Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Живые» картинки в театре купца Текутьева

Слушать новость
«Живые» картинки в театре купца Текутьева . .

К 110-й годовщине показа первого фильма  в Тюмени


27 августа 2012 года страна отметила праздник – день российского кино. Но в истории нашего славного города Тюмени есть своя дата – 22 сентября 1902 года. Именно в этот день жители Тюмени впервые увидели кино с «живыми» картинки на экране.

Для кого-то это мероприятие  в городе стало открытием, кто-то из верующих с ужасом воспринял на белом экране из простыней пугающее бесовское искусство и прочь бежал из импровизированного кинотеатра, на ходу осеняя себя крестом.

Но обо всем по порядку. Глава города Тюмени Андрей Текутьев, бывая в служебных командировках в Москве и Санкт-Петербурге,  посещал не только промышленные выставки, но и театры драмы. Там же он познакомился с таким видом искусства, как  кино. И загорелся желанием показать  неизвестное искусство жителям Тюмени. Но бюрократические препоны чиновников из МВД России не позволяли ему осуществить эту мечту. Тогда ушлый купец первой гильдии в частном порядке  для своих рабочих и служащих выписал из Парижа гастролера-коммерсанта Ж. Дорсена с набором видовых фильмов.

20 сентября 1902 года через управляющих и приказчиков довел до всего личного состава своего большого коммерческого предприятия, что 22 сентября 1902 года состоится бесплатный кинопоказ фильмов в  частном театре, что на улице Иркутской, 45 (Челюскинцев – авт.) г.  Тюмени. Через сутки от 180 рабочих и 65 служащих, занятых на производствах Текутьева, не поступило ни одной заявки. Оплаченный коммерсант из Франции Ж. Дорсен вальяжно распивал крепкий чай после очередной порции сибирских пельменей в гостинице Фауста Чеховича «Север», что находилась напротив театра Текутьева. Назревал невиданный конфуз. Владелец трех мукомольных фабрик и пароходов Андрей Текутьев занервничал. Фабрикант никак не ожидал, что трудовой народ так равнодушно проигнорирует его благое желание и откажется от плодов цивилизации. Он искал причину равнодушия людей и старался найти выход из затруднительного положения. Выход был найден.

Текутьев сам был глубоко верующим человеком и старостой Спасского храма. Поэтому понял, что верующие люди, а их большинство, просто боялись бесовских картинок на экране. Он обратился к священнику Спасского храма Перехвальскому за благословением на показ фильмов в своем театре. Это сыграло решающую роль. К тому же он объявил о сокращенном рабочем графике в день показа фильмов, добавив при этом, что рабочие и служащие за это время получат по полному расчету. Также хозяин фабрик, заводов и пароходов заявил, что каждый пришедший на просмотр кинофильма получит по  два  фунта (800 г – авт.) конфет карамели своим детям. Известно, что Андрей Иванович заранее распорядился, чтобы из всех трех его городских торговых лавок привезли карамель в театр.    Вот наступил долгожданный солнечный день 22 сентября. Владелец частного театра был готов встретить зрителей.

К 3 часам пополудни к зданию театра на ул. Иркутской стали приближаться первые зрители. Андрей Иванович вместе с женой Евдокией Яковлевной встречали на входе в театр рабочих и служащих вместе с их многочисленными семействами. Текутьев галантно раскланивался и просил всех зайти в здание театра. В фойе на первом этаже  по этому случаю играл театральный духовой оркестр, а на втором и третьем этажах работали буфеты. Распорядителем на этот день в театре был племянник купца, сын родной сестры Анны купец Иван Некрасов. Ему помогала жена Александра Александровна. В их задачу входило также рассаживать по местам зрителей и если потребуется, то организовать подставные стулья. Нужно отметить, что на то время в театре  находилось 400 посадочных мест.

Слово «подставные» из лексикона мудрого купца тогда имело абсолютно другое значение – дополнительные стулья. Ныне же слова «подстава» или «подставные» означают действия, связанные с обманом человека.  На показ фильма из Борков, родной деревни купца, приехала семья однофамильца 35-летнего Егора Текутьева. В этой же компании находился родной брат Егора Иван Евгеньевич Текутьев.

Когда в партере театра набралось достаточное количество народу, начался показ фильмов. Экраном служили несколько сшитых между собой белых простыней. Гастролер Ж. Дорсен расположился с киноаппаратурой в креслах партера. Зрители с большим интересом и удивлением смотрели невиданное чудо – бегающие фигуры людей, животных и так далее. Но некоторые не выдерживали невиданного новшества и убегали прочь с киносеанса. Служащие частного театра были предупреждены заранее об этих случаях и по устному приказу Текутьева не чинили беглецам никаких  препятствий. Мало того, убегающим зрителям вручали от хозяина заведения обещанные кульки с карамельками для детей.

Точно так же прошел второй сеанс короткометражных сюжетов из жизни столичного Санкт-Петербурга, были показаны и другие забавные житейские истории немого кино. Люди расходились возбужденные от увиденного и долго не могли прийти в себя. Текутьев в парадном сюртуке с глухим воротом и начищенных до солнечного блеска ботинках вместе с супругой Евдокией Яковлевной, стоя на крыльце театра, провожал каждого рабочего, каждому кивал головой, но те в упор его не видели, продолжая пребывать в завороженном состоянии.

Благостная  весть о показе видовых короткометражек разнеслась по всему городу. В общей сложности на двух сеансах побывало около тысячи человек. Хотя для широкой общественности показывать фильм Текутьев не имел права, донос на благодетеля Тюмени за это нарушение никто не написал. Все окончилось благополучно.

Андрей Текутьев таким образом явился первооткрывателем тюменского кино. Как приверженец этого искусства, в 1916 году незадолго до смерти он отдал свой театр в аренду Иосифу Шустеру для демонстрации кинофильмов. Нужно отметить, что Иосиф Шавелевич был в Тюмени владельцем фотоателье, а позднее стал собственником кинотеатров «Весь мир», «Модерн» и «Прогресс». Текутьев всегда обгонял события и время. Ведь первый кинотеатр в Тюмени построил Ромашов на  380 посадочных мест на улице Царской (Республики – авт.) только в 1910 году. Назвал его Антон  Ромашов на чудный западный манер – «Вольдемар». Чуть позднее появились в городе кинотеатры «Модерн» и «Луч».    Поэтому будем помнить, что отцом-основателем кино в нашем городе  был Андрей Иванович Текутьев, глава города Тюмени 1899–1909 гг.

К 110-й годовщине показа первого фильма  в Тюмени


27 августа 2012 года страна отметила праздник – день российского кино. Но в истории нашего славного города Тюмени есть своя дата – 22 сентября 1902 года. Именно в этот день жители Тюмени впервые увидели кино с «живыми» картинки на экране.

Для кого-то это мероприятие  в городе стало открытием, кто-то из верующих с ужасом воспринял на белом экране из простыней пугающее бесовское искусство и прочь бежал из импровизированного кинотеатра, на ходу осеняя себя крестом.

Но обо всем по порядку. Глава города Тюмени Андрей Текутьев, бывая в служебных командировках в Москве и Санкт-Петербурге,  посещал не только промышленные выставки, но и театры драмы. Там же он познакомился с таким видом искусства, как  кино. И загорелся желанием показать  неизвестное искусство жителям Тюмени. Но бюрократические препоны чиновников из МВД России не позволяли ему осуществить эту мечту. Тогда ушлый купец первой гильдии в частном порядке  для своих рабочих и служащих выписал из Парижа гастролера-коммерсанта Ж. Дорсена с набором видовых фильмов.

20 сентября 1902 года через управляющих и приказчиков довел до всего личного состава своего большого коммерческого предприятия, что 22 сентября 1902 года состоится бесплатный кинопоказ фильмов в  частном театре, что на улице Иркутской, 45 (Челюскинцев – авт.) г.  Тюмени. Через сутки от 180 рабочих и 65 служащих, занятых на производствах Текутьева, не поступило ни одной заявки. Оплаченный коммерсант из Франции Ж. Дорсен вальяжно распивал крепкий чай после очередной порции сибирских пельменей в гостинице Фауста Чеховича «Север», что находилась напротив театра Текутьева. Назревал невиданный конфуз. Владелец трех мукомольных фабрик и пароходов Андрей Текутьев занервничал. Фабрикант никак не ожидал, что трудовой народ так равнодушно проигнорирует его благое желание и откажется от плодов цивилизации. Он искал причину равнодушия людей и старался найти выход из затруднительного положения. Выход был найден.

Текутьев сам был глубоко верующим человеком и старостой Спасского храма. Поэтому понял, что верующие люди, а их большинство, просто боялись бесовских картинок на экране. Он обратился к священнику Спасского храма Перехвальскому за благословением на показ фильмов в своем театре. Это сыграло решающую роль. К тому же он объявил о сокращенном рабочем графике в день показа фильмов, добавив при этом, что рабочие и служащие за это время получат по полному расчету. Также хозяин фабрик, заводов и пароходов заявил, что каждый пришедший на просмотр кинофильма получит по  два  фунта (800 г – авт.) конфет карамели своим детям. Известно, что Андрей Иванович заранее распорядился, чтобы из всех трех его городских торговых лавок привезли карамель в театр.    Вот наступил долгожданный солнечный день 22 сентября. Владелец частного театра был готов встретить зрителей.

К 3 часам пополудни к зданию театра на ул. Иркутской стали приближаться первые зрители. Андрей Иванович вместе с женой Евдокией Яковлевной встречали на входе в театр рабочих и служащих вместе с их многочисленными семействами. Текутьев галантно раскланивался и просил всех зайти в здание театра. В фойе на первом этаже  по этому случаю играл театральный духовой оркестр, а на втором и третьем этажах работали буфеты. Распорядителем на этот день в театре был племянник купца, сын родной сестры Анны купец Иван Некрасов. Ему помогала жена Александра Александровна. В их задачу входило также рассаживать по местам зрителей и если потребуется, то организовать подставные стулья. Нужно отметить, что на то время в театре  находилось 400 посадочных мест.

Слово «подставные» из лексикона мудрого купца тогда имело абсолютно другое значение – дополнительные стулья. Ныне же слова «подстава» или «подставные» означают действия, связанные с обманом человека.  На показ фильма из Борков, родной деревни купца, приехала семья однофамильца 35-летнего Егора Текутьева. В этой же компании находился родной брат Егора Иван Евгеньевич Текутьев.

Когда в партере театра набралось достаточное количество народу, начался показ фильмов. Экраном служили несколько сшитых между собой белых простыней. Гастролер Ж. Дорсен расположился с киноаппаратурой в креслах партера. Зрители с большим интересом и удивлением смотрели невиданное чудо – бегающие фигуры людей, животных и так далее. Но некоторые не выдерживали невиданного новшества и убегали прочь с киносеанса. Служащие частного театра были предупреждены заранее об этих случаях и по устному приказу Текутьева не чинили беглецам никаких  препятствий. Мало того, убегающим зрителям вручали от хозяина заведения обещанные кульки с карамельками для детей.

Точно так же прошел второй сеанс короткометражных сюжетов из жизни столичного Санкт-Петербурга, были показаны и другие забавные житейские истории немого кино. Люди расходились возбужденные от увиденного и долго не могли прийти в себя. Текутьев в парадном сюртуке с глухим воротом и начищенных до солнечного блеска ботинках вместе с супругой Евдокией Яковлевной, стоя на крыльце театра, провожал каждого рабочего, каждому кивал головой, но те в упор его не видели, продолжая пребывать в завороженном состоянии.

Благостная  весть о показе видовых короткометражек разнеслась по всему городу. В общей сложности на двух сеансах побывало около тысячи человек. Хотя для широкой общественности показывать фильм Текутьев не имел права, донос на благодетеля Тюмени за это нарушение никто не написал. Все окончилось благополучно.

Андрей Текутьев таким образом явился первооткрывателем тюменского кино. Как приверженец этого искусства, в 1916 году незадолго до смерти он отдал свой театр в аренду Иосифу Шустеру для демонстрации кинофильмов. Нужно отметить, что Иосиф Шавелевич был в Тюмени владельцем фотоателье, а позднее стал собственником кинотеатров «Весь мир», «Модерн» и «Прогресс». Текутьев всегда обгонял события и время. Ведь первый кинотеатр в Тюмени построил Ромашов на  380 посадочных мест на улице Царской (Республики – авт.) только в 1910 году. Назвал его Антон  Ромашов на чудный западный манер – «Вольдемар». Чуть позднее появились в городе кинотеатры «Модерн» и «Луч».    Поэтому будем помнить, что отцом-основателем кино в нашем городе  был Андрей Иванович Текутьев, глава города Тюмени 1899–1909 гг.



В тюменскую Менделеевку приехали уникальные книги из Севастополя

26 апреля

Как в Тюмени прошла акция «Библионочь-2024»

24 апреля