Альянс бизнеса и власти
В последние годы в России и Тюменской области, в частности, все большее признание получает особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора экономики – государственно-частном партнерстве (ГЧП). В экономике развитых стран данная форма взаимодействия насчитывает уже несколько десятилетий.
Общественно значимые проекты
Институциональный и организационный альянс государственной власти Тюменской области и частного бизнеса направлен на реализацию общественно значимых проектов по обширному кругу деятельности – от развития стратегически важных для экономики области отраслей до предоставления общественных услуг в масштабах отдельных территорий, отраслей и видов деятельности.
ГЧП в процессе своего развития, в отличие от традиционных административных отношений, создает новые методы управления и формы финансирования, отношений к собственности, включая результаты интеллектуальной деятельности и так далее.
Принципиальное значение имеют вопросы, связанные с перераспределением правомочий собственности, которые неизбежно возникают в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в партнерские отношения, которые должны закрепляться соответствующими соглашениями сторон.
В общем смысле речь идет о действительно институциональном преобразовании сфер деятельности, традиционно относящихся к ведению государства. Понять сущность таких преобразований и создать условия для их реализации – сложная и важная задача.
Такие ключевые правомочия, как право на управление, право контроля над использованием активов, право на доход и так далее, в ГЧП не закреплены законодательно, что существенно сдерживает его развитие.
Эффективность на деле
Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Тюменской области» своим примером уже не первый год пытается вовлечь стороны в этот созидательный процесс. За счет средств объединения, сформированных из отчислений
участников объединения, реализовано несколько проектов, которые можно назвать «пилотными», и они показывают свою эффективность. Показательным примером партнерства может служить деятельность в сфере аграрного профессионального образования, сущность которого представлена в концепции Международного учебно-производственного центра молочного животноводства.
Автор концепции – исполнительный директор областного объединения работодателей, ректор ФГОУ ДПОС «Тюменский институт переподготовки кад-ров агробизнеса» Анатолий Лазаренко отразил не только организационные и технологические аспекты системы профессионального образования, но также детально представил задачи и способы их решения на отдаленную перспективу. В данной концепции предусмотрен и раздел, посвященный ГЧП.
Объединение беспокоит состояние охраны труда и техника безопасности на производстве, поэтому в содружестве с Тюменским облсовпрофом создан электронный образовательный комплекс «Охрана труда», предназначенный для широкого круга работодателей и работников. Разработаны методические рекомендации по модульному, неформальному и спонтанному обучению. Исследуются интерактивные формы обучения.
С персоналом одного из участников объединения работодателей проведен эксперимент по их применению на практике. В ходе эксперимента установлена возможность индивидуального обучения (самообучения) и технологическая совместимость с другими формами образования. Эти работы выполняются за счет внебюджетных средств, отчислений участников Союза работодателей Тюменской области, преимущественно пожертвований ОАО «Запсибкомбанк».
И снова кадры
Несмотря на отсутствие государственного финансирования, в рамках ГЧП продолжается деятельность по созданию принципиально новой системы профессионального образования и системы оценки и сертификации квалификаций. Несовершенство существующей системы профессионального образования заставило бизнес серьезно подойти к вопросам подготовки производственных кадров, отвечающих новым реалиям.
Для решения этих задач областное объединение работодателей направило усилия и средства на разработку образовательных ресурсов, отвечающих современным запросам бизнеса. Некоторые разработки в виде электронных образовательных ресурсов (например, учебно-методический комплекс «Проведение технического обслуживания трактора Case Magnum 310 (ТО-2)») направлены в систему начального и среднего профессионального образования Тюменской области. Надеемся на социальный и коммерческий успех данных проектов после осмысления и признания их гражданским обществом и органами государственной власти и управления.
Представители бизнеса, работающие в режиме партнерства, не ставят цели получения каких-либо личных выгод и преимуществ. Реализация собственных идей, рискованных замыслов и проектов без гарантии получения положительного результата и опасения быть привлеченным к ответственности за возможные неудачи развязывает руки для творчества. В конечном счете выигрывает гражданское общество и государство.
«Разумное ограничение»
Соблюдение принципов ГЧП требует разумного ограничения вмешательства государства в экономику. Главный вопрос – каково это «разумное ограничение»? Мы бросаемся из крайности в крайность. Или не вмешиваемся в экономику, или, наоборот, вмешиваемся чрезмерно, доводя в обоих случаях дело порой до абсурда.
Позиция бизнеса заключается в том, что государство рассматривается как производитель общественных (публичных) благ и не может базироваться только на рыночных принципах. Некоторые блага государство может производить самостоятельно, а какую-то часть передает в частный сектор. Сложность заключается в оценке характера самих публичных благ и их полезности, что порой и не позволяет своевременно распознать многие инновации, оставляя страну в роли догоняющих. Данную задачу удастся разрешить, если руководствоваться принципами суверенности.
В качестве суверена рассматривается, безусловно, государство. Свойство суверенности может означать только одно: государство выступает как единый и единственный субъект, публичный носитель власти и участник хозяйственного оборота.
Государство при всех условиях должно оставаться субъектом публично-правовых отношений. Это обстоятельство не позволяет выступать ему в качестве рядового субъекта гражданского права. Поэтому нельзя изначально государство ставить равноправным партнером в проектах ГЧП.
Государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться остальные субъекты гражданско-правовых отношений. Равноправие может наступить тогда, когда в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации совместных проектов. Такого опыта у нас пока нет.
Неопределенность отношений отпугивает потенциальных партнеров в разработке и реализации совместных планов и проектов.
Проекты ГЧП представляют собой не простое арифметическое сложение средств, а принципиально новую конструкцию отношений. Государство выступает в роли носителя общественно значимых интересов, участника хозяйственного оборота, осуществляет контрольные функции. Таким образом, государство в первую очередь заинтересовано в эффективности общих результатов.
Кроме того, как партнер государство преследует цель максимизации выгод. Поэтому вполне уместно и даже необходимо поторговаться о характере делегируемых полномочий, условиях использования и о возможном разделе рисков. Каким образом в этом случае оценивать эффективность государственного управления, по каким парамет-рам, тоже пока неизвестно.
К проблемам, характерным для современного состояния ГЧП, относятся и несовершенство нормативно-правовой базы, недопонимание возможностей такого альянса общественностью и бизнесом. Участие бизнеса в решении общих задач не поощряется государством, а односторонне ставить и решать их без финансового участия государства чрезвычайно трудно.
Кроме того, развитие ГЧП и реальное участие государства сдерживаются, а точнее, полностью блокируются государственными служащими из-за опасения быть привлеченным к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности со ссылкой на борьбу с коррупцией, так как механизм их участия в таких проектах не создан. Между тем именно государственные и муниципальные служащие являются наиболее осведомленными и компетентными работниками.
ГЧП должно поощряться государством, отсутствие материальных и моральных вознаграждений, как юридическим, так и физическим лицам ведет к затуханию деятельности. Обобщение теоретического и практического международного, национального и регионального опыта позволяет сделать вывод, что ГЧП – это принципиально новое качество реализации суверенных функций государства. Однако для развития различных форм ГЧП необходимо решение ряда принципиальных вопросов.
Дмитрий ГОРИЦКИЙ, председатель правления
Союза работодателей
Тюменской области,
президент
ОАО «Запсибкомбанк»

