективы будут внесены в состав в случае выхода «Рубина» в КХЛ?
– Создать с нуля новую команду, которая будет стабильно показывать хорошую игру, невозможно. Поэтому костяк команды хотелось бы сохранить. Однако и без привлечения новых хоккеистов не обойтись. Есть предварительные договоренности с несколькими сильными игроками из ведущих российских клубов. В случае выхода в КХЛ они готовы играть за «Рубин».
– В связи с локаутом в Национальной хоккейной лиге можно ли рассчитывать на приезд в «Рубин» кого-то из заокеанских хоккеистов?
– Это возможно. Поддерживаем связь с несколькими агентами, которые работают с североамериканскими хоккеистами. Но необходимо учитывать, что специфика ВХЛ и НХЛ сильно отличается, и велик риск того, что иностранный игрок, хорошо зарекомендовавший себя в США или Канаде, не сможет до конца реализовать себя у нас.
– Вы сделали акцент на возможности привлечения из НХЛ именно иностранцев. То есть энхаэловских россиян не рассматриваете?
– Только в качестве исключения. Дело в том, что все россияне, выступающие в НХЛ, в свое время перешли туда из клубов КХЛ, в которые скорее всего и захотят вернуться.
– Вы упомянули о том, что даже многообещающий игрок может не оправдать возложенных на него надежд. В чем причины?
– В хоккее такое явление – обычное дело. Нередко в одной команде игрок не может попасть в стартовый состав, а перейдя в другую, такого же уровня, пробивается в первую пятерку. Причин может быть несколько. Влияют партнеры по команде, тренерское видение игры, личные качества игрока и так далее.
– В «Рубине» налажена система перехода в команду мастеров воспитанников из юношеских и юниорских тюменских клубов?
– Тренерский штаб постоянно держит на заметке молодых перспективных спортсменов. Без преувеличения можно сказать, что юношеская хоккейная школа в Тюмени – одна из сильнейших в России. На данный момент в «Рубине» играет пять тюменских воспитанников, это хороший показатель. Проблема заключается в том, что наших наиболее талантливых игроков, начиная с десяти лет, активно переманивают клубы КХЛ. Естественно, родители, да и сами дети, охотно соглашаются на подобные предложения. Думаю, когда выйдем в континентальную лигу, вопрос снимется сам собой.
Дух победителей
– За карьеру хоккеиста вы сменили восемь клубов. Какой особенно запомнился?
– Особенно запомнились хабаровский «Амур» и московский ЦСКА. В первой дружине отыграл шесть сезонов, во второй – три.
– Последний сезон вы выступали в составе «Газовика». Чем примечателен этот период?
– Для меня многое было в новинку. Так сложилось, что практически все клубы, цвета которых защищал, не ставили задачи бороться за призовые места. В «Газовике» же, напротив, одна из главных целей – победа. Приятно находиться в позитивной атмосфере и занимать лидирующие позиции в чемпионате.
– Команда «Буран», представляющая родной для вас Воронеж, с 2012 года играет в ВХЛ. В матчах с «Рубином» за кого будете болеть?
– Естественно, за «Рубин». Воронеж в прошлом. Тюмень стала для меня вторым домом.
– Трудно было сменить квалификацию игрока на генерального менеджера?
– Решение далось непросто. Желание поиграть еще было, но и новая работа привлекала. Игроку легче, чем тренеру или менеджеру, все расписано и запланировано за него. На новой должности пришлось с первых дней столкнуться с большим объемом аналитической работы. Но о своем решении не жалею, работа нравится. Хочу заниматься ей и дальше.