Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Лидерство, новаторство, созидание

Общество, 01:06, 03 октября 2012, Сергей Кузнецов
Слушать новость
Лидерство, новаторство, созидание. .

Таково творческое кредо легенды журналистики, директора Тюменского издательского дома Ивана Кнапика


Генеральный директор Тюменского издательского дома Иван Кнапик доволен, что жизнь связала его  с журналистикой. Он любит напряженность в работе. Ему нравится метаться, искать и находить. Таково его творческое кредо. Его жизнь можно условно разделить на две части,  и если вторая – это издательская деятельность, то первая, бесспорно, журналистика.
– Иван Филиппович, с чего все начиналось?

– В 1967 году я начал работу в ярковской районной газете «Знамя коммунизма», в которой прошел путь от корреспондента до завотделом. Работа интересная, с частыми командировками. Вот тогда я впервые начал писать и фотографировать. То, что снимаешь на камеру, дополняет текст и часто бывает даже выразительнее написанного. До сих пор помню многих механизаторов, с которыми встречался в полях. Мне повезло – у меня были хорошие наставники: редактор, фронтовик Павел Медов, заместитель редактора подполковник запаса Михаил Воробьев, мои сверст­ники Сергей Колчанов, Володя Калинин. Такое хорошее дружеское начало послужило тому, что я выбрал прямую дорогу на всю жизнь и уже никогда с нее не сворачивал.

– То есть вы  в журналистике с 1967 года?

– На самом деле написал первые заметки для районной газеты, когда учился в восьмом классе. В начинаниях меня поддерживал директор школы. В девятом классе я оказался на слете районных корреспондентов. В армии писал для газеты «Советский воин». Во время второго года службы меня отправили в эту газету стажироваться на два месяца – ездил по гарнизонам и писал об армии. Но первая официальная запись в трудовой книжке сделана в ярковской газете.

– Какой первый важный урок в журналистике вы полу­чили?

– Многому научил меня директор школы, в которой учился. Тогда я написал рассказ «Шахтер». Он меня вызвал и сказал: «Ты хорошо написал, мне понравилось. Но ты в шахте был? Нет! Знаешь, что такое хопёр? Тоже нет! А зачем тогда пишешь?» С тех пор не пишу о том, чего не знаю. Даже став редактором, следовал этому принципу и никогда не имел проколов. Кто знает, не осади он меня тогда, я бы, может, о космонавтах писал... Эта подправка курса привела к тому, что  я выработал свои правила, которым следую всю свою творческую жизнь.

– Каких правил должен еще придерживаться журналист?

– Главное – не быть верхоглядом. Вот почему сейчас некоторые журналисты нарываются на неприятности? Потому что приехал, пять минут походил и ему уже все ясно. Написал, а когда это в газете прочитали, выяснилось, что половину автор просто домыслил и приукрасил, начинаются судебные тяжбы. Поэтому надо всегда смотреть в корень. Работая корреспондентом, заместителем редактора, а потом девять лет редактором, я ни разу не попадал в такие плохие истории.

Вот говорят, что нельзя критиковать. Все можно, и тогда, и сейчас, если эта критика вдумчивая, серьезная и обоснованная. Помню, в Казанке первым секретарем райкома партии был Василий Кныш – мужик, стержень! Я написал фельетон под названием «Бельмо на глазу». В одном совхозе секретарем партийной организации была женщина, которая путала свой карман с государственным, попивала, трудоустраивала родственников. Я об этом написал. На заседании бюро меня поддержали и женщину из партии исключили. Никто тогда не сказал: а ты зачем партию позоришь?

– Изменились ли ваши подходы, когда вы стали редактором?

– В Юргинском, когда работал заместителем редактора, и в Казанском, где долго был редактором газеты, у меня появился новый подход. Он  в том, что редактору необходимо дать журналисту возможность самовыразиться. Не держать его за руки, в жестких рамках, а научить быть внутренним цензором.

Причем научить других следовать журналистским правилам намного сложней, чем следовать им самому. Скомандуешь – в штыки, посоветуешь – не слушают, потому что некоторые из сотрудников старше тебя. Поэтому нужно всегда иметь индивидуальный подход: знать, к чему тяготеет журналист, и подсказывать ему так, чтобы не обидеть, а только направить.

Еще один сложный и щепетильный вопрос – правка чужого текста. Могут быть два подхода к правке журналистского материала. Первый – постоянно думать: «А как бы я написал?» По моему мнению, он вообще не приемлем. А вот второй подход – сверять, думая: «А как он написан на самом деле?» – это золотое правило редактора. Переписывать за кого-то – совсем неправильно. Поэтому главное – предоставить молодому  журналисту возможность самовыражения и научить внутренне себя контролировать.  Еще не надо, чтобы журналист выставлял себя всезнайкой, потому что герой статьи раскроется тогда, когда почувствует, что журналист принимает участие в его судьбе, когда сопереживает.

– Когда вы начали заниматься издательской деятельностью?

– Когда приехал в Тюмень, работа стала не столько творческой, сколько организаторской. В секторе печати вдвоем занимались созданием новых газет, обеспечением изданий кад­рами, были в самой гуще дел  и событий и на юге, и на севере области – в Когалыме, Лангепасе, Радужном, в других городах и райцентрах. Потом я перешел на работу в облисполком начальником управления издательств, полиграфии книжной торговли и стал больше заниматься хозяйственной деятельностью. Обком партии открывает новую газету – нужно типографию строить. Едешь в Москву и выбиваешь оборудование, доставляешь до места, монтируешь, запускаешь, обес­печиваешь типографию кадрами, бумагой и т.д. Нет мест в автономных округах, где бы  я не был как минимум два-три раза. В судьбе почти всех изданий и всех типографий, которые сегодня там работают, я участвовал.

В 1986 году пошел коренной перелом. До этого времени в каждом райцентре были газета и типография. В каждой типографии работало шесть человек, все профессии экзотические – линотипист, ручной наборщик, печатник. Ну где в Викулово или в Сладково найдешь линотиписта? Были постоянные сложности с подбором кадров. Заболел линотипист – выпуск газеты приостанавливается, нужно временно искать и привозить специалиста из другого района. Тот же линотип имел до тысячи регулировок – ну кто в райцентре это мог сделать? Легче было найти динозавра, чем наладчика. Создали спецбригаду наладчиков, дали им машину, они колесили по райцентрам, и все равно это не спасало. По­этому у меня родилась мысль сделать межрайонные  централизованные типографии для печати районных газет.

Первую такую типографию создали в 1995 году в Ишиме. Она переросла задуманное и заработала как полноценный полиграфический комбинат. Сегодня печатаем там одиннадцать районных газет! А все эти маленькие типографии умерли. С офсетным способом печати газеты стали красивыми, с яркими, сочными цветами, прекрасного полиграфического качества. А если еще  и содержание поднялось, тогда эти газеты вообще пошли на ура.

Вторая типография открылась в Ялуторовске – там печатается пять районных газет. Третья типография в Тобольске печатает четыре издания. В этих городах – филиалы Тюменского издательского дома. Главная же типография находится в Тюмени. Здесь работаем по-крупному: печатаются «Тюменские известия», «Тюменский курьер», «Лянторский вестник», газеты из Салехарда и других городов, журналы, книги.

– Часто бываете в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске?

– Очень часто! Я же назначаю директора типографии, главного бухгалтера, постоянно общаюсь с ними. Недавно в Тобольске около месяца безвылазно работали – устанавливали новую печатную машину, сейчас запустили. Занимаюсь типографиями, но  у меня очень теплые отношения с редакторами всех районных газет, знаю очень многих журналистов, пристально слежу за их творчеством, поздравляю с днями рождения. На этапе, когда закончили модернизацию типографий в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и перешли на качественно новый технический уровень, снова занялся реа­лизацией творческих возможностей.

– Вы снова начали писать?

– Сейчас не пишу материалы для газет, но  у меня, признаться, есть идея создать серию очерков под названием «Тюменские женщины». Первый из них уже готов. Материалов о неординарных женщинах из разных городов и деревень будет, может, с десяток.
Но главное для нас сейчас направление – совместные издательские проекты с районными газетами. Наши совместные книги отличает предельная достоверность, потому что лучше авторов из сел и деревень о своих земляках написать сложно. Один из проектов, автором и редактором которого являюсь, называется «Согретые Сибирью». Двухтомник расскажет о том, сколько в Тюмени было детских домов, которые в годы вой­ны эвакуировали на нашу землю из блокадного Ленинграда и других городов страны. К этой работе подключились все районные газеты и никто не сделает это лучше них.

Сейчас серьезно работаем над книжкой для детей «В семье многонациональной». Еще одно издание, находящееся в работе: третий том «Печатные СМИ Тюменской области: век XIX – век XXI». Первые два – «Радио» и «Телевидение» – уже изданы. Я тоже координатор этого проекта.

– Какие даты для вас наиболее дороги?

– С Тюменской областью я одного года рождения: только она была создана 14 августа, а я родился 14 июня. Но все равно скоро вместе с областью будем праздновать семьдесят лет. Сейчас готовимся, наши новые книги выйдут и к этой дате, и к Дню Победы.
В этом году исполнилось 45 лет моей работы в районной печати Тюменской области, а также 43 года семейной жизни. С женой Валентиной Альбертовной имеем двоих дочерей, четверых внуков, и это не предел.

– Как вы относитесь к тому, что вас называют легендой тюменской прессы?

– Благодарен тем, кто это придумал. Мне нравится, что каждый год на фестивале тюменской прессы кто-то удостаивается такого почетного звания. Мне нравится цифра «7». И даже номер моего удостоверения «Легенды тюменской прессы» – «17».

Тем не менее, постоянно думаю о том, что не надо бронзоветь. Получение такого звания – это не признание того, что все уже достигнуто и сделано. Нужно думать и о будущем. Так, каждый год Тюменский издательский дом приглашает на стажировку двух-трех студентов факультета журналистики ТюмГУ. Даем им рукописи для редакторской правки, предлагаем сделать дизайн обложек, подготовить оригинал-макет буклета.

– Что посоветуете молодым журналистам?

– Быть верным профессии и как можно дольше работать в одной газете. Быть в постоянном творческом поиске. Находить собственные темы и их разрабатывать. Стремиться писать как можно ярче.

Таково творческое кредо легенды журналистики, директора Тюменского издательского дома Ивана Кнапика


Генеральный директор Тюменского издательского дома Иван Кнапик доволен, что жизнь связала его  с журналистикой. Он любит напряженность в работе. Ему нравится метаться, искать и находить. Таково его творческое кредо. Его жизнь можно условно разделить на две части,  и если вторая – это издательская деятельность, то первая, бесспорно, журналистика.
– Иван Филиппович, с чего все начиналось?

– В 1967 году я начал работу в ярковской районной газете «Знамя коммунизма», в которой прошел путь от корреспондента до завотделом. Работа интересная, с частыми командировками. Вот тогда я впервые начал писать и фотографировать. То, что снимаешь на камеру, дополняет текст и часто бывает даже выразительнее написанного. До сих пор помню многих механизаторов, с которыми встречался в полях. Мне повезло – у меня были хорошие наставники: редактор, фронтовик Павел Медов, заместитель редактора подполковник запаса Михаил Воробьев, мои сверст­ники Сергей Колчанов, Володя Калинин. Такое хорошее дружеское начало послужило тому, что я выбрал прямую дорогу на всю жизнь и уже никогда с нее не сворачивал.

– То есть вы  в журналистике с 1967 года?

– На самом деле написал первые заметки для районной газеты, когда учился в восьмом классе. В начинаниях меня поддерживал директор школы. В девятом классе я оказался на слете районных корреспондентов. В армии писал для газеты «Советский воин». Во время второго года службы меня отправили в эту газету стажироваться на два месяца – ездил по гарнизонам и писал об армии. Но первая официальная запись в трудовой книжке сделана в ярковской газете.

– Какой первый важный урок в журналистике вы полу­чили?

– Многому научил меня директор школы, в которой учился. Тогда я написал рассказ «Шахтер». Он меня вызвал и сказал: «Ты хорошо написал, мне понравилось. Но ты в шахте был? Нет! Знаешь, что такое хопёр? Тоже нет! А зачем тогда пишешь?» С тех пор не пишу о том, чего не знаю. Даже став редактором, следовал этому принципу и никогда не имел проколов. Кто знает, не осади он меня тогда, я бы, может, о космонавтах писал... Эта подправка курса привела к тому, что  я выработал свои правила, которым следую всю свою творческую жизнь.

– Каких правил должен еще придерживаться журналист?

– Главное – не быть верхоглядом. Вот почему сейчас некоторые журналисты нарываются на неприятности? Потому что приехал, пять минут походил и ему уже все ясно. Написал, а когда это в газете прочитали, выяснилось, что половину автор просто домыслил и приукрасил, начинаются судебные тяжбы. Поэтому надо всегда смотреть в корень. Работая корреспондентом, заместителем редактора, а потом девять лет редактором, я ни разу не попадал в такие плохие истории.

Вот говорят, что нельзя критиковать. Все можно, и тогда, и сейчас, если эта критика вдумчивая, серьезная и обоснованная. Помню, в Казанке первым секретарем райкома партии был Василий Кныш – мужик, стержень! Я написал фельетон под названием «Бельмо на глазу». В одном совхозе секретарем партийной организации была женщина, которая путала свой карман с государственным, попивала, трудоустраивала родственников. Я об этом написал. На заседании бюро меня поддержали и женщину из партии исключили. Никто тогда не сказал: а ты зачем партию позоришь?

– Изменились ли ваши подходы, когда вы стали редактором?

– В Юргинском, когда работал заместителем редактора, и в Казанском, где долго был редактором газеты, у меня появился новый подход. Он  в том, что редактору необходимо дать журналисту возможность самовыразиться. Не держать его за руки, в жестких рамках, а научить быть внутренним цензором.

Причем научить других следовать журналистским правилам намного сложней, чем следовать им самому. Скомандуешь – в штыки, посоветуешь – не слушают, потому что некоторые из сотрудников старше тебя. Поэтому нужно всегда иметь индивидуальный подход: знать, к чему тяготеет журналист, и подсказывать ему так, чтобы не обидеть, а только направить.

Еще один сложный и щепетильный вопрос – правка чужого текста. Могут быть два подхода к правке журналистского материала. Первый – постоянно думать: «А как бы я написал?» По моему мнению, он вообще не приемлем. А вот второй подход – сверять, думая: «А как он написан на самом деле?» – это золотое правило редактора. Переписывать за кого-то – совсем неправильно. Поэтому главное – предоставить молодому  журналисту возможность самовыражения и научить внутренне себя контролировать.  Еще не надо, чтобы журналист выставлял себя всезнайкой, потому что герой статьи раскроется тогда, когда почувствует, что журналист принимает участие в его судьбе, когда сопереживает.

– Когда вы начали заниматься издательской деятельностью?

– Когда приехал в Тюмень, работа стала не столько творческой, сколько организаторской. В секторе печати вдвоем занимались созданием новых газет, обеспечением изданий кад­рами, были в самой гуще дел  и событий и на юге, и на севере области – в Когалыме, Лангепасе, Радужном, в других городах и райцентрах. Потом я перешел на работу в облисполком начальником управления издательств, полиграфии книжной торговли и стал больше заниматься хозяйственной деятельностью. Обком партии открывает новую газету – нужно типографию строить. Едешь в Москву и выбиваешь оборудование, доставляешь до места, монтируешь, запускаешь, обес­печиваешь типографию кадрами, бумагой и т.д. Нет мест в автономных округах, где бы  я не был как минимум два-три раза. В судьбе почти всех изданий и всех типографий, которые сегодня там работают, я участвовал.

В 1986 году пошел коренной перелом. До этого времени в каждом райцентре были газета и типография. В каждой типографии работало шесть человек, все профессии экзотические – линотипист, ручной наборщик, печатник. Ну где в Викулово или в Сладково найдешь линотиписта? Были постоянные сложности с подбором кадров. Заболел линотипист – выпуск газеты приостанавливается, нужно временно искать и привозить специалиста из другого района. Тот же линотип имел до тысячи регулировок – ну кто в райцентре это мог сделать? Легче было найти динозавра, чем наладчика. Создали спецбригаду наладчиков, дали им машину, они колесили по райцентрам, и все равно это не спасало. По­этому у меня родилась мысль сделать межрайонные  централизованные типографии для печати районных газет.

Первую такую типографию создали в 1995 году в Ишиме. Она переросла задуманное и заработала как полноценный полиграфический комбинат. Сегодня печатаем там одиннадцать районных газет! А все эти маленькие типографии умерли. С офсетным способом печати газеты стали красивыми, с яркими, сочными цветами, прекрасного полиграфического качества. А если еще  и содержание поднялось, тогда эти газеты вообще пошли на ура.

Вторая типография открылась в Ялуторовске – там печатается пять районных газет. Третья типография в Тобольске печатает четыре издания. В этих городах – филиалы Тюменского издательского дома. Главная же типография находится в Тюмени. Здесь работаем по-крупному: печатаются «Тюменские известия», «Тюменский курьер», «Лянторский вестник», газеты из Салехарда и других городов, журналы, книги.

– Часто бываете в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске?

– Очень часто! Я же назначаю директора типографии, главного бухгалтера, постоянно общаюсь с ними. Недавно в Тобольске около месяца безвылазно работали – устанавливали новую печатную машину, сейчас запустили. Занимаюсь типографиями, но  у меня очень теплые отношения с редакторами всех районных газет, знаю очень многих журналистов, пристально слежу за их творчеством, поздравляю с днями рождения. На этапе, когда закончили модернизацию типографий в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и перешли на качественно новый технический уровень, снова занялся реа­лизацией творческих возможностей.

– Вы снова начали писать?

– Сейчас не пишу материалы для газет, но  у меня, признаться, есть идея создать серию очерков под названием «Тюменские женщины». Первый из них уже готов. Материалов о неординарных женщинах из разных городов и деревень будет, может, с десяток.
Но главное для нас сейчас направление – совместные издательские проекты с районными газетами. Наши совместные книги отличает предельная достоверность, потому что лучше авторов из сел и деревень о своих земляках написать сложно. Один из проектов, автором и редактором которого являюсь, называется «Согретые Сибирью». Двухтомник расскажет о том, сколько в Тюмени было детских домов, которые в годы вой­ны эвакуировали на нашу землю из блокадного Ленинграда и других городов страны. К этой работе подключились все районные газеты и никто не сделает это лучше них.

Сейчас серьезно работаем над книжкой для детей «В семье многонациональной». Еще одно издание, находящееся в работе: третий том «Печатные СМИ Тюменской области: век XIX – век XXI». Первые два – «Радио» и «Телевидение» – уже изданы. Я тоже координатор этого проекта.

– Какие даты для вас наиболее дороги?

– С Тюменской областью я одного года рождения: только она была создана 14 августа, а я родился 14 июня. Но все равно скоро вместе с областью будем праздновать семьдесят лет. Сейчас готовимся, наши новые книги выйдут и к этой дате, и к Дню Победы.
В этом году исполнилось 45 лет моей работы в районной печати Тюменской области, а также 43 года семейной жизни. С женой Валентиной Альбертовной имеем двоих дочерей, четверых внуков, и это не предел.

– Как вы относитесь к тому, что вас называют легендой тюменской прессы?

– Благодарен тем, кто это придумал. Мне нравится, что каждый год на фестивале тюменской прессы кто-то удостаивается такого почетного звания. Мне нравится цифра «7». И даже номер моего удостоверения «Легенды тюменской прессы» – «17».

Тем не менее, постоянно думаю о том, что не надо бронзоветь. Получение такого звания – это не признание того, что все уже достигнуто и сделано. Нужно думать и о будущем. Так, каждый год Тюменский издательский дом приглашает на стажировку двух-трех студентов факультета журналистики ТюмГУ. Даем им рукописи для редакторской правки, предлагаем сделать дизайн обложек, подготовить оригинал-макет буклета.

– Что посоветуете молодым журналистам?

– Быть верным профессии и как можно дольше работать в одной газете. Быть в постоянном творческом поиске. Находить собственные темы и их разрабатывать. Стремиться писать как можно ярче.



В Тюмени представят спектакль о женской сплоченности в сложных условиях

19 октября

Чем обработать теплицу осенью

19 октября